СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»



Аннотация

Программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, образовательной программы и учебного плана филиала МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат «Большемонокская основная общеобразовательная школа»; примерной программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.)

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Краткое содержание и количество часов:

п№

Название темы

Кол – во часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

15


Итого

68


Планируемые результаты


Личностные результаты

-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать свои действия в течение урока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

Познавательные

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

-выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

-признавать свои ошибки, озвучивать их;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

-готовить сообщения, проекты с помощью взрослых;

-составлять рассказ на заданную тему;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. 

Предметные результаты

-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-находить на карте страны — соседи России и их столицы;

-определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

-соблюдать правила безопасного поведения в природе;

-раскрывать роль экономики в нашей жизни;

-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

-понимать, как ведётся хозяйство семьи;

-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы.


Содержание учебного предмета


В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

При возникновении обстоятельств, не зависящих от воли учителя, возможно неполное выполнение программы (например, отмена занятий из-за карантина, низкой температуры, праздничные дни и др.). В зависимости от успешности усвоения программы или возникновении затруднений возможно увеличение или уменьшение количества часов по определенным темам в ходе его реализации.









































Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

3 класс

п/п


Дата проведения

Тема


Примечание

По плану

Факт.

Как устроен мир (6 ч)

1

03.09


Природа.

Разнообразие природы. Значение природы для людей.


2

05.09


Человек. Ступеньки познания.

Повторение ПДД


3

10.09


Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия.


4

12.09


Общество. Правила поведения на улицах и дорогах.


5

17.09


Мир глазами эколога.


6

19.09


Природа в опасности. Охрана природы. Обобщение. “Как устроен мир”. Проверочная работа.


Эта удивительная природа (18ч)

7

24.09


Тела, вещества, частицы.


8

26.09


Разнообразие веществ.


9

01.10


Воздух и его охрана.


10

03.10


Вода и жизнь. Свойства воды.


11

08.10


Превращения и круговорот воды в природе.

Тестирование.


12

10.10


Берегите воду!


13

15.10


Как разрушаются камни! Почва


14

17.10


Разнообразие растений.


15

22.10


Солнце, растения и мы с вами.

Движение пешеходов.


16

24.10


Размножение и развитие растений.


17

05.11


Охрана растений.


18

07.11


Разнообразие животных.


19

12.11


Цепь питания. Проект «Разнообразие природы родного края»


20

14.11


Невидимая сеть и невидимая пирамида.


21

19.11


Размножение и развитие животных.


22

21.11


Охрана животных. Перекрёстки и их виды.


23

26.11


В царстве грибов.


24

28.11


Великий круговорот жизни.


Мы и наше здоровье (10 ч)

25

03.12


Организм человека.


26

05.12


Органы чувств.


27

10.12


Надёжная защита организма.

Светофоры и их виды.


28

12.12


Опора тела и движение.


29

17.12


Наше питание. Ор­ганы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»


30

19.12


О дыхании, о дви­жении крови


31

24.12


Умей предупреждать болезниВиды транспортных средств.


32

26.12


Проверим себя и оценим свои результаты за первое полугодие.


33

09.01


Здоровый образ жизни.


34

14.01


Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»


Наша безопасность (7 ч)

35

16.01


Огонь, вода и газ.


36

21.01


Чтобы путь был счастливым. Правила дорожного движения..


37

23.01


Дорожные знаки.


38

28.01


Проект «Кто нас защищает»


39

30.01


Опасные места.

Опасности перекрёстка.


40

04.02


Природа и наша безопасность


41

06.02


Экологическая безопасность. Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность”. Проверочная работа


Чему учит экономика (12 ч)

42

11.02


Экономика


43

13.02


Природные богатства и труд людей – основа экономики.


44

18.02


Полезные ископаемые.


45

20.02


Растениеводство.


46

25.02


Животноводство.

Группы дорожных знаков.


47

27.02


Виды промышленности


48

03.03


Проект

« Экономика родного края»


49

05.03


Деньги


50

10.03


Государственный бюджет.


51

12.03


Семейный бюджет.


52

17.03


Экономика и экология.


53

19.03


Обобщение знаний по разделу: “Чему учит экономика”. Проверочная работа


Путешествие по городам и странам (15 ч)

54

24.03


Золотое кольцо России. Виды транспорта.


55

02.04


Золотое кольцо России.


56

07.04


Золотое кольцо России.


57

09.04


Проект «Музей путешествий»


58

14.04


Наши ближайшие соседи.


59

16.04


На севере Европы.


60

21.04


Бенилюкс


61

23.04


В центре Европы.

Тормозной путь транспортных средств.


62

28.04


Путешествие по Франции и Великобритании.


63

30.04


Путешествие по Франции и Великобритании.


64

05.05


На юге Европы.


65

07.05


По знаменитым местам мира.


66

12.05


Экскурсия «Достопримечательности нашего города». Практическое занятие по правилам ПДД.


67

14.05


Проверочная работа. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. .


68

19.05


Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», Экономика родного края.









Приложение


Перечень проектных работ


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

10.09

Проект «Богатства, отданные людям»

1

2

12.11

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

3

14.01

Проект «Школа кулинаров»

1

4

28.01

Проект «Кто нас защищает»

1

5

03.03

Проект «Экономика родного края»

1

6

09.04

Проект «Музей путешествий»

1



Итого