СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России»


Мининская средняя общеобразовательная школа

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Исетской средней общеобразовательной школы№1

Исетского района, Тюменской области


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

от «___»_______2020 г.

Протокол № _____


СОГЛАСОВАНО старший методист

/_______/ Иргалинова Б.К.

«____» ________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. филиалом Мининской

СОШ филиала МАОУ Исетской СОШ №1

/___________ / Андреева Н.А.

Приказ № ______ от

«____» __________2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру


для 1 класса





Учитель: Рыбакова Марина Владимировна


Высшей квалификационной категории







с. Минино, 2019 год





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по окружающему миру предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.

- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.

- Авторской учебной программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ), учебно-методического комплекта Плешакова А.А. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. – М.: Просвещение,2019 г.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры

На изучение окружающего мира в 1 классе отводится всего 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), из них:


Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России»



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Окружающий мир


Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

1) Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

2) Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

3) Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

4) Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

5) Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

6) Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

7) Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

8) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

9) Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).


Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2) Проговаривать последовательность действий на уроке.

3) Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4) Учиться работать по предложенному учителем плану.

5) Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

6) Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

8) Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

3) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

4) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6) Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

7) Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

8) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.



Коммуникативные УУД:

1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

2) Слушать и понимать речь других.

3) Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

5) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

6) Формировать умение работать в группах и парах.

7) Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;


Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.


В результате изучения окружающего мира ученики научатся:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

  • называть государственную символику России;

  • называть общие признаки живых организмов;

  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

  • называть основные группы животных и растений;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть основные признаки каждого времени года;

  • называть основные помещения школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

  • называть основные учреждения культуры, быта;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • пользоваться словами, указывающими направления и время;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать профессии людей;

  • различать растения и животных;

  • различать объекты природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • ориентироваться в помещениях школы;

  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • уход за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.


Получат возможность научиться:

Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • сознательно выполнять правила экологического поведения;

  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

  • определить по внешнему виду названия различных растений;


Самостоятельно и уверенно учащиеся могут

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;

  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;

  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;

  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Введение (3 ч.)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.


Что и кто? (19 ч.)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Экскурсия: Что растёт на клумбе

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.


Как, откуда и куда? (12 ч.)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.


Где и когда? (10 ч.)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.


Почему и зачем? (22 ч.)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Простейшие правила гигиены.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Разделы

Количество часов

1.

Ведение

3


2.

Что и кто?

19


3.

Как, откуда и куда?

12


4.

Где и когда?

10


5.

Почему и зачем?

22



Итого:

66







  1. Календарно-тематическое планирование



№ п/п

№ урока в теме


Тема урока

Кол – во часов

Дата проведения

план

факт

Введение (3 часа)



1

1

Задавайте вопросы!

1



2

2

Экскурсия «Что такое наша школа?»

1



3

3

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения»

1



Раздел «Что и кто?» (19 часов)



4

1

Что такое Родина?

1



5

2

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? ИКТ презентация

1



6

3

Проект «Моя малая Родина».

1



7

4

Что у нас над головой?

1



8

5

Урок – путешествие «Что у нас под ногами?»

1



9

6

Что общего у разных растений?

1



10

7

Что растёт на подоконнике?

1



11

8

Экскурсия «Что растёт на клумбе?»

1



12

9

Урок - викторина «Что это за листья?»

1



13

10

Что такое хвоинки?

1



14

11

Кто такие насекомые?

1



15

12

Кто такие рыбы?

1



16

13

Кто такие птицы?

1



17

14

Кто такие звери?

1



18

15

Что окружает нас дома?

1



19

16

Что умеет компьютер?

1



20

17

Что вокруг нас может быть опасным?

1



21

18

На что похожа наша планета?

1



22

19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

1



Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)



23

1

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

1



24

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1



25

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1



26

4

Как путешествует письмо?

1



27

5

Куда текут реки?

1



28

6

Откуда берутся снег и лёд?

1



29

7

Как живут растения? ИКТ презентация

1



30

8

Как живут животные?

1



31

9

Как зимой помочь птицам?

1



32

10

Откуда берётся и куда девается мусор?

1



33

11

Откуда в снежках грязь?

1



34

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1



Раздел «Где и когда?» (10 часов)



35

1

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

1



36

2

Когда придёт суббота?

1



37

3

Когда наступит лето?

1



38

4

Где живут белые медведи? ИКТ презентация

1



39

5

Где живут слоны?

1



40

6

Где зимуют птицы?

1



41

7

Когда появилась одежда?

1



42

8

Когда изобрели велосипед?

1



43

9

Когда мы станем взрослыми?

1



44

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1



Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)



45

1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1



46

2

Почему Луна бывает разной?

1



47

3

Почему идёт дождь и дует ветер? ИКТ презентация

1



48

4

Почему звенит звонок?

1



49

5

Почему радуга разноцветная?

1



50

6

Почему мы любим кошек и собак?

1



51

7

Проект «Мои домашние питомцы».

1



52

8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? ИКТ презентация

1



53

9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1



54

10

Зачем мы спим ночью?

1



55

11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1



56

12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1



57

13

Зачем нам телефон и телевизор?

1



58

14

Зачем нужны автомобили?

1



59

15

Зачем нужны поезда?

1



60

16

Зачем строят корабли?

1



61

17

Зачем строят самолёты?

1



62

18

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1



63

19

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1



64

20

Зачем люди осваивают космос? ИКТ презентация

1



65

21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1



66

22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1



Итого по программе: 66 часов





























5