Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями;
Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
1.3. УМК
При составлении рабочей программы использовался учебно - методический комплект:
1.3.1. для учителя:
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова Примерная рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир М.: Академкнига/Учебник 2016 г.
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: Методическое пособие для учителя М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: учебник в 2 частях М.: Академкнига/ Учебник, 2017 г.
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: хрестоматия М.: Академкнига/ Учебник, 2017 г.
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
1.3.2. для обучающихся:
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: учебник в 2 частях М.: Академкнига/ Учебник, 2017 г.
- О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Окружающий мир 4 класс: хрестоматия М.: Академкнига/ Учебник, 2017 г.
1.3.3. электронные ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://konkurs.infourok.ru/
http://festival.1september.ru/
nsportal.ru
http://pedsovet.org/
http://www.zavuch.ru/
http://prezentacii.com/
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2.1. Личностные:
- умение различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально - этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
2.2. Метапредметные
2.2.1 Познавательные
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; применение методов информационного поиска;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение моделирования: умения строить схемы, планы, использовать наглядные модели.
2.2.2 Регулятивные
- формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- принятие познавательной цели, чёткое выполнение требования познавательной задачи;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
2.2.3 Коммуникативные
- формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;
- понимать возможности различных точек зрения и позиций на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
- умение договариваться находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение выступать и убеждать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.
2.3. Предметные:
2.3.1. Ученик научится:
- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
- использовать готовые модели (глобус Земли, модель солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);
- понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
- описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
- понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
- называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
- характеризовать основные функции систем органов человека;
- измерять температуру тела, вес и рост человека;
- понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
- извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях;
- рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения государственного герба России, последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
- обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства Президент Российской Федерации;
- готовить небольшие сообщения о Конституции — Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
- находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
- работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей отечества;
- называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
- определять последовательность исторических событий на ленте времени;
- находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
- рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу г к. Жукову, вечный огонь на Могиле неизвестного солдата у кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей планеты, монумент «спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея героев-космонавтов; фонтан «дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
- рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
- понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья.
2.3.2. Ученик получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
- составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
- научиться определять часовой пояс своего края;
- находить дополнительную информацию о прошлом родного края в интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
- собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края);
- соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т. д.);
- соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
- соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
- заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
3. Содержание учебного предмета
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 0 ч — резервное время)
Раздел Человек и природа (47 часов)
Тема № 1 Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Тема № 2 Путешествие по природным зонам России (13 часов)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон.
Входная контрольная работа № 1
Практическая работа № 1. Проект «Растения и животные леса»
Практическая работа № 2. Проект «Природные зоны России»
Тема № 3 Родной край – часть великой России (11 часов)
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Ставропольский край: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Контрольная работа № 2 за 1 полугодие
Практическая работа №3. Проект «Заповедники родного края»
Тема № 4 Человеческий организм (11 часов)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Практическая работа № 4. Составление режима дня школьника
Тема № 5 Изучаем органы чувств (8 часов)
Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека.
Раздел Человек и общество (23 часа)
Тема № 1 История Отечества (7 часов)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Тема № 2 Путешествие по странам мира (6 часов)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа № 5. Проект «Страны мира»
Тема № 3 Москва как летопись истории России (5 часов)
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Итоговая контрольная работа № 3 за год
Тема № 4 Мы – граждане России (5 часов)
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Раздел Правила безопасного поведения
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
4. Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Количество практических (творческих) работ | Количество контрольных работ (итоговых тестов) |
1 | Человек и природа Тема № 1 Земля – планета Солнечной системы Тема № 2 Путешествие по природным зонам России Тема № 3 Родной край – часть великой России Тема № 4 Человеческий организм Тема № 5 Изучаем органы чувств | 47 4 13 11 11 8 | 2 1 1 | 1 - - 1 - - |
2 | Человек и общество Тема № 1 История Отечества Тема № 2 Путешествие по странам мира Тема № 3 Москва как летопись истории России Тема № 4 Мы – граждане России | 21 7 6 5 3 | 1 | 2 1 - 1 - |
| Итого | 64 | 5 | 3 |