Рабочая программа для учащихся 1 «В» класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно- методической системы «Школа России», требованиями основной образовательной программы начального общего образования и ориентирована на следующие нормативные документы и методические рекомендации:
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю - 66 ч (33 учебные недели)
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др.
(по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.
1. Авторская программа: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011. «Школа России»
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид деятельности учащегося | Формы и методы контроля | Дата проведения |
Метапредметные | Предметные | Личностные | План | Факт |
1 | Введение. Задавайте вопросы! Что и кто? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освое-ние социальной роли обучающего-ся, развитие навы-ков сотрудничест-ва, формирование уважительного отношения к иному мнению, формиро-вание эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отноше-ния к материаль-ным и духовным ценностям. | Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим окружением. | Текущий. | | |
2 | Что у нас над головой? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Использование различных способов поиска, обработки, передачи информации о различных созвездиях. | Текущий. | | |
3 | Что у нас под ногами? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Использование различных способов поиска, обработки и передачи информации о камнях, сравнивание. | Фронтальный опрос. | | |
4 | Что растет на подоконнике? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Работа с атласом определителем. | Беседа по вопросам. | | |
5 | Что растет на клумбе? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Определять растения с помощью атласа-опре-делителя, сос-тавление рас-сказа о люби-мом цветке. | Беседа по вопросам. | | |
6 | Что это за листья? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Узнавание листьев в осе-ннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. | Текущий. | | |
7 | Что такое хвоинки? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освоение социаль-ной роли обучаю-щеегося, развитие навыков сотрудни-чества, формирова-ние уважительного отношения к иному мнению, формиро-вание эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отно-шения к материаль-ным и духовным ценностям. | Распознавание хвойных деревьев | Текущий. | | |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Работа в группе: находить у растений их части, показывать и сравнивать. | Текущий. | | |
9 | Кто такие насекомые? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Сочинение и рассказывание историй по рисункам, определение насекомых с помощью атласа-определителя. | Беседа. | | |
10 | Кто такие рыбы? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет | Текущий. | | |
11 | Кто такие птицы? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Исследование строения пера птицы, составление рассказа-описания. | Текущий. | | |
12 | Кто такие звери? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Составление рассказа-описания зверя по плану. | Текущий. | | |
13 | Что такое зоопарк? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Урок-экскурсия. | Текущий. | | |
14 | Что окружает нас дома? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Работать в паре, характеристика назначений бытовых предметов. | Текущий. | | |
15 | Что умеет компьютер? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Сравнение стационарного компьютера и ноутбука | Беседа. | | |
16 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Сочинения и рассказывание сказки по рисунку | Текущий. | | |
17 | Что мы знаем о нашей стране и своем городе? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Работа с картой | Текущий | | |
18 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации, выступление с подготов-ленной презентацией. | Презентация. | | |
19 | На что похожа наша планета? | 1 | Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы. | Использование глобус Земли, моделирование формы Земли. | Текущий. | | |
20 | Куда текут реки? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ-ном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необхо-димых для жизни растений, уста-новление значе-ния почтовой связи для общес-тва, установление значения электро-приборов в жизни человека, выявле-ние опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, опреде-ление составных частей компью-тера, установле-ние значения животных в при-роде и для человека. | Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Прослеживание по рисунку-схеме путь воды из реки в море. | Текущий. | | |
21 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Прослеживание по рисунку – схеме путь воды, проведение опытов. | Беседа по вопросам. | | |
23 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Наблюдение формы снежинок и отображение ее на рисунках работа в группе: проведение опытов по исследованию снега и льда | Текущий. | | |
24 | Как живут растения? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Прослеживание по рисунку – схеме этапы жизни растения, работа в паре: уход за комнатными растениями. | Текущий. | | |
25 | Как живут животные? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необходимых для жизни растений, установление значения почтовой связи для общества, установление значения электроприборов в жизни человека, выявление опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, определение составных частей компьютера, установление значения животных в природе и для человека. | Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Рассказывание о своих наблюдениях, работа в группе: выполнение заданий. | Текущий. | | |
26 | Как ухаживать за кошкой и собакой? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Рассказывание о своих питомцах. | Беседа. | | |
27 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Наблюдение зимующих птиц, разли-чение зимую-щих птиц по рисункам и в природе. | Текущий. | | |
28 | Как путешествует письмо? | 1 | Работа в паре: составление из разрезных деталей сему доставки почтовых отправлений | Текущий | | |
29 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? | 1 | Рассказывание по схеме с помощью рисунков в учебнике. | Текущий. | | |
30 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ-ном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необхо-димых для жизни растений, уста-новление значе-ния почтовой связи для обще-ства, установле-ние значения электроприборов в жизни человека, выявление опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, определение составных частей компьютера, установление значения животных в природе и для человека. | Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Определение с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способов его утилизации. Работа в группе: сортировка мусора по характеру материала | Текущий. | | |
31 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении. | Работа в паре: исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. | Текущий. | | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | Выступление с подготовленными сообщениями. | Тест. | | |
33 | Когда учиться интересно? | 1 | Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки. | Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Рассказывание о своей учителе, формулирование выводов. | Беседа. | | |
34 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Распределение заданий, установление значения школы для человека, общества | Защита проекта. | | |
35 | Когда придет суббота? | 1 | Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Анализ иллюстрации учебника, работа в паре: отображение с помощью карточек последовательность дней недели. | Индивидуальный опрос. | | |
36 | Когда наступит лето? | 1 | Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки. | Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Анализ схемы смены времен года и месяцев. | Текущий. | | |
37 | Где живут белые медведи? | 1 | Работа в паре: нахождение на глобусе Сев.Лед.океана и Антарктиды, их характеристики | Текущий. | | |
38 | Где живут слоны? | 1 | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Работа в группе: анализ рисунка учебника, рассказывание по плану о полученной информации. | Беседа. | | |
39 | Где зимуют птицы? | 1 | Работа в паре: выдвижение предположений о местах зимовок птиц. | Фронтальный опрос. | | |
40 | Когда жили динозавры? | 1 | Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки. | Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Работа в группе, рассказывание по плану. | Беседа. | | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | Выявление отличительных особеннос-тей нацио-нальной одежды сво-его народа от одежды дру-гих народов. | Текущий. | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Работа в паре: различение типов одежды в зависимости от ее назначения, подбор одежды для разных случаев. | Текущий. | | |
43 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | Определение по фотогра-фиям в учеб-нике профе-ссий людей, рассказывание о профес-сиях родите-лей и старших членов семьи. | Беседа. | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки. | Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей. | Выполнение тестовых заданий учебника. | Тест. | | |
45 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Выступление с подготовленными сообщениями, презентациями | Защита презентаций. | | |
46 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Работа в паре: моделирование формы, цвета, сравни-тельных раз-меров некото-рых звезд (Альдебаран, Регул,Солнце, Сириус) | Текущий. | | |
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Формулирование выводов о причинах изменения внешнего вида Луны, моделирование из пласти-лина формы Луны. | Беседа. | | |
48 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Работа в группе: расс-казывание по рисунку учебника о видах дождя. | Фронтальный опрос. | | |
49 | Почему звонит звонок? | 1 | Анализ рису-нка учебника и передача го-лосом звуков окружающего мира, - работа в паре: иссле-дование возникновения и распрост-ранения звуков. | Текущий. | | |
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Запоминание последовательности цветов радуги с помощью мнемонического приема. | Текущий. | | |
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Описание по плану своего домашнего питомца, рассказывание по рисункам учебника об уходе за кошкой, собакой. | Беседа. | | |
52 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | Фотографирование своего питомца в наиболее интересных ситуациях, составление рассказа и своем питом-це, его харак-тере,повадках, играх, пре-зентация своего проек-та с демонст-рацией фотографий | Защита проекта. | | |
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Работа в паре: расматривание и сравнение рисунков учебнике. | Тест. | | |
54 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Определение лесных обитателей по звукам, которые они издают, передача голосом звуков леса. | Самостоятельная работа. | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Работа в паре: сравнение роли витами-нов А, В и С в жизнедеятельности организма, сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. | Беседа. | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Отбор из предложенных нужных предметов гигиены, объяснение их значения. | Текущий. | | |
57 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Сравнение рисунков учебника, формулирование выводов о значении сна в жизни человека. | Тест. | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Работа в паре: по рисунку-схеме знакомство с устройством автомобиля. | Беседа. | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Классификация поездов в зависимости от их назначения; работа в паре: рассказывание об устройстве железной дороги. | Текущий. | | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Классификация кораблей в зависимости от их назначе-ния, расска-зывание о своих впечат-лениях от плавания на корабле. | Текущий. | | |
61 | Зачем нужны самолеты? | 1 | Классификация самолетов в зависимости от их назначения. | Беседа. | | |
62 | Комплексная работа (окружающий мир) | 1 | Тестовые задания в комплексной работе | Тест. | | |
63 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Рассказывание об освоении человеком Космоса, моделирование экипировки самолета.Работа в группе: знакомство с правилами безопасности и спасатель-ными средст-вами в авто-мобиле, на корабле и в самолете, участие в ролевой игре. | Текущий. | | |
64 | Почему а автомобиле, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Текущий. | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. | Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Оценка своих поступков по отношению к природе, участие в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы» | Текущий. | | |
66 | Как мы находили ответы на свои вопросы? | 1 | Выступление с сообщениями. Иллюстрирование их наглядными материалами. | Текущий. | | |