СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса, УМК "Начальная школа 21 век".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру.»


1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 1 ступени начального общего образования и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373

    Требований к результатам освоения ООПНОО.

    Программы формирования УУД.

Данная программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по окружающему миру Виноградовой Н.Ф., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2011 г. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Настоящая программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс: рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М.: Вентана-Граф, 2011.

4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Окружающий мир относится к учебной области «Естествознание».

Согласно учебному плану всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них: 1 класс – 66 часов.

Данная программа составлена для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. В авторскую программу изменения не внесены.


Цели курса.

Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Задачи курса:

• воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

• формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

• развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

• осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Изучение курса «Окружающий мир» способствовать продвижению ученика 1 класса в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей

2.Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир».


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;

– установка на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;– адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать оценку учителя;

– различать способ и результат действия;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

– выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

– активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

– использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно – следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

– сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

– обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

– запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

– анализ информации;

– передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

– интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

– оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);

– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

– анализ;– синтез; – сравнение; – классификация по заданным критериям;

– установление аналогий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждения;– обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию

мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи

информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Выпускник научится:

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнеров;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– слушать собеседника;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль,

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

•понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

•освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

•развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

- основные правила здорового образа жизни;

- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);

- основные условия благополучной жизни растений и животных;

- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

- основные достопримечательности родного города и столицы России.

различать (сопоставлять):

-знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

-основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);

- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

- времена года;

- животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- выполнять режим своего дня;

-определять время по часам с точностью до часа;

- подготавливать свое учебное место к работе;

- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведении.


3.Cодержание программы


1 класс (66 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (10 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

Родная природа (25 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

Родная страна (20 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.




Тематическое планирование по окружающему миру
Количество часов в год – 66 (количество часов в неделю – 2).

Название раздела

Кол-во часов по разделу

Тема урока

Формы контроля

1.

Что такое окружающий мир.

2

Нас окружает удивительный мир.


Стартовая диагностическая работа.


2

Знакомимся друг с другом и со школой.

3

Давайте познакомимся.


Мы – школьники.


Правила поведения в школе.


3

Знакомимся друг с другом и со школой.

3

Давайте познакомимся


Мы - школьники


Правила поведения в школе.


4

Родная природа

3

Времена года. Сентябрь – первый месяц осени.


Что нам осень подарила.


Грибная пора.


5


Семья

2

Семья


О маме


6

Труд людей

2

Как из зерна получилась булка.


Человек и домашние животные.


7

Середина осени

2

Времена года. Октябрь уж наступил.


Явления природы.


8

Наша Родина. Родной край.

2

Где ты живёшь.


Правила дорожного движения.


9

Труд людей

2

Ты и вещи


Кто работает ночью.


10

Что такое здоровье

4

Твои помощники – органы чувств.


Правила гигиены.


О режиме дня.


Урок в спортивном зале.


11

Родная природа. Ноябрь.

3

Ноябрь – зиме родной брат.


Звери – это млекопитающие.


Что мы знаем о птицах.


12

Родной край

3

Родной край – частица Родины.


Дом, в котором ты живёшь.


Зачем люди трудятся.


13

Родная природа. Декабрь.

3

В декабре, в декабре все деревья в серебре.


Экскурсия в зимний лес.


Какая бывает вода.


14

Мы и другие люди

2

О дружбе.


Идём в гости. С Новым годом.


15

Родная природа. Январь.

4

Январь – году начало, зиме – середина.


Хвойные деревья.


Жизнь птиц зимой.


Промежуточная диагностика.


16

Родная страна

3

Наша страна – Россия.


Богата природа России.


Мы – россияне.


17

Родная природа. Февраль.

4

Февраль – месяц метелей и вьюг.


Звери – млекопитающие.


Наш уголок природы. Животные.


Наш уголок природы. Комнатные растения.


18

Родная страна

3

Мы – граждане.


О правилах поведения.


23 февраля – День защитника Отечества.


19

Родная природа. Март.

2

8 Марта – праздник всех женщин.


Март – капельник.


20

Твоё здоровье.

3

Если хочешь быть здоров – закаляйся!


Здоровая пища.


Какое бывает настроение.


21

Родная природа. Апрель.

2

Апрель – водолей.


Жизнь насекомых весной.


22

Труд людей.

4

Весенние работы.


Кто работает на транспорте.


День космонавтики.


Итоговая диагностика.


23

Родная природа. Май.

4

Май весну завершает, лето начинает.


Жизнь земноводных весной.


Животное – живое существо.


Природе нужны все!


24

Скоро лето!

4

Скоро лето. Ты – пешеход.


Повторение и обобщение. Что мы узнали в 1 классе.



Итого

66










Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру



урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения


Корректировка

план

факт

1- 2.

Нас окружает удивительный мир. Давайте познакомимся

2

07.09



3-4.

Мы – школьники. Правила поведения в школе.

2

14.09



5.

Времена года. Сентябрь – первый месяц осени.

1

21.09



6-7.

Что нам осень подарила. Грибная пора

2

28.09



8- 9.

Семья. О маме.

2

05.10



10.

Любимые занятия. Воскресный день.

1

12.10



11.

Как из зерна получилась булка.

1

19.10



12.

Человек и домашние животные.

1

26.10



13- 14.

Октябрь уж наступил. Явления природы.

2

02.11



15.

Где ты живёшь?

1

13.11



16.

Правила дорожного движения.

1

16.11



17.

Ты и вещи.

1

20.11



18.

Кто работает ночью.

1

23.11



19.

Твои помощники – органы чувств.

1

27.11



20.

Правила гигиены

1

30.11



21.

О режиме дня

1

04.12



22.

Урок в спортивном зале

1

07.12



23.

Ноябрь – зиме родной брат

1

11.12



24.

Звери –это млекопитающие

1

14.12



25.

Дикие животные.

1

18.12



26.

Что мы знаем о птицах?

1

21.12



27.

Родной край – частица Родины

1

25.11



28.

Дом, в котором ты живёшь

1

28.12



29.

Зачем люди трудятся

1

11.01.



30-31.

В декабре, в декабре все деревья в серебре

Экскурсия в зимний лес (парк).

2

15.01



32.

Какая бывает вода

1

18.01



33.

О дружбе.

1

22.01



34-35.

Идём в гости. С Новым годом!

2

25.01



36.

Январь – году начало, зиме – середина.

1

29.01



37.

Хвойные деревья

1

01.02



38.

Жизнь птиц зимой

1

05.02



39.

Промежуточная диагностическая работа

1

08.02



40.

Наша страна – Россия.

1

12.02



41.

Богата природа России

1

15.02



42-43.

Мы – россияне. Народная сказка и народные игрушки.

2

26.02



44.

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

01.03



45.

Звери – млекопитающие

1

05.03



46-47.

Наш уголок природы. Животные уголка природы. Наш уголок природы. Растения.

2

12.03



48.

Мы – граждане

1

15.03



49.

О правилах поведения

1

19.03



50.

23 февраля – День защитника Отечества

1

22.03



51.

8 Марта – праздник всех женщин.

1

02.04



52.

Март – капельник

1

05.04



53.

Здоровая пища.

1

09.04



54.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

12.04



55

Какое бывает настроение.

1

16.04



56.

Апрель – водолей.

1

19.04



57.

Жизнь насекомых весной.

1

23.04



58.

Весенние работы

1

26.04



59-60.

Кто работает на транспорте. День космонавтики

1

30.04



61.

Комплексная контрольная работа.

1

07.05



62. 63.

Май весну завершает. Жизнь земноводных весной

1

14.05



64.

Животное – живое существо

1

17.05



65.

Природе нужны все!

1

21.05



66.

Скоро лето! Ты – пешеход!

1

24.05




Итого

66ч.