ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по окружающему мир для I-IV классов, базовый уровень (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016) (http://rcro.su/, Раздел «Страницы» - «Образовательные программы»);
авторской программы: Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. – 205с. (Базовый уровень)(приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»).
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели и задачи:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира и осознание места в нем человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование культурологической и экологической грамотности,
нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
создание условий для развития у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой, стремления активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности;
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности гражданина, любящей свою Родину, осознающей свою принадлежность к ней, уважающей образ жизни, нравы и традиции своего народа, природное и культурное достояние родной страны и всего человечества
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он выполняет интегрирующую функцию, соединяя в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социально-гуманитарными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение природного и социокультурного мира в его важнейших взаимосвязях отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо-и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности своего народа.
Существенная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, основ православной культуры и занятий внеурочной деятельности, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметов: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
– культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
– наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
– искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы общества;
– международное сотрудничество как основа мира на Земле;
– патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
– социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
– гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия;
– семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов родного края от поколения к поколению и жизнеспособности общества;
– труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
– здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-и социально-нравственное;
– нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Согласно учебному плану ГБОУ ЛНР «АСОШ №7» на уроки технологии отводится в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных организаций:
Окружающий мир. 1 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 2 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 3 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 4 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России).
Рекомендованы к использованию методические пособия:
Методические материалы для проведения уроков-экскурсий по предмету «Окружающий мир» 1-4 классах (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Чорной Е.В. (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 22.12.17 № 930);
Методические материалы для проведения практических работ на уроках по предмету «Окружающий мир» в 1 классе (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Е.В.Чорной (Решение Научно-методического совета ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» протокол №7 от 28.06.2016 года).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
– осознание себя членом общества и республики (самоопределение своей гражданской идентичности); чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли учащегося, понимании образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
– установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо-и - культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде, пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных в социальных объектов; описывать и характеризовать факты в события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии республики, в её современной жизни;
– понимание места своей семьи в прошлом и настоящем, в истории и культуре своего края;
– знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержательный блок «Человек и природа»
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы;
– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье ибезопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Содержательный блок «Человек и общество»
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Республики и своего региона; описывать достопримечательности родного края; находить на карте свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для республики и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, республики;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Кол-во часов | Практические работы | Экскур- сии | Проектные работы |
1 | Введение | 4 | | 2 | |
2 | Что и кто? | 19 | 8 | 2 | 1 |
3 | Как, откуда и куда? | 13 | 7 | 1 | 1 |
4 | Где и когда? | 11 | 2 | | 1 |
5 | Почему и зачем? | 19 | 3 | | 1 |
| Всего | 66 | 20 | 5 | 4 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала (Практические работы) | Количествочасов |
1 | Что и кто? | 8 |
| 1.Знакомство с разнообразием камней, определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя | 1 |
| 2. Нахождение у растений их частей, определение и их название | 1 |
| 3. Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя | 1 |
| 4. Определение растений на школьной клумбе с помощью атласа-определителя | 1 |
| 5. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, определение деревья по листьям | 1 |
| 6. Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам) | 1 |
| 7. Знакомство с компьютером и простейшими приемами работы с ним | 1 |
| 8. Знакомство с глобусом | |
2 | Где, откуда и куда и когда? | 7 |
| 1. Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку | 1 |
| 2. Сборка простейшей электрической цепи | 1 |
| 3. Приготовление «морской воды | 1 |
| 4. Изучение свойств снега и льда | 1 |
| 5. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями | 1 |
| 6.Отработка простейших приемов ухода за животными живого уголка | 1 |
| 7. Изготовление простейшей кормушки для птиц | 1 |
3. | Где и когда? | 2 |
| 1. Определение на глобусе холодных районов Земли | 1 |
| 2. Определение на глобусе жарких районов Земли; знакомство с экватором | 1 |
4 | Почему и зачем? | 3 |
| 1. Изучение возникновения и распространения звуков | 1 |
| 2. Предметы ухода за кошкой и собакой, как ими пользоваться | 1 |
4 | 3. Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.) | 1 |
| Итого | 20 |
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала(разделы, темы программы) | Количествочасов | Практические работы | Экскурсии | Проектныеработы |
1 | Где мы живем | 2 | | 1 | 1 |
2 | Природа | 21 | 6 | 2 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 12 | | 2 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 | 1 | | |
5 | Общение | 5 | 1 | | 1 |
6 | Путешествия | 17 | 2 | 3 | 2 |
7 | Заключение | 1 | | | |
| Итого | 68 | 10 | 8 | 6 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала(Практические работы) | Количествочасов |
1 | Природа | 6 |
| 1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека | 1 |
| 2. Знакомство с горными породами и минералами | 1 |
| 3. Распознавание деревьев, кустарников и трав | 1 |
| 4. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений | 1 |
| 5. Отработка приемов ухода за комнатными растениями | 1 |
| 6. Отработка приемов ухода за животными живого уголка | 1 |
2 | Здоровье и безопасность | 1 |
| 1. Отработка правил перехода улицы | 1 |
3 | Общение | 1 |
| 1. Отработка основных правил этикета | 1 |
4 | Путешествия | 2 |
| 1. Определение сторон горизонта по компасу | 1 |
| 2.Освоение основных приемов чтения карты. | 1 |
| Всего | 10 |
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
1 | Как устроен мир | 6 | | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 17 | 6 | 2 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | 2 | | 1 |
4 | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 11 | 3 | | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 1 | | 1 |
7 | Заключение | 2 | | | |
| Итого | 68 | 13 | 4 | 6 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала(Практические работы) | Количествочасов |
1 | Эта удивительная природа | 6 |
| 1.Исследование продуктов на содержание в них крахмала | 1 |
| 2. Изучение свойств воздуха | 1 |
| 3. Изучение свойств воды | 1 |
| 4. Изучение состава почвы | 1 |
| 5. Рассматривание плодов и семян растений | 1 |
| 6. Изготовление кормушек | 1 |
2 | Мы и наше здоровье | 2 |
| 1Знакомство с внешним состоянием кожи | 1 |
| 2.Измерение пульса | 1 |
3 | Наша безопасность | 1 |
| 1. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды | 1 |
4 | Чему учит экономика | 3 |
| 1.Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых | 1 |
| 2.Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений | 1 |
| 3. Знакомство с современными монетами | 1 |
5 | Путешествие по городам и странам | 1 |
| 1. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов | 1 |
| Всего | 13 |
Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
1 | Земля и человечество | 10 | 4 | 1 | 1 |
2 | Природные зоны | 12 | 9 | 1 | |
3 | Родной край | 10 | 4 | 3 | |
4 | Страницы всемирной истории | 8 | | 2 | 1 |
5 | Страницы истории | 17 | | 1 | |
6 | Луганщина – мой край родной | 11 | | 2 | 1 |
| Итого | 68 | 17 | 10 | 3 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала (Практические работы) | Количествочасов |
1 | ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 |
| 1. Смена дня и ночи, времён года, используя глобус и источник света | 1 |
| 2. Знакомство с картой звездного неба | 1 |
| 3. Знакомство с географическими картами | 1 |
| 4. Знакомство с историческими картами | 1 |
2 | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ | 9 |
| 1. Равнины и горы на физической карте | 1 |
| 2. Моря, озёра и реки на физической карте | 1 |
| 3. Знакомство с картой природных зон | 1 |
| 4. Зона арктических пустынь на карте | 1 |
| 5. Зона тундры на карте | 1 |
| 6. Лесные зоны на карте | 1 |
| 7. Зона степей на карте | 1 |
| 8. Зоны полупустынь и пустынь на карте | 1 |
| 9. Зона субтропиков на карте | 1 |
3 | РОДНОЙ КРАЙ | 4 |
| 1.Знакомство с картой края | 1 |
| 2. Рассматривание образцов полезных ископаемых края | 1 |
| 3. Построение модели цепи питания пресноводного сообщества | 1 |
| 4. Рассматривание гербария растений края | 1 |
| Итого | 17 |