СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру (1 - 4 класс) "Школа 21 века"
Содержание
Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир предметной области обществознание и естествознание (Окружающий мир)……………………………………………..2
Содержание учебного предмета окружающий мир предметной области обществознание и естествознание (окружающий мир)……………………………………………………………......10
Тематическое планирование учебного предмета окружающий мир предметной области обществознание и естествознание (окружающий мир)……………………………………….…...19
Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир предметной области
обществознание и естествознание (Окружающий мир)
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4-го класса имеет выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и формирует у учащегося:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики предметной области отражают (ФГОС):
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительное отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО)
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения предмета выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Основные содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» : Человек и природа, Человек и общество, Правила безопасной жизни.
Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир по содержательным линиям:
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество.
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержательная линия Правила безопасной жизни является сквозной, которая прослеживается при освоении учебного предмета окружающий мир и имеет неразрывную связь с содержательными линиями Человек и общество, Человек и природа.
Правила безопасной жизни
Выпускник научится:
при проведении несложных наблюдений в окружающей среде и постановке опытов, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при их проведении;
определяя характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде для сохранения собственной жизни и здоровья и безопасности окружающих людей, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Планируемые результаты обучения к концу 1 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века»
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Планируемые результаты обучения к концу 2 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века»
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во 2 классе учащиеся смогут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты обучения к концу 3 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века»
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы (2-3);
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
древние города и их достопримечательности;
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
год, век, арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать
в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые результаты обучения к концу 4 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны ( с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):
признаки живого организма; признаки, характерные
для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их
функции;
правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребенка в России;
основных правителей российского государства (князь,
первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры
искусственные тела (изделия) и тела природы;
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния и чувства окружающих страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это со-
бытие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым
и незнакомым);
работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
II. Содержание учебного предмета окружающий мир предметной области обществознание и естествознание (окружающий мир)
Содержание учебного предмета окружающий мир направлено на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся. В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, что предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
– создание условий, позволяющей обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
– формирование целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
– формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
– формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; формирование у обучающихся ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
-формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (9ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
2 класс ( 68ч.)
Введение. Что окружает человека (1 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой (6 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина (13 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли (9 часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества (23 часа).
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек (2 часа).
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
3 класс (68 часов)
Введение (1ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (9 ч)
Земля - наш общий дом. Природные тела и явления. Солнце – звезда. Наша планета – Земля. Значение Солнца для жизни на земле. Водная оболочка Земли. Воздушная оболочка Земли. Человек познаёт мир.
Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу.
Царства природы (18 ч)
Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.
Если бы на Земле не было растений. Разнообразие мира растений (флоры). Растения – живые существа (организмы). Как появились культурные растения. Красная книга России. Животные. Если бы на Земле не было животных. Разнообразие мира животных (фауны). Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Животные – живые существа и организмы. Природные сообщества. Почему люди приручали диких животных. О заповедниках.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (12 ч)
Как образовалось государство Русь? Первые русские князья. Как Москва стала столицей. Иван IV грозный – первый русский царь. Расширение территории России при царе Иване Грозном. Освоение Сибири. Пётр I Великий. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II. Советский Союз. Россия.
Как люди жили в старину (22 ч)
Как рождались имена. Отчество, фамилия. Землянка – древнее жилище человека. Скажи, какой у тебя дом. Заглянем в крестьянскую избу. О первых каменных постройках. По одёжке встречают. Лапти, сапоги, валенки. Одежда по приказу. Щи да каша .Особенности северной кухни. Кавказская кухня.
Как трудились в старину. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.
Быстрее, дальше, выше…(Изобретения и изобретатели) (6 ч)
О пароходе. О первых железных дорогах. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов.
4 класс (68 ч)
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов*
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство Will века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, II.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, II.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.)- Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, 1.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права м обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти и России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюм м разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитор, (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первом помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение1 повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
3.Тематическое планирование учебного предмета окружающий мир предметной области обществознание и естествознание (окружающий мир)
1 класс
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов |
Этот удивительный мир 1 ч | |||
1 | 1 | Этот удивительный мир. |
|
|
| Мы – школьники 2 ч |
|
2 | 1 | Давай познакомимся. |
|
3 | 2 | Мы – школьники Правила поведения в школе |
|
Родная природа. Сентябрь 3 ч | |||
4 | 1 | Сентябрь-первый месяц осени. Экскурсия |
|
5 | 2 | Что нам осень подарила. |
|
6 | 3 | Грибная пора. |
|
Семья 2 ч | |||
7 | 1 | Семья. |
|
8 | 2 | Любимые занятия. |
|
Труд людей 2 ч | |||
9 | 1 | Как из зерна получилась булка. |
|
10 | 2 | Человек и домашние животные. |
|
Родная природа. Середина осени 2ч | |||
11 | 1 | Октябрь уж наступил. Экскурсия. Птицы осенью. |
|
12 | 2 | Явления природы. |
|
Наша Родина. Родной край 2ч | |||
13 | 1 | Где ты живёшь? |
|
14 | 2 | Правила поведения на дорогах. |
|
Труд людей 2ч | |||
15 | 1 | Ты и вещи. |
|
16 | 2 | Кто работает ночью? |
|
Твоё здоровье 4 ч | |||
17 | 1 | Твои помощники – органы чувств |
|
18 | 2 | Правила гигиены. |
|
19 | 3 | О режиме дня. |
|
20 | 4 | Урок в спортивном зале. |
|
Родная природа. Ноябрь 5 ч | |||
21 | 1 | Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия |
|
22 | 2 | Ноябрь – зиме родной брат. Закрепление |
|
23 | 3 | Дикие животные |
|
24 | 4 | Звери – млекопитающие. |
|
25 | 5 | Что мы знаем о птицах. |
|
Родной край 4ч | |||
26 | 1 | Родной край. |
|
27 | 2 | Дом, в котором ты живёшь. |
|
28 | 3 | Зачем люди трудятся? Экскурсия в школьную библиотеку. |
|
29 | 4 | Зачем люди трудятся? |
|
Родная природа. Декабрь 2ч | |||
30 | 1 | В декабре, в декабре все деревья в серебре. |
|
31 | 2 | Какой бывает вода? |
|
Я и другие люди 3 ч | |||
32 | 1 | О дружбе. |
|
33 | 2 | Идём в гости. |
|
34 | 3 | С наступающим новым годом! |
|
Родная природа. Январь 5 ч | |||
35 | 1 | Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия |
|
36 | 2 | Январь – году начало, зиме – середина. |
|
37 | 3 | Хвойные деревья. |
|
38 | 4 | Жизнь птиц зимой. Урок 1 |
|
39 | 5 | Жизнь птиц зимой. Урок 2 |
|
Наша страна – Россия 5 ч | |||
40 | 1 | Наша страна – Россия. Урок 1 |
|
41 | 2 | Наша страна – Россия. Урок 2 |
|
42 | 3 | Богата природа России. Урок 1 |
|
43 | 4 | Богата природа России. Урок 2 |
|
44 | 5 | Мы – Россияне. |
|
Родная природа. Февраль 5 ч | |||
45 | 1 | Февраль- месяц метелей и вьюг. |
|
46 | 2 | Звери – млекопитающие. Урок 1 |
|
47 | 3 | Звери – млекопитающие. Урок 2 |
|
48 | 4 | Наш уголок природы. Животные уголка природы |
|
49 | 5 | Наш уголок природы. Растения уголка природы |
|
Наша страна – Россия 4 ч | |||
50 | 1 | Мы – граждане России |
|
51 | 2 | Правила поведения |
|
52 | 3 | 23 февраля. |
|
53 | 4 | 8 марта - праздник всех женщин. |
|
Родная природа. Март 2 ч | |||
54 | 1 | Март – капельник. |
|
55 | 2 | Птицы и звери весной |
|
Твоё здоровье 2 ч | |||
56 | 1 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! |
|
57 | 2 | Здоровая пища. Какое бывает настроение |
|
Родная природа Апрель 2 ч | |||
58 | 1 | Апрель – водолей. |
|
59 | 2 | Жизнь насекомых весной |
|
Труд людей 2 ч | |||
60 | 1 | Весенние работы. Кто работает на транспорте. |
|
61 | 2 | День космонавтики. |
|
Родная природа 5 ч | |||
62 | 1 | Май весну завершает. |
|
63 | 2 | Жизнь земноводных весной. |
|
64 | 3 | Животное – живое существо. Природе нужны все! |
|
65 | 4 | Ты - пешеход. |
|
66 | 5 | Годовая контрольная работа (тест) | ГКР |
2 класс
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов |
1 | 1.1 | Что тебя окружает Бывают ли на свете чудеса? |
|
2 | 2.1 | Я, ты, он, она… Все мы – люди |
|
3 | 2.2 | Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Вкус |
|
4 | 2.3 | Наши помощники органы чувств. Осязание. |
|
5 | 2.4 | Поговорим о здоровье |
|
6 | 2.5 | Секреты здоровья |
|
7 | 2.6 | Режим дня |
|
8 | 2.7 | Поговорим о часах |
|
9 | 2.8 | Физическая культура. |
|
10 | 2.9 | Закаляться может каждый. |
|
11 | 2.10 | Почему нужно правильно питаться. |
|
12 | 2.11 | Почему нужно правильно питаться. Витамины |
|
13 | 2.12 | Почему нужно правильно питаться. |
|
14 | 2.13 | Почему нужно быть осторожным |
|
15 | 2.14 | Можно ли изменить себя. |
|
16 | 3.1 | Что такое семья? |
|
17 | 3.2 | Что такое семья. |
|
18 | 3.3 | Что такое семья. Семейные праздники. |
|
19 | 3.4 | О правилах поведения. |
|
20 | 3.5 | Правила поведения в общественных местах. |
|
21 | 3.6 | О дружбе. |
|
22 | 4.1 | Родина – что это значит. |
|
23 | 4.2 | История рассказывает о прошлом. |
|
24 | 4.3 | История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась. |
|
25 | 4.4 | Москва – столица России |
|
26 | 4.5 | Москва – столица России. Как Москва строилась |
|
27 | 4.6 | Города России. |
|
28 | 4.7 | Родной край - частица Родины. |
|
29 | 4.8 | Как трудятся россияне. |
|
30 | 4.9 | О занятиях наших предков. |
|
31 | 4.10 | Все профессии важны. |
|
32 | 4.11 | Мы – граждане России. |
|
33 | 4.12 | Мы – граждане России. Права и обязанности. |
|
34 | 4.13 | Россия – многонациональная страна. |
|
34 | 5.1 | Твоё первое знакомство со звёздами. |
|
35 | 5.2 | Солнечная «семья» |
|
36 | 5.3 | Чем Земля отличается от других планет? |
|
37 | 5.4 | В некотором царстве… |
|
38 | 5.5 | Грибы. |
|
39 | 5.6 | Какие животные живут на Земле. |
|
40 | 5.7 | Разнообразие растений. Урок 1 |
|
41 | 5.8 | Разнообразие растений. Урок 2 |
|
42 | 5.9 | Условия роста и развития растений. |
|
44 | 6.1 | Среда обитания – что это такое? |
|
45 | 6.2 | Лес и его обитатели. |
|
46 | 6.3 | Деревья и кустарники леса. |
|
47 | 6.4 | Травянистые растения леса. Лесная аптека. |
|
48 | 6.5 | Животные леса. |
|
49 | 6.6 | Животные леса. Птицы. |
|
50 | 6.7 | Животные леса. Пресмыкающиеся. |
|
51 | 6.8 | Животные леса. Насекомые. |
|
52 | 6.9 | Животные леса. Если ты пришел в лес… |
|
53 | 6.10 | Что мы знаем о воде. |
|
54 | 6.11 | Что мы знаем о воде. Путешествие капельки |
|
55 | 6.12 | Водоёмы. |
|
56 | 6.13 | Водоёмы и их обитатели. Рыбы |
|
57 | 6.14 | Водоёмы и их обитатели. Птицы. |
|
58 | 6.15 | Водоёмы и их обитатели. Насекомые. |
|
59 | 6.16 | Водоёмы и их обитатели. Звери. |
|
60 | 6.17 | Водоёмы и их обитатели. Растения. |
|
61 | 6.18 | Луг и его обитатели. Растения луга. |
|
62 | 6.19 | Луг и его обитатели. Животные луга. |
|
63 | 6.20 | Луг – украшение нашей Земли. |
|
64 | 6.21 | Поле и его обитатели. Растения. |
|
65 | 6.22 | Поле и его обитатели. Животные. |
|
66 | 6.23 | Сад и его обитатели |
|
67 | 7.1 | Человек – часть природы. Комплексная работа. | Комплексная работа |
68 | 7.2 | Годовая контрольная работа (тест) | ГКР |
3 класс
№ п/п | № урока в разделе | Наименование разделов и тем
| Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов |
1 | 1.1 | Земля - наш общий дом. Где и когда ты живёшь? Счёт лет в истории |
|
2 | 2.1 | Природные тела и явления. |
|
3 | 2.2 | Солнце - звезда |
|
4 | 2.3 | Наша планета - Земля |
|
5 | 2.4 | Значение Солнца для жизни на земле | Проверочная работа |
6 | 2.5 | Водная оболочка Земли |
|
7 | 2.6 | Воздушная оболочка Земли | Проверочная работа |
8 | 2.7 | Человек познаёт мир |
|
9 | 2.8 | Как изображают Землю |
|
10 | 2.9 | Чтобы не заблудиться в лесу | Проверочная работа |
11 | 3.1 | Царства природы |
|
12 | 3.2 | Какие бывают бактерии |
|
13 | 3.3 | Где обитают бактерии |
|
14 | 3.4 | Какие бывают грибы |
|
15 | 3.5 | Шляпочные грибы | Проверочная работа |
16 | 3.6 | Если бы на Земле не было растений |
|
17 | 3.7 | Разнообразие мира растений (флоры) |
|
18 | 3.8 | Растения – живые существа (организмы) |
|
19 | 3.9 | Как появились культурные растения | Проверочная работа |
20 | 3.10 | Красная книга России. Животные |
|
21 | 3.11 | Если бы на Земле не было животных |
|
22 | 3.12 | Разнообразие мира животных (фауны) |
|
23 | 3.13 | Беспозвоночные животные |
|
24 | 3.14 | Позвоночные животные |
|
25 | 3.15 | Животные – живые существа и организмы |
|
26 | 3.16 | Природные сообщества |
|
27 | 3.17 | Почему люди приручали диких животных |
|
28 | 3.18 | О заповедниках | Проверочная работа |
29 | 4.1 | Наша Родина от Руси до России |
|
30 | 4.2 | Как образовалось государство Русь? |
|
31 | 4.3 | Первые русские князья |
|
32 | 4.4 | Как Москва стала столицей. |
|
33 | 4.5 | Иван IV грозный – первый русский царь |
|
34 | 4.6 | Расширение территории России при царе Иване Грозном | Проверочная работа |
35 | 4.7 | Освоение Сибири |
|
36 | 4.8 | Пётр I Великий |
|
37 | 4.9 | Екатерина II Великая |
|
38 | 4.10 | Последний российский император Николай II |
|
39 | 4.11 | Советский Союз. |
|
40 | 4.12 | Россия | Проверочная работа |
41 | 5.1 | Как люди жили в старину |
|
42 | 5.2 | Как рождались имена |
|
43 | 5.3 | Отчество, фамилия |
|
44 | 5.4 | Землянка – древнее жилище человека |
|
45 | 5.5 | Скажи, какой у тебя дом |
|
46 | 5.6 | Заглянем в крестьянскую избу |
|
47 | 5.7 | О первых каменных постройках |
|
48 | 5.8 | По одёжке встречают |
|
49 | 5.9 | Лапти, сапоги, валенки |
|
50 | 5.10 | Одежда по приказу |
|
51 | 5.11 | Щи да каша .Особенности северной кухни |
|
52 | 5.12 | Кавказская кухня | Проверочная работа |
53 | 5.13 | Как трудились в старину |
|
54 | 5.14 | Труд в крестьянском хозяйстве |
|
55 | 5.15 | Как трудились крестьянские дети |
|
56 | 5.16 | Тяжёлый труд крепостных |
|
57 | 5.17 | Что такое ремесло . |
|
58 | 5.18 | Игрушки делать – тоже ремесло |
|
59 | 5.19 | О гончарном ремесле |
|
60 | 5.20 | О веретене, прялке и ткацком станке |
|
61 | 5.21 | Оружейных дел мастера |
|
62 | 5.22 | О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России | Проверочная работа |
63 | 6.1 | Изобретение и изобретатели. О пароходе |
|
64 | 6.2 | О первых железных дорогах |
|
65 | 6.3 | Об автомобиле |
|
66 | 6.4 | О самолёте и аэростате |
|
67 | 6.5 | Время космических полётов |
|
68 | 6.6 | Годовая контрольная работа (тест) | ГКР (тест) |
46