1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 1 ступени начального общего образования и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
Требований к результатам освоения ООПНОО.
Программы формирования УУД.
Данная программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по окружающему миру Виноградовой Н.Ф., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2011 г. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Настоящая программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс: рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М.: Вентана-Граф, 2011.
4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Окружающий мир относится к учебной области «Естествознание».
Согласно учебному плану всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них: 1 класс – 66 часов.
Данная программа составлена для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. В авторскую программу изменения не внесены.
Цели курса.
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Задачи курса:
• воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
• формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
• развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
• осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Изучение курса «Окружающий мир» способствовать продвижению ученика 1 класса в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи – дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей
2.Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир».
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
– установка на здоровый образ жизни;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;– адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
– выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
– активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно – следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
– сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
– обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
– запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
– анализ информации;
– передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
– интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
– оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– анализ;– синтез; – сравнение; – классификация по заданным критериям;
– установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;– обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию
мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи
информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнеров;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– слушать собеседника;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль,
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
•понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
•освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
•развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
-знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
-определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведении.
3.Cодержание программы
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (10 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
Родная страна (20 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Тематическое планирование по окружающему миру
Количество часов в год – 66 (количество часов в неделю – 2).
№ | Название раздела | Кол-во часов по разделу | Тема урока | Формы контроля |
1. | Что такое окружающий мир. | 2 | Нас окружает удивительный мир. | |
Стартовая диагностическая работа. | |
2 | Знакомимся друг с другом и со школой. | 3 | Давайте познакомимся. | |
Мы – школьники. | |
Правила поведения в школе. | |
3 | Знакомимся друг с другом и со школой. | 3 | Давайте познакомимся | |
Мы - школьники | |
Правила поведения в школе. | |
4 | Родная природа | 3 | Времена года. Сентябрь – первый месяц осени. | |
Что нам осень подарила. | |
Грибная пора. | |
5 | Семья | 2 | Семья | |
О маме | |
6 | Труд людей | 2 | Как из зерна получилась булка. | |
Человек и домашние животные. | |
7 | Середина осени | 2 | Времена года. Октябрь уж наступил. | |
Явления природы. | |
8 | Наша Родина. Родной край. | 2 | Где ты живёшь. | |
Правила дорожного движения. | |
9 | Труд людей | 2 | Ты и вещи | |
Кто работает ночью. | |
10 | Что такое здоровье | 4 | Твои помощники – органы чувств. | |
Правила гигиены. | |
О режиме дня. | |
Урок в спортивном зале. | |
11 | Родная природа. Ноябрь. | 3 | Ноябрь – зиме родной брат. | |
Звери – это млекопитающие. | |
Что мы знаем о птицах. | |
12 | Родной край | 3 | Родной край – частица Родины. | |
Дом, в котором ты живёшь. | |
Зачем люди трудятся. | |
13 | Родная природа. Декабрь. | 3 | В декабре, в декабре все деревья в серебре. | |
Экскурсия в зимний лес. | |
Какая бывает вода. | |
14 | Мы и другие люди | 2 | О дружбе. | |
Идём в гости. С Новым годом. | |
15 | Родная природа. Январь. | 4 | Январь – году начало, зиме – середина. | |
Хвойные деревья. | |
Жизнь птиц зимой. | |
Промежуточная диагностика. | |
16 | Родная страна | 3 | Наша страна – Россия. | |
Богата природа России. | |
Мы – россияне. | |
17 | Родная природа. Февраль. | 4 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | |
Звери – млекопитающие. | |
Наш уголок природы. Животные. | |
Наш уголок природы. Комнатные растения. | |
18 | Родная страна | 3 | Мы – граждане. | |
О правилах поведения. | |
23 февраля – День защитника Отечества. | |
19 | Родная природа. Март. | 2 | 8 Марта – праздник всех женщин. | |
Март – капельник. | |
20 | Твоё здоровье. | 3 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | |
Здоровая пища. | |
Какое бывает настроение. | |
21 | Родная природа. Апрель. | 2 | Апрель – водолей. | |
Жизнь насекомых весной. | |
22 | Труд людей. | 4 | Весенние работы. | |
Кто работает на транспорте. | |
День космонавтики. | |
Итоговая диагностика. | |
23 | Родная природа. Май. | 4 | Май весну завершает, лето начинает. | |
Жизнь земноводных весной. | |
Животное – живое существо. | |
Природе нужны все! | |
24 | Скоро лето! | 4 | Скоро лето. Ты – пешеход. | |
Повторение и обобщение. Что мы узнали в 1 классе. | |
| Итого | 66 | | |
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Корректировка |
план | факт |
1- 2. | Нас окружает удивительный мир. Давайте познакомимся | 2 | 07.09 | | |
3-4. | Мы – школьники. Правила поведения в школе. | 2 | 14.09 | | |
5. | Времена года. Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | 21.09 | | |
6-7. | Что нам осень подарила. Грибная пора | 2 | 28.09 | | |
8- 9. | Семья. О маме. | 2 | 05.10 | | |
10. | Любимые занятия. Воскресный день. | 1 | 12.10 | | |
11. | Как из зерна получилась булка. | 1 | 19.10 | | |
12. | Человек и домашние животные. | 1 | 26.10 | | |
13- 14. | Октябрь уж наступил. Явления природы. | 2 | 02.11 | | |
15. | Где ты живёшь? | 1 | 13.11 | | |
16. | Правила дорожного движения. | 1 | 16.11 | | |
17. | Ты и вещи. | 1 | 20.11 | | |
18. | Кто работает ночью. | 1 | 23.11 | | |
19. | Твои помощники – органы чувств. | 1 | 27.11 | | |
20. | Правила гигиены | 1 | 30.11 | | |
21. | О режиме дня | 1 | 04.12 | | |
22. | Урок в спортивном зале | 1 | 07.12 | | |
23. | Ноябрь – зиме родной брат | 1 | 11.12 | | |
24. | Звери –это млекопитающие | 1 | 14.12 | | |
25. | Дикие животные. | 1 | 18.12 | | |
26. | Что мы знаем о птицах? | 1 | 21.12 | | |
27. | Родной край – частица Родины | 1 | 25.11 | | |
28. | Дом, в котором ты живёшь | 1 | 28.12 | | |
29. | Зачем люди трудятся | 1 | 11.01. | | |
30-31. | В декабре, в декабре все деревья в серебре Экскурсия в зимний лес (парк). | 2 | 15.01 | | |
32. | Какая бывает вода | 1 | 18.01 | | |
33. | О дружбе. | 1 | 22.01 | | |
34-35. | Идём в гости. С Новым годом! | 2 | 25.01 | | |
36. | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | 29.01 | | |
37. | Хвойные деревья | 1 | 01.02 | | |
38. | Жизнь птиц зимой | 1 | 05.02 | | |
39. | Промежуточная диагностическая работа | 1 | 08.02 | | |
40. | Наша страна – Россия. | 1 | 12.02 | | |
41. | Богата природа России | 1 | 15.02 | | |
42-43. | Мы – россияне. Народная сказка и народные игрушки. | 2 | 26.02 | | |
44. | Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | 01.03 | | |
45. | Звери – млекопитающие | 1 | 05.03 | | |
46-47. | Наш уголок природы. Животные уголка природы. Наш уголок природы. Растения. | 2 | 12.03 | | |
48. | Мы – граждане | 1 | 15.03 | | |
49. | О правилах поведения | 1 | 19.03 | | |
50. | 23 февраля – День защитника Отечества | 1 | 22.03 | | |
51. | 8 Марта – праздник всех женщин. | 1 | 02.04 | | |
52. | Март – капельник | 1 | 05.04 | | |
53. | Здоровая пища. | 1 | 09.04 | | |
54. | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | 12.04 | | |
55 | Какое бывает настроение. | 1 | 16.04 | | |
56. | Апрель – водолей. | 1 | 19.04 | | |
57. | Жизнь насекомых весной. | 1 | 23.04 | | |
58. | Весенние работы | 1 | 26.04 | | |
59-60. | Кто работает на транспорте. День космонавтики | 1 | 30.04 | | |
61. | Комплексная контрольная работа. | 1 | 07.05 | | |
62. 63. | Май весну завершает. Жизнь земноводных весной | 1 | 14.05 | | |
64. | Животное – живое существо | 1 | 17.05 | | |
65. | Природе нужны все! | 1 | 21.05 | | |
66. | Скоро лето! Ты – пешеход! | 1 | 24.05 | | |
| Итого | 66ч. | | | |