Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» у обучающиеся на уровне начального общего образования:
- будет сформировано уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-сформирована модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; сформирована психологическая культура и компетенция для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
-примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо –и- культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ученик научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Перечень и название раздела и тем | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир тазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Соотносить год с веком. Использовать различные источники информации для поиска сведений по определенной теме, излагать их в виде сообщения (учебник, дополнительная литература, Интернет). Наблюдать за природными телами и явлениями. Моделировать строения Солнечной системы. Освоить начальные формы познавательной и личной рефлексии, схемы движения Земли, изучаемые созвездия. На примере смены дня и ночи, сезонов года выявлять причинно- следственных связей между движением Земли и освещенностью планеты, использование знаково- схематических средств. Освоить способы решения задач поискового характера, использование различных способов поиска. Определять общую цель и пути её достижения. Распределять функций и ролей в совместной деятельности. Определять направления на север по Полярной звезде. Изучать историю планеты по ледяным стержням в Антарктиде. Овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях исторических объектов. Определять последовательность исторических событий. Излагать, аргументировать своё мнение. Работать с исторической картой, владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. Рассмотреть, обсудить экологические проблемы современности, пути их решения. Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги. Объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком. |
Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих уморя. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Сравнивать холмистые и плоские равнины; старые и молодые горы. Характеризовать формы земной поверхности на картах, по фотографиям, картинам. Работать с картой; различать моря и океаны, характеризовать водных объектов. Находить сведения о загрязнении природных сообществ в разных источниках информации. Выявлять причинно-следственных связи между широтой местности и высотой над уровнем моря и природными зонами. Моделировать освещенность с помощью схем, цепи питания в зоне арктических пустынь, тундре, лесах России, степях и пустыне. Владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов. Использовать различных источники для нахождения сведений по определенной теме, излагать их в виде сообщения. Раскрыть факты освоения природных богатств человеком в зоне арктических пустынь, тундре, лесах России, степях, пустыне и возникающих экологических проблемах, а также мерах по охране природы. Показывать на физической карте изучаемые географические объекты, изучаемые объекты на карте природных зон России. Выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни. Определять причины отрицательных изменений в природе, меры охраны природы. Предлагать прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу. Приводить примеры экологических связей; объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком. Обсуждать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость. |
Родной край - часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя. Практические работы: знакомство с картой края рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Характеризовать родной край по карте, показывать на физической карте географические объекты; распознавать природные объекты. Различать формы земной поверхности: овраги, терриконы; важнейшие полезные ископаемые, их свойства, способы добычи, использования, наиболее распространённые типы почв. Обсуждать охрану поверхности края, водных богатств, подземных богатств, почв, природных сообществ; значение почвы для жизни на Земле. Выявлять источники загрязнения вод в регионе. Составить памятку поведения на воде. Устанавливать экологических связей в лесном сообществе, на лугу, пресных водах. Приводить примеры экологических связей. Находить пути решения экологических проблем природных сообществ, возникших по вине человека. Классифицировать природные сообщества родного края: леса, луга, пресные водоёмы. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать в виде сообщения. Распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема Обсуждать охрану пресноводных растений и животных; водоёмов. Классифицировать водоёмы. Сравнивать животноводство, растениеводство в нашем крае и обобщать. Выявлять зависимость растениеводства, животноводства от природных условий. Находить пути решения этих проблем от животноводства, пути восстановления экологического равновесия в поле, саду. Классифицировать породы домашних животных, сорта культурных растений. Наблюдать развитие отраслей растениеводства, животноводства в регионе. |
Страницы Всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть проведено три экскурсии. Экскурсии в природные сообщества рекомендуем провести в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В календарнотематическом планировании нами предложен вариант, когда две экскурсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период, наиболее благоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами. | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Иметь представление о развитии первобытного человека, роли огня и приручении животных, первых орудиях труда. Находить информацию в разных источниках. Наблюдать связь жизни древних людей с природой. Работать с картой «лента времени», с терминологическим словарём. Обсуждать роль письменности как документального свидетельства жизни людей; ценность Эрмитажа как хранилища достижений мировой культуры. Сопоставлять религии Древнего мира, Средневековья. Моделировать быт и турнир Средневековья. Характеризовать научные, географические открытия и технические изобретения эпохи Возрождения и XX - XXI веков, сопоставить, сравнить их. Проследить научно-технический прогресс и выявить его влияние на жизнь людей (положительное и отрицательное). |
Страницы истории России (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII- XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв. Наше Отечество в XVI- XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв. Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь- преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: A.B. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVII. в. Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Выявить взаимосвязь жизни древних славян с природными условиями. Работать с картой Древней Руси; терминологичес- ким словарем; с текстом учебника и иллюстрациями, рабочими тетрадями, ЭОР, фото-, кинозаписями. Анализировать карту расселения славян; былины об Илье Муромцем словарем. Моделировать древнеславянское жилище. Характеризовать систему государственной власти. Анализировать, обсуждать в классе жизнь двух городов Древней Руси по древнерусской литературе (былина о Садко, летопись об основании Москвы). Обсуждать былину «Садко», значение Крещения Древней Руси. Сравнивать внешний вид древних и современных книг. Обсуждать роль грамотности и письменности для развития общества; причины поражения Древней Руси. Сравнивать вооружение русских воинов, монгол, немецких рыцарей. Обсуждать причины Возрождения Руси; личных качеств Ивана Калиты как объединителя Руси, успех его правления. Формулировать выводы. Анализировать Куликовскую битву по плану, победу русских войск. Моделировать ход Куликовской битвы. Находить отличия в описании по иллюстрациям изменения облика Москвы при Иване III. Обсуждать падение монголо-татарского ига, объединение русских княжеств вокруг Москвы, создание Российского государств: герб - двуглавый орёл. Обсуждать роль организации народного ополчения под руководством Минина и Пожарского, роль борьбы за независимость. Сопоставление Человек -Техника, Человек - Человек Извлекать информацию из учебника, Интернета, энциклопедий, словарей. Обсуждать заслуги Петра Первого, первого российского императора, перед русским народом; заслуги Ломоносова в развитии культуры: науки, искусства, развитии промышленности; заслуги императрицы Екатерины Великой перед русским народом. Обсуждение Бородинского сражения, жизни героев 1812 года, Галереи 1812 года в Эрмитаже. Обсуждать в группах материалов учебника: восстание декабристов, освобождение крестьян от крепостного ига, технические достижения России, освоение Сибири благодаря Транссибирской магистрали. Извлечение информации о технических новшествах XIX в. Выявить роль Октябрьской революции в жизни семьи. Сравнивать символы государства XIX и ХХ веков. Составить план для рассказа о военных событиях Великой Отечественной войны. Готовиться к празднику Победы. Обсуждать значение Победы. Интервьюировать родственников о Дне 12 апреля 1961 г., о послевоенном развитии страны. |
Современная Россия (9 ч) Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах | фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, практические занятия, защита ученических проектов. | Извлекать информацию из учебника, Интернета, энциклопедий. Работать с картами. Анализировать права и обязанности ребёнка; права и обязанности гражданина РФ, их взаимосвязи. Готовить проекты юридических документов. Изучить функции Президента и органов власти. Моделировать деятельность депутата. Обсуждать значение символов власти в разные времена, должного отношения к ним. Моделировать символы своего класса, семьи. Различать групп праздников: государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Чтить традиции русского народа. Работа со взрослыми: моделировать собственный календарь праздников, обсуждение любимых праздников. Обсуждать роль праздников в жизни человека, семьи, страны. Совершать виртуальных путешествия с помощью Интернета. Сравнивать гербы городов, достопримечательности. Выявить скрытый смысл достопримечательностей городов. Организовать проектную деятельность и презентацию полученных результатов. Выполнять тесты. Находить информацию в разных печатных источниках, Интернете, музеях и т.п. Подготовить презентацию и представить ее в классе. Оценивать свои знания, умения. |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край - часть большой страны» (по усмотрению учителя*) |
1 | Мир глазами астронома. | 1 | 04.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | 06.09 | |
3 | Звёздное небо - Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 | 11.09 | |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | 13.09 | |
5 | Мир глазами историка | 1 | 18.09 | |
6 | Когда и где?Практическая работа №4«Знакомство с историческими картами» | 1 | 20.09 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | 25.09 | |
8 | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 | 1 | 27.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 1 | 02.10 | |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества Тест № 1 «Земля и человечество" | 1 | 04.10 | |
Раздел «Природа России» (10 часов) +1 природная экскурсия из раздела «Родной край - часть большой страны» (по усмотрению учителя*) |
11 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 | 09.10 | |
12 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 | 11.10 | |
13 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 | 16.10 | |
14 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, их приспособленности к условиям жизни» | 1 | 18.10 | |
15 | Тундра Практическая работа №9 «Рассм экземпляров растений, ихприспособленности к условиям жизни» | 1 | 23.10 | |
16 | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений и их приспособленности к условиям жизни» | 1 | 25.10 | |
17 | Растения и животные леса. Экскурсия № 2 | 1 | 30.10 | |
18 | Лес и человек | | 01.11 | |
19 | Зона степей Практическая работа №11 «Рассматривание экземпляров растений и их приспособленности к условиям жизни» | | 13.11 | |
20 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, их приспособленности к условиям жизни»1 | 1 | 15.11 | |
21 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 «Природа России» | 1 | 20.11 | |
Раздел «Родной край - часть большой страны» (15 часов) (- 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона * |
22 | Родной край - часть большой страны. Экскурсия №3 | 1 | 22.11 | |
23 | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | | 27.11 | |
24 | Поверхность нашего края | 1 | 29.11 | |
25 | Водные богатства нашего края | 1 | 04.12 | |
26 | Наши подземные богатства.Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 | 06.12 | |
27 | Земля - кормилица | 1 | 11.12 | |
28 | Поверхность нашего края | 1 | 13.12 | |
29 | Водные богатства нашего края | 1 | 18.12 | |
30 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 | 20.12 | |
31 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание » | 1 | 25.12 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 27.12 | |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 | 15.01 | |
34 | Презентация проектов. Тест № « Родной край часть большой страны» « | 1 | 17.01 | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
35 | Начало истории человечества | 1 | 22.01 | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | 24.01 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 29.01 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 31.01 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4«Страницы Всемирной истории» » | 1 | 05.02 | |
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
40 | Жизнь древних славян | 1 | 07.02 | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | 12.02 | |
42 | Страна городов | 1 | 14.02 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | 19.02 | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | 21.02 | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | 26.02 | |
46 | Куликовская битва | 1 | 28.02 | |
47 | Иван Третий | 1 | 04.03 | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | 06.03 | |
49 | Патриоты России | 1 | 11.03 | |
50 | Пётр Великий | 1 | 13.03 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 18.03 | |
52 | Екатерина Великая. | 1 | 20.03 | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | 01.04 | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | 03.04 | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | 08.04 | |
56 | Страницы истории 1920 - 1930-х годов | 1 | 10.04 | |
57 | Великая война и великая Победа | 1 | 15.04 | |
58 | Великая война и великая Победа | 1 | 17.04 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5:Страницы истории России | 1 | 22.04 | |
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
60 | Основной закон России и права человека | 1 | 28.04 | |
61 | Мы - граждане России | 1 | 06.05 | |
62 | Славные символы России | 1 | 08.05 | |
63 | Такие разные праздники | 1 | 11.05 | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностичсеская работа | 1 | 13.05 | |
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | 15.05 | |
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | 20.05 | |
67 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | 22.05 | |
68 | Презентация проектов = | 1 | 25.05 | |
6