Аннотация
Программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, образовательной программы и учебного плана филиала МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат «Большемонокская основная общеобразовательная школа»; примерной программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.)
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Краткое содержание и количество часов:
п№ | Название темы | Кол – во часов |
1 | Как устроен мир | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 7 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 |
| Итого | 68 |
Планируемые результаты
Личностные результаты
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать свои действия в течение урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
Познавательные
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
-выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по различным признакам;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, проекты с помощью взрослых;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы;
-определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
-раскрывать роль экономики в нашей жизни;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи;
-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы.
Содержание учебного предмета
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
При возникновении обстоятельств, не зависящих от воли учителя, возможно неполное выполнение программы (например, отмена занятий из-за карантина, низкой температуры, праздничные дни и др.). В зависимости от успешности усвоения программы или возникновении затруднений возможно увеличение или уменьшение количества часов по определенным темам в ходе его реализации.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
По плану | Факт. |
Как устроен мир (6 ч) |
1 | 03.09 | | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | |
2 | 05.09 | | Человек. Ступеньки познания. Повторение ПДД | |
3 | 10.09 | | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | |
4 | 12.09 | | Общество. Правила поведения на улицах и дорогах. | |
5 | 17.09 | | Мир глазами эколога. | |
6 | 19.09 | | Природа в опасности. Охрана природы. Обобщение. “Как устроен мир”. Проверочная работа. | |
Эта удивительная природа (18ч) |
7 | 24.09 | | Тела, вещества, частицы. | |
8 | 26.09 | | Разнообразие веществ. | |
9 | 01.10 | | Воздух и его охрана. | |
10 | 03.10 | | Вода и жизнь. Свойства воды. | |
11 | 08.10 | | Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. | |
12 | 10.10 | | Берегите воду! | |
13 | 15.10 | | Как разрушаются камни! Почва | |
14 | 17.10 | | Разнообразие растений. | |
15 | 22.10 | | Солнце, растения и мы с вами. Движение пешеходов. | |
16 | 24.10 | | Размножение и развитие растений. | |
17 | 05.11 | | Охрана растений. | |
18 | 07.11 | | Разнообразие животных. | |
19 | 12.11 | | Цепь питания. Проект «Разнообразие природы родного края» | |
20 | 14.11 | | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | |
21 | 19.11 | | Размножение и развитие животных. | |
22 | 21.11 | | Охрана животных. Перекрёстки и их виды. | |
23 | 26.11 | | В царстве грибов. | |
24 | 28.11 | | Великий круговорот жизни. | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 | 03.12 | | Организм человека. | |
26 | 05.12 | | Органы чувств. | |
27 | 10.12 | | Надёжная защита организма. Светофоры и их виды. | |
28 | 12.12 | | Опора тела и движение. | |
29 | 17.12 | | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров» | |
30 | 19.12 | | О дыхании, о движении крови | |
31 | 24.12 | | Умей предупреждать болезниВиды транспортных средств. | |
32 | 26.12 | | Проверим себя и оценим свои результаты за первое полугодие. | |
33 | 09.01 | | Здоровый образ жизни. | |
34 | 14.01 | | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | |
Наша безопасность (7 ч) |
35 | 16.01 | | Огонь, вода и газ. | |
36 | 21.01 | | Чтобы путь был счастливым. Правила дорожного движения.. | |
37 | 23.01 | | Дорожные знаки. | |
38 | 28.01 | | Проект «Кто нас защищает» | |
39 | 30.01 | | Опасные места. Опасности перекрёстка. | |
40 | 04.02 | | Природа и наша безопасность | |
41 | 06.02 | | Экологическая безопасность. Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность”. Проверочная работа | |
Чему учит экономика (12 ч) |
42 | 11.02 | | Экономика | |
43 | 13.02 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |
44 | 18.02 | | Полезные ископаемые. | |
45 | 20.02 | | Растениеводство. | |
46 | 25.02 | | Животноводство. Группы дорожных знаков. | |
47 | 27.02 | | Виды промышленности | |
48 | 03.03 | | Проект « Экономика родного края» | |
49 | 05.03 | | Деньги | |
50 | 10.03 | | Государственный бюджет. | |
51 | 12.03 | | Семейный бюджет. | |
52 | 17.03 | | Экономика и экология. | |
53 | 19.03 | | Обобщение знаний по разделу: “Чему учит экономика”. Проверочная работа | |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
54 | 24.03 | | Золотое кольцо России. Виды транспорта. | |
55 | 02.04 | | Золотое кольцо России. | |
56 | 07.04 | | Золотое кольцо России. | |
57 | 09.04 | | Проект «Музей путешествий» | |
58 | 14.04 | | Наши ближайшие соседи. | |
59 | 16.04 | | На севере Европы. | |
60 | 21.04 | | Бенилюкс | |
61 | 23.04 | | В центре Европы. Тормозной путь транспортных средств. | |
62 | 28.04 | | Путешествие по Франции и Великобритании. | |
63 | 30.04 | | Путешествие по Франции и Великобритании. | |
64 | 05.05 | | На юге Европы. | |
65 | 07.05 | | По знаменитым местам мира. | |
66 | 12.05 | | Экскурсия «Достопримечательности нашего города». Практическое занятие по правилам ПДД. | |
67 | 14.05 | | Проверочная работа. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. . | |
68 | 19.05 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», Экономика родного края. | |
Приложение
Перечень проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 10.09 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
2 | 12.11 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
3 | 14.01 | Проект «Школа кулинаров» | 1 |
4 | 28.01 | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
5 | 03.03 | Проект «Экономика родного края» | 1 |
6 | 09.04 | Проект «Музей путешествий» | 1 |
| | Итого | 6ч |