СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа для учащихся 1 «В» класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно- методической системы «Школа России», требованиями основной образовательной программы начального общего образования и ориентирована на следующие нормативные документы и методические рекомендации:

  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (Утверждён приказом Минобрнауки Р.Ф. от 06 октября 2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образо­вательного стандарта начального общего образования)

  • СТАНДАРТЫ второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Москва «Просвещение»,2010)

  • «Школа России» Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России» 1 - 4 классы (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011)

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ № 151», реализующей программы общего образования.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образова­тельном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год

  • Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год Основная образовательная программа Начального общего образования (Приказ №107 от 27.08.14)

  • Основная образовательная программа Начального общего образования (Приказ №107 от 27.08.14)



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».


МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю - 66 ч (33 учебные недели)


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Содержание курса направлено на формирование следующих ценностных ориентиров:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как основа мира на Земле;

  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

Личностные результаты:

    1. Осознание себя членом обществ и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

    2. Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных преставлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

    3. Установка на безопасный, здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

  • формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

  • развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Метапредметные результаты:

    1. Регулятивные:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  1. Познавательные:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

  • формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

  • формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

  1. Коммуникативные:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

К концу первого класса обучающиеся научатся:

  • понимать особую роль России в мировой истории;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостности окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Получат возможность научиться:

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально- гуманитарных дисциплин.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Что и кто? (20 ч)

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учите­ля).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по об­щему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, прави­ла перехода улицы.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др.

(по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Авторская программа: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011. «Школа России»

2. Плешаков А.А Окружающий мир. Учебник. 1 класс - М.Просвещение.2011.

3. Интернет-ресурсы.

  1. Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. TIedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org

  3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

  4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru

  5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа : http://www.pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Аудиозаписи. Классическая музыка.

  2. Технические средства обучения.

  3. Компьютер.

  4. Интерактивная доска.

  5. Проектор.

  6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности учащегося

Формы и методы контроля

Дата проведения

Метапредметные

Предметные

Личностные

План

Факт

1

Введение. Задавайте вопросы! Что и кто?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освое-ние социальной роли обучающего-ся, развитие навы-ков сотрудничест-ва, формирование уважительного отношения к иному мнению, формиро-вание эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отноше-ния к материаль-ным и духовным ценностям.

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим окружением.

Текущий.



2

Что у нас над головой?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Использование различных способов поиска, обработки, передачи информации о различных созвездиях.

Текущий.



3

Что у нас под ногами?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Использование различных способов поиска, обработки и передачи информации о камнях, сравнивание.

Фронтальный опрос.



4

Что растет на подоконнике?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Работа с атласом определителем.

Беседа по вопросам.



5

Что растет на клумбе?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Определять растения с помощью атласа-опре-делителя, сос-тавление рас-сказа о люби-мом цветке.

Беседа по вопросам.



6

Что это за листья?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Узнавание листьев в осе-ннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях.

Текущий.



7

Что такое хвоинки?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освоение социаль-ной роли обучаю-щеегося, развитие навыков сотрудни-чества, формирова-ние уважительного отношения к иному мнению, формиро-вание эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отно-шения к материаль-ным и духовным ценностям.

Распознавание хвойных деревьев

Текущий.



8

Что общего у разных растений?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Работа в группе: находить у растений их части, показывать и сравнивать.

Текущий.



9

Кто такие насекомые?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Сочинение и рассказывание историй по рисункам, определение насекомых с помощью атласа-определителя.

Беседа.



10

Кто такие рыбы?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет

Текущий.



11

Кто такие птицы?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Исследование строения пера птицы, составление рассказа-описания.

Текущий.



12

Кто такие звери?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Составление рассказа-описания зверя по плану.

Текущий.



13

Что такое зоопарк?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Урок-экскурсия.

Текущий.



14

Что окружает нас дома?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Работать в паре, характеристика назначений бытовых предметов.

Текущий.



15

Что умеет компьютер?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Сравнение стационарного компьютера и ноутбука

Беседа.



16

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Сочинения и рассказывание сказки по рисунку

Текущий.



17

Что мы знаем о нашей стране и своем городе?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Работа с картой

Текущий



18

Проект «Моя малая Родина»

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Понятия: окружающий мир, природа, общество. Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними, формирование уважительного отношения к культуре и природе родного края.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации, выступление с подготов-ленной презентацией.

Презентация.



19

На что похожа наша планета?

1

Ведение учебного диалога, умение выступать с сообщением и обсуждать выступления учащихся, освоение навыков практической работы.

Использование глобус Земли, моделирование формы Земли.

Текущий.



20

Куда текут реки?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ-ном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необхо-димых для жизни растений, уста-новление значе-ния почтовой связи для общес-тва, установление значения электро-приборов в жизни человека, выявле-ние опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, опреде-ление составных частей компью-тера, установле-ние значения животных в при-роде и для человека.

Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Прослеживание по рисунку-схеме путь воды из реки в море.

Текущий.



21

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Прослеживание по рисунку – схеме путь воды, проведение опытов.

Беседа по вопросам.



23

Откуда берутся снег и лед?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Наблюдение формы снежинок и отображение ее на рисунках работа в группе: проведение опытов по исследованию снега и льда

Текущий.



24

Как живут растения?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Прослеживание по рисунку – схеме этапы жизни растения, работа в паре: уход за комнатными растениями.

Текущий.



25

Как живут животные?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необходимых для жизни растений, установление значения почтовой связи для общества, установление значения электроприборов в жизни человека, выявление опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, определение составных частей компьютера, установление значения животных в природе и для человека.

Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Рассказывание о своих наблюдениях, работа в группе: выполнение заданий.

Текущий.



26

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Рассказывание о своих питомцах.

Беседа.



27

Как зимой помочь птицам?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Наблюдение зимующих птиц, разли-чение зимую-щих птиц по рисункам и в природе.

Текущий.



28

Как путешествует письмо?

1

Работа в паре: составление из разрезных деталей сему доставки почтовых отправлений

Текущий



29

Откуда берутся шоколад, изюм и мед?

1

Рассказывание по схеме с помощью рисунков в учебнике.

Текущий.



30

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ-ном окружении, формулирование правил подкормки птиц, выявление условий, необхо-димых для жизни растений, уста-новление значе-ния почтовой связи для обще-ства, установле-ние значения электроприборов в жизни человека, выявление опасности использования загрязненной воды для здоровья человека, определение составных частей компьютера, установление значения животных в природе и для человека.

Развитие учебной деятельности, формирование ответственности за сохранение водных ресурсов, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Определение с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способов его утилизации. Работа в группе: сортировка мусора по характеру материала

Текущий.



31

Откуда в снежках грязь?

1

Обсуждение необходимости экономии воды, анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование бережного отношения к растениям, формирование ответственности за чистоту в быту, в городе, в природном окружении.

Работа в паре: исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.

Текущий.



32

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

Выступление с подготовленными сообщениями.

Тест.



33

Когда учиться интересно?

1

Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки.

Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Рассказывание о своей учителе, формулирование выводов.

Беседа.



34

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Распределение заданий, установление значения школы для человека, общества

Защита проекта.



35

Когда придет суббота?

1

Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Анализ иллюстрации учебника, работа в паре: отображение с помощью карточек последовательность дней недели.

Индивидуальный опрос.



36

Когда наступит лето?

1

Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки.

Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Анализ схемы смены времен года и месяцев.

Текущий.



37

Где живут белые медведи?

1

Работа в паре: нахождение на глобусе Сев.Лед.океана и Антарктиды, их характеристики

Текущий.



38

Где живут слоны?

1

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Работа в группе: анализ рисунка учебника, рассказывание по плану о полученной информации.

Беседа.



39

Где зимуют птицы?

1

Работа в паре: выдвижение предположений о местах зимовок птиц.

Фронтальный опрос.



40

Когда жили динозавры?

1

Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки.

Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Работа в группе, рассказывание по плану.

Беседа.



41

Когда появилась одежда?

1

Выявление отличительных особеннос-тей нацио-нальной одежды сво-его народа от одежды дру-гих народов.

Текущий.



42

Когда изобрели велосипед?

1

Работа в паре: различение типов одежды в зависимости от ее назначения, подбор одежды для разных случаев.

Текущий.



43

Когда ты станешь взрослым?

1

Определение по фотогра-фиям в учеб-нике профе-ссий людей, рассказывание о профес-сиях родите-лей и старших членов семьи.

Беседа.



44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1

Анализ иллюстрации учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы, работа в паре: рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, фотографирование наиболее интересных событий в классе, здания школы, классной комнаты (с помощью взрослых), коллективное составление рассказа о классе, о школе, презентация итогов коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями, оформление выставки.

Понятия: время, его течении, прошлое, настоящее, будущее, календарь, последовательность смены времен года и месяцев, Северный Ледовитый океан, Антарктида; животный мир холодных районов Земли, жарких районов Земли. Понятия: зимующие и перелетные птицы, маршруты перелета птицы, история появления одежды и развития моды, история появления и усовершенствования велосипеда, установление необходимости выбора профессии.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей.

Выполнение тестовых заданий учебника.

Тест.



45

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Выступление с подготовленными сообщениями, презентациями

Защита презентаций.



46

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Работа в паре: моделирование формы, цвета, сравни-тельных раз-меров некото-рых звезд (Альдебаран, Регул,Солнце, Сириус)

Текущий.



47

Почему Луна бывает разной?

1

Формулирование выводов о причинах изменения внешнего вида Луны, моделирование из пласти-лина формы Луны.

Беседа.



48

Почему идет дождь и дует ветер?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Работа в группе: расс-казывание по рисунку учебника о видах дождя.

Фронтальный опрос.



49

Почему звонит звонок?

1

Анализ рису-нка учебника и передача го-лосом звуков окружающего мира, - работа в паре: иссле-дование возникновения и распрост-ранения звуков.

Текущий.



50

Почему радуга разноцветная?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Запоминание последовательности цветов радуги с помощью мнемонического приема.

Текущий.



51

Почему мы любим кошек и собак?

1

Описание по плану своего домашнего питомца, рассказывание по рисункам учебника об уходе за кошкой, собакой.

Беседа.



52

Проект «Мои домашние питомцы»

1

Фотографирование своего питомца в наиболее интересных ситуациях, составление рассказа и своем питом-це, его харак-тере,повадках, играх, пре-зентация своего проек-та с демонст-рацией фотографий

Защита проекта.



53

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Работа в паре: расматривание и сравнение рисунков учебнике.

Тест.



54

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Определение лесных обитателей по звукам, которые они издают, передача голосом звуков леса.

Самостоятельная работа.



55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Работа в паре: сравнение роли витами-нов А, В и С в жизнедеятельности организма, сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку.

Беседа.



56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Отбор из предложенных нужных предметов гигиены, объяснение их значения.

Текущий.



57

Зачем мы спим ночью?

1

Сравнение рисунков учебника, формулирование выводов о значении сна в жизни человека.

Тест.



58

Зачем нужны автомобили?

1

Работа в паре: по рисунку-схеме знакомство с устройством автомобиля.

Беседа.



59

Зачем нужны поезда?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Классификация поездов в зависимости от их назначения; работа в паре: рассказывание об устройстве железной дороги.

Текущий.



60

Зачем строят корабли?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Классификация кораблей в зависимости от их назначе-ния, расска-зывание о своих впечат-лениях от плавания на корабле.

Текущий.



61

Зачем нужны самолеты?

1

Классификация самолетов в зависимости от их назначения.

Беседа.



62

Комплексная работа (окружающий мир)

1

Тестовые задания в комплексной работе

Тест.



63

Зачем люди осваивают космос?

1

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Рассказывание об освоении человеком Космоса, моделирование экипировки самолета.Работа в группе: знакомство с правилами безопасности и спасатель-ными средст-вами в авто-мобиле, на корабле и в самолете, участие в ролевой игре.

Текущий.



64

Почему а автомобиле, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Текущий.



65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Сопоставление видимых и реальных размеров звезд, в том числе и Солнца, наблюдение за дождями и ветром, наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдения, оценка поступков других людей и своих собственных по отношению к природе.

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.


Развитие мотивов учебной деятельности, формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Оценка своих поступков по отношению к природе, участие в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»

Текущий.



66

Как мы находили ответы на свои вопросы?

1

Выступление с сообщениями. Иллюстрирование их наглядными материалами.

Текущий.




39