СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
РАССМОТРЕНО на МО, протокол № 1 от «___» ______ 20___ Руководитель МО Булатникова Т. В.________
| СОГЛАСОВАНО с методическим советом, протокол № от «___» _______ 20___ Руководитель МС Б айстрюченко С.В_______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №37 __________Харитонова Л.А
Приказ №____.от «___» _________ 20___
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1-4 классов(1класс)
к АООП для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Булатникова татьяна Викторовна
Курск
Раздел 1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) разработана в соответствии:
1. С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА (вариант 6.2.)
4. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 37» на 2018-2019 учебный год;
6. УМК «Школа России». Программа курса «Окружающий мир». А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2015.
7. Заключения ПМПК
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся. Сущность специфических для варианта 6.2. образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Токмакову Владимиру, обучающемуся 1 «Б» класса решением ПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной образовательной программе начального образования по ФГОС, для детей с НОДА (вариант 6.2.)
Обучающемуся ребенку с нарушением опорно- двигательного аппарата (вариант 6.2.) очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве, сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Программа строит обучение ребенка с НОДА на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности ребенка, включает задания, обеспечивающие восприятия учебного материала.
Место учебного предмета в учебном плане»
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.
Количество часов по школьному учебному плану – 2 часа в неделю, 64 часа в год
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 37» на 2018-2019 учебный год количество часов по рабочей программе –2 часа в неделю, 64 часа.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.
Введение. 1ч
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Основные виды учебной деятельности
Осваивать первоначальные умения:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
- пользоваться условными обозначениями учебника;
-различать способы и средства познания окружающего мира;
- оценивать результаты своей работы на уроке.
Введение 1ч
Что и кто? 19ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Основные виды учебной деятельности
- Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
- Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.
- Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. - Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
- Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём, моделировать форму Солнца, созвездий. Находить на ночном небе ковш - Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.
- Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам, определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя, различать гранит, кремень, известняк.
- Находить у растений их части, показывать и называть, различать цветки и соцветия.
- Определять растения с помощью атласа-определителя, узнавать их по рисункам, различать изученные растения.
- Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях, определять деревья по листьям. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать ель и сосну.
- Узнавать насекомых, рыб, птиц, зверей на рисунках, определять их с помощью атласа-определителя.
- Характеризовать назначение бытовых предметов, группировать предметы домашнего обихода.
Как, откуда и куда? 12ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Основные виды учебной деятельности
- Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.
- Обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязнённой воды, проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
- Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
- Сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду;
- Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов.
- Наблюдать за ростом и развитием растений, за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.
- Изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм.
- Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении, необходимость раздельного сбора мусора.
- Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.
- Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижении и достижения других учащихся.
Где и когда? 10ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Основные виды учебной деятельности
- Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы.
- Коллективно составлять рассказ о школе и классе, презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями .
- Различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности.
- Соотносить времена года и месяцы, наблюдать сезонные изменения в природе.
- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
- Различать зимующих и перелётных птиц, объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.
- Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов, различать типы одежды в зависимости от её назначения.
- Сравнивать старинные и современные велосипеды, запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
- Сравнивать жизнь взрослого и ребенка, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи.
- Выполнять тестовые задания учебника.
Почему и зачем? 22ч
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Основные виды учебной деятельности
- Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. Наблюдать за изменениями внешнего вида Луны.
- Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Исследовать возникновение и распространение звуков.
- Называть цвета радуги, запомнить их последовательность.
- Рассказывать об уходе за кошкой и собакой, познакомиться с предметами ухода за ними.
- Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
- Делать выводы о значении сна в жизни человека.
- Различать овощи и фрукты, сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма, запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
- Осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук, формулировать основные правила гигиены.
- Различать средства связи и средства массовой информации, обсуждать назначение Интернета.
- Классифицировать автомобили, поезда, корабли, самолёты в зависимости от их назначения. Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.
- Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника.
- Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой, оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.
- Обсуждать выступления учащихся.
Формы организации учебной деятельности.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок – путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений, самостоятельная работа.
Типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления знаний;
- урок закрепления новых знаний и выработка умений;
- урок комплексного использования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и контроля знаний;
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная и исследовательская технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-называть основные особенности каждого времени года.
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС
№
| № раздела, кол – во часов | Тема урока | Планируемые результаты | Дата | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | ||||||
Введение (1 ч.) | |||||||||||||
1 | 1 | Задавайте вопросы! Прогулка по осеннему парку. | Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью. | Регулятивные УУД: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные УУД: умение выделять основные признаки. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. |
|
| ||||||
Что и кто? (19 ч.) | |||||||||||||
2 | 1 | Что такое Родина? Что мы знаем о Москве? | Обучающийся научиться –узнавать государственные символах России (флаг, гимн, герб); - разных национальностях; - как выглядят русские национальные костюмы, рассказывать о родном городе; - отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой; узнать о столице нашей родины Москве. Обучающийся получит возможность научиться составлять текст по картинке; отличать достопримечательности города Москвы от других стран; -составлять текст по картинке. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества; Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю. |
|
| ||||||
3 | 1 | Что мы знаем о народах России? Конкурс «Чей костюм красивее?» | Обучающийся получит возможность научиться: узнавать о народах, проживающих на территории России, о разных национальностях, как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. Обучающийся научится: - отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой; -составлять текст по картинке. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. |
|
| ||||||
4 | 1 | Проект «Моя малая Родина». Экскурсия «Красота окружающего мира» | Обучающийся получит возможность узнать о малой Родине. Обучающийся научится: - составлять проект на тему. Фотографировать достопримечательности - составлять устный рассказ. | Регулятивные УУД: - поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные УУД: - формировать. Представление о Москве, как о столице Родины. Коммуникативные УУД: - строить понятные высказывания. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
|
| ||||||
5 | 1 | Что у нас над головой? | Обучающийся получит возможность познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. Умения: научатся узнавать ковш Большой Медведицы. Навыки: разделять объекты живой и неживой природы и изделия | Регулятивные УУД: - соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные УУД: - использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе. Коммуникативные УУД: - работать в группах, ставить вопросы участникам группы. | Ценностное отношение к природному миру. |
|
| ||||||
6 | 1 | Что у нас под ногами? Практическая работа «Определение камней» | Обучающийся получит возможность: - познакомится с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). Обучающийся научится: - сортировать камни по форме, размеру, цвету; различать виды камней. - различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой | Регулятивные УУД: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня. Познавательные УУД: - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. |
|
| ||||||
7 | 1 | Что общего у разных растений? Практическая работа «Определение частей растений». | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части. Обучающийся научится – находить части растений; - различать объекты неживой и живой природы. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные УУД: развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
|
| ||||||
8 | 1 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа. «Определение комнатных растений». | Обучающийся получит возможность: познакомиться с наиболее распространёнными комнатными растениями. Обучающийся научится: - различать изученные на уроке комнатные растения; - повторят основные правила ухода за комнатными растениями.
| Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида). Коммуникативные УУД: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. | Ценностное отношение к природному миру. |
|
| ||||||
9 | 1 | Что растёт на клумбе? Практическая работа. «Определение растений клумбы». | Обучающийся получит возможность: познакомиться с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. Обучающийся научится: - различать изученные растения клумбы, цветника; - использовать приобретённые знания для ухода за растениями. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности |
|
| ||||||
10 | 1 | Что это за листья? Экскурсия « Собери листья одинаковой формы». | Знания: познакомятся со строением листьев. Умения: научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения. Навыки: правила поведения на природе | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на обмен информацией. |
|
| ||||||
11 | 1 | Что такое хвоинки? Практическая работа. «Работа с гербарием». | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. Обучающийся научится: -наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание; - различать объекты неживой и живой природы. | Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||||||
12 | 1 | Кто такие насекомые? Игра «Сказочные животные».
| Обучающийся получит возможность: -усвоить, что насекомые – это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. Обучающийся научиться: - приводить примеры насекомых; - повторят правила бережного отношения к природным объектам. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
|
| ||||||
13 | 1 | Кто такие рыбы? Игра «Поймай рыбку»
| Обучающийся получит возможность: - усвоить, что рыбы – водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; - узнают о разнообразии подводного мира. Обучающийся научится: - приводить примеры видов речных и морских рыб; - отличать рыб от других видов животных. |
|
| ||||||||
14 | 1 | Кто такие птицы? Игра « Птичий базар» | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что птицы – это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. Обучающийся научится: - приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц; - отличать птиц от других животных. |
|
| ||||||||
15 | 1 | Кто такие звери? Игра «Кто больше назовёт зверей»
| Обучающийся получит возможность: - усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей. Обучающийся научится: - приводить примеры видов зверей; - отличать зверей от других животных.
|
|
| ||||||||
16 | 1 | Что окружает нас дома?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с группами предметов домашнего обихода. Обучающийся научится: - группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой; - повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. Познавательные УУД: моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. Коммуникативные УУД: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
17 | 1 | Что умеет компьютер? Экскурсия в компьютерный класс.
| Обучающийся получит возможность: - познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями. Обучающийся научится: - правилам безопасной работы на компьютере; - повторит известные правила безопасного поведения дома и в школе. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
18 | 1 | Что вокруг нас может быть опасным?
| Обучающийся получит возможность: - узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций) и условиями её реализации. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
19 | 1 | На что похожа наша планета?
| Обучающийся получит возможность: - узнать о форме Земли, познакомятся с глобусом. Обучающийся научится: - различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны; - правильно формулировать свои высказывания. | Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
20 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина».
| Обучающийся получит возможность: - обобщить полученные знания. Обучающийся научится: - перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
Как, откуда и куда? (12 ч.) | |||||||||||||
21 | 1 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | Обучающийся получит возможность: - познакомиться с понятием «семья». Обучающийся научится: - уважать друг друга и приходить на помощь.
| Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения. | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к семье. |
|
| ||||||
22 | 1 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа «Загрязнение и очистка воды». | Обучающийся получит возможность: - проследить путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма. Обучающийся научится: - очищать воду с помощью фильтра; - пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде. | Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
23 | 1 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа «Сбор электрической цепи».
| Обучающийся получит возможность: узнать, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. Обучающийся научится: собирать простейшую электрическую цепь. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
| ||||||
24 | 1 | Как путешествует письмо. Экскурсия на почту.
| Обучающийся получит возможность: узнать этапы путешествия письма. Обучающийся научится: - правильно подписывать конверт. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
| ||||||
25 | 1 | Куда текут реки? Практическая работа. «Приготовление «морской» воды». | Обучающийся получит возможность: - узнать, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией. Обучающийся научится: отличать реку от моря, речную воду от морской. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. |
|
| |||||||
26 | 1 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа « Изучение свойств снега и льда». | Обучающийся получит возможность: Узнать, что снег и лёд – это состояния воды, изучат свойства снега и льда. Обучающийся научится: отличать снег ото льда по их свойствам; оформлять творческие работы (рисунки). | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
27 | 1 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | Обучающийся получит возможность: узнать общие условия, необходимые для жизни растений. Обучающийся научится: грамотно строить свои высказывания; соблюдать правила ухода за комнатными растениями. | Регулятивные УУД: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. Познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УУД: определять цели, функции участников, способы | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| ||||||
28 | 1 | Как живут животные?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни животных. Обучающийся научится: правильно называть детёнышей животных; определять среду обитания животного по его внешнему виду. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от . Познавательные УУД: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
29 | 1 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | Обучающийся получит возможность: научится различать наиболее распространенных зимующих птиц. Обучающийся научится: делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
30 | 1 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | Обучающийся получит возможность: - усвоить, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. Обучающийся научится: сортировать мусор из разного материала; соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
31 | 1 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа «Исследование снежков и снеговой воды». | Обучающийся получит возможность: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. Обучающийся научится: использовать различные фильтры; соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьсберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
32 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Обучающийся получит возможность: обобщать полученные знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в; устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; вести устный диалог. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
|
| ||||||
Где и когда? (10 ч.) | |||||||||||||
33 | 1 | Когда учиться интересно?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с различными школьными помещениями, а также с работниками школы. Обучающийся научится: ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
34 | 1 | Проект «Мой класс и моя школа» | Обучающийся научиться: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
35 | 1 | Когда придет суббота?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что такое настоящее, прошлое и будущее. Обучающийся научится: определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра, знать по порядку все дни недели. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные УУД: оценивать информацию; ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
|
| ||||||
36 | 1 | Когда наступит лето? | Обучающийся получит возможность: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года. Обучающийся научится: узнавать время года по характерным признакам. | Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
37 | 1 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы –Северный Ледовитый океан и Антарктида. Обучающийся научится: находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, находить отличия двух похожих объектов. | Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные УУД: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. В соответствии с темой урока. Коммуникативные УУД: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||||||
38 | 1 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | Обучающийся получит возможность: усвоить, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Обучающийся научится: находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов, получит элементарные приемы работы с глобусом. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, Здоровьесберегаю-щего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
39 | 1 | Где зимуют птицы?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. Обучающийся научится: приводить примеры птиц каждой группы; бережному отношение к животному миру. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
|
| |||||||
40 | 1 | Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда, усвоить, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».
Обучающийся научится: подбирать одежду по размеру, называть и показывать части велосипеда, правилам безопасной езды на велосипеде.
| Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды); предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). Познавательные УУД: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её; выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
41 | 1 | Когда мы станем взрослыми?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Обучающийся научится: определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.).
| Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: Познавательные УУД: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
42 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Обучающийся получит возможность: обобщить полученные знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.), использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные УУД: строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
Почему и зачем? (22 ч.) | |||||||||||||
43 | 1 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда. Обучающийся научится: узнавать созвездие Льва. | Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд). Познавательные УУД: моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| ||||||
44 | 1 | Почему Луна бывает разной?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. Обучающийся научится: объяснять изменения формы Луны. | Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна). Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. |
|
| ||||||
45 | 1 | Почему идет дождь и дует ветер?
| Обучающийся получит возможность: научится объяснять причины возникновения дождя и ветра. Обучающийся научится: различать виды дождя и ветра. | Регулятивные УУД: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль | Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
46 | 1 | Почему звенит звонок? Практическая работа « Изучение возникновения звуков». | Обучающийся получит возможность: усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. Обучающийся научится: использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.
| Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). Познавательные УУД: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
47 | 1 | Почему радуга разноцветная?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| |||||||
48 | 1 | Почему мы любим кошек и собак?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Обучающийся научится: правильно обустраивать уголок для кошки и собаки, Познакомится с правилами безопасности при общении с чужими домашними животными. | Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач ;выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
|
| ||||||
49 |
| Проект «Мои домашние питомцы» | Обучающийся получит возможность: познакомиться с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. Обучающийся научится: составлять проект по теме.
|
|
| ||||||||
50 |
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с представителями сообщества «луг». Обучающийся узнает изученные природные объекты; сумеет объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), правила поведения на природе. | Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
51 |
| Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с голосами лесных жителей. Обучающийся научится: объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше), правилам поведения на природе. | Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
52 |
| Зачем мы спим ночью?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. Обучающийся научится: правильно вести себя перед сном, закрепят правила сохранения и укрепления здоровья. | Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||||||
53 |
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. Обучающийся научится: приводить примеры овощей и фруктов.
| Регулятивные УУД: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека) Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
|
| ||||||
54 |
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. «Как правильно чистить зубы». | Обучающийся получит возможность: усвоить, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются.
| Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, по исправлению ошибок. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Здоровьесберегаю-щее поведение, установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||||||
55 |
| Зачем нам телефон и телевизор?
| Обучающийся получит возможность: научится объяснять назначение телефона и телевизора. Обучающийся научится: различать по внешнего виду основные группы телефонов и телевизоров, запомнит, что детям запрещено разбирать и самостоятельно ремонтировать телефон и телевизор. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| ||||||
56 |
| Зачем нужны автомобили?
| Обучающийся получит возможность: научится объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. Обучающийся научится: различать по внешнему виду основные группы автомобилей, запомнит, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля. | Регулятивные УУД: использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). |
|
| ||||||
57 |
| Зачем нужны поезда?
| Обучающийся получит возможность: усвоить различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения вблизи железной дороги, использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
|
| ||||||
58 |
| Зачем строят корабли?
| Обучающийся получит возможность: познакомиться с основными группами судов. Обучающийся научится: различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. | Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля). Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
59 |
| Зачем строят самолеты?
| Обучающийся получит возможность: познакомится с устройством самолёта. Обучающийся научится: классифицировать самолеты по их назначению.
| Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
| ||||||
60 |
| Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде.
| Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
|
| ||||||
61 |
| Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле. Обучающийся научится: соблюдать правила поведения в самолете и на корабле
| Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные УУД: строить рассуждения; анализировать информацию. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание |
|
| |||||||
62 |
| Зачем люди осваивают космос?
| Обучающийся получит возможность: запомнить, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоит, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Обучающийся научится: различать естественный и искусственные спутники Земли. | Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
| ||||||
63 |
| Почему мы часто слышим слово «экология»?
| Обучающийся получит возможность: усвоить, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли.
| Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную ; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. |
|
| ||||||
64 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
| Обучающийся получит возможность: обобщить полученные за год знания. Обучающийся научится: перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|