СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное образование

«Сычевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1г. Сычевки Смоленской области

(МБОУ СШ № 1 г. Сычевки Смол обл.)

215280 Смоленская область г. Сычевка ул. Крыленко д. 45

тел. 4-21-77, 4-23-35















Рабочая программа по окружающему миру

УМК «Начальная школа 21 века»











СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………………….2

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающего мира….……………………………………………….............................6

    2. Планируемые результаты освоения учебного предмета по классам…………………7

  3. Содержание программы по годам обучения…………………………14

  4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………….22

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ……………………………………………………..24

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» начального общего образования (1-4 классы) составлена на основании «Положения о рабочей программе учителя МБОУ СШ №1 г.Сычевки Смол.обл.», ООП НОО МБОУ СШ №1 г.Сычевки Смол.обл. «Первые ступени к знаниям» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Окружающий мир» на основе авторской программы «Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2015.-192.- (Начальная школа XXI века), примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края»/С.А. Болотова – Смоленск: «Русич», 2008 г. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цель программы с учётом специфики учебного предмета «Окружающий мир» – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторской линии Виноградовой Н.Ф, Калиновой Г.С.:

1 класс

  • «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для общеобразов. учреждений: в 2 ч.: / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова - М: Вентана- Граф, 2011.

2 класс

  • Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. . 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3 класс

  • Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010

4 класс

  • Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.


С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. Программой предусмотрено проведение уроков общения. Их цель – оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода нашего государства.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 270 часов. На изучение предметного курса отводится 2 часа в неделю.

Таким образом, общее количество часов в год составляет:

1 класс – 33 учебных недели (66 часов в год);

2 класс - 34 учебных недели (68 часов в год);

3 класс - 34 учебных недели (68 часов в год);

4 класс – 34 учебных недели (68 часов в год).

В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.




  1. Планируемые результаты освоения предмета

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).



    1. Планируемые результаты освоения предмета

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся получат возможность научиться:

—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.


К концу обучения во2 классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

- называть основные права и обязанности граждан Рос­сии, права ребёнка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представлен­ную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

- характеризовать кратко Солнечную систему; назы­вать отличия Земли от других планет;

-называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого

существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи пи­тания;

—различать состояния воды как вещества, приводить при­меры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

-описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

-сравнивать представителей растительного и животно­го мира по условиям их обитания.


К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:

-«читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

-ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарст­венные растения», «ядовитые растения»; «плодовые куль­туры», «ягодные культуры»;

-проводить несложные опыты и наблюдения (в соответ­ствии с программой);

-приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства вода (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни на Земле;

- объяснять отличия грибов от растений;

-характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

-составлять описательный рассказ о животном;

- приводит примеры (конструировать) цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства;

- сравнивать картины природы, портрет людей, одежду, вещи;

-называть даты образования Древней Руси; венчание на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержение последнего русского царя;

работать с географической и исторической картами.


По природно-графическому краеведению учащиеся научатся:

  • описывать географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

  • описывать особенности рельефа, климата Смоленщины;

  • называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их использование

  • назвать некоторые реки, озѐра и водохранилища Смоленской области;

  • назвать некоторые растения, грибы, животные Смоленского края;



  • описывать меры по охране природы в Смоленской области;

  • называть нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;

  • описывать правила поведения в природе.



По культурно-историческому краеведению учащиеся научатся:

  • называть предков смолян, основные их занятия;

  • описывать торговые связи смолян в древности;

  • называть древние города Смоленщины;

  • описывать современную символику Смоленщины (герб, флаг);



  • называть виды жилищ, утварь, предметы быта наших предков;



  • называть элементы костюма смолян в древности;

  • назвать некоторые блюда, которые любили наши предки;

  • назвать некоторые календарные, религиозные, семейные праздники;

  • описывать некоторые игры и хороводы прошлых лет;



К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


По природно-графическому краеведении могут научиться:

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;



  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;



  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели


По культурно-историческому краеведению могут научиться:

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты

  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;



  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;



  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели культурно-исторических объектов;



  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;



  • соблюдать правила поведения за обеденным столом;

  • играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;



  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.


К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

-моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

-характеризовать условия роста и развития ребёнка;

-оценивать положительные и отрицательные качества человека;

-приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

-анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты;

-оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

-описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

-составлять рассказ-описание о странах – соседях России;

-различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

-соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

-называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

-различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

-описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

-называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

По природно-графическому краеведению учащиеся научатся:

  • описывать особенности почв Смоленщины;


По культурно-историческому краеведению учащиеся научатся:

  • называть причины возведения в Смоленске крепостной стены;



  • назвать некоторые башни Смоленской крепости;



  • описывать героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война

1941-1945 г. г.;

  • называть памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

  • называть награды Смоленска и области;

  • называть имена некоторых земляков, прославивших родной край;


К концу обучения в 4 классе учащиеся получат возможность научиться:

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

-различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

По природно-графическому краеведении могут научиться:

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;



  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;



  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели


По культурно-историческому краеведению могут научиться:

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты

  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;



  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;



  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели культурно-исторических объектов;



  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;


  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.



  1. Содержание учебного предмета


    1. 1 класс (66 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мышкольники(7ч)

Ты первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др.Правилаповедениянауроке:подготовкарабочегоместа,правильнаяосанка,гигиенаписьма,внимательность,сдержанность,аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твоиновыедрузья.Когоназываютдрузьями.Коллективныеигрыитруд.Правиладружбы:справедливораспределятьроливигре,поручениявработе,правильнооцениватьдеятельностьсверстникаисвою,радоватьсяуспехамдрузей.

Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

  • описывать назначение различных школьных помещений;

  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;

  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье (6 ч)

Заботаосвоемздоровьеихорошемнастроении.Гигиеназубов,ротовойполости,кожи.Охранаоргановчувств:зрения,слуха,обонянияидр.

Солнце,воздух,водфакторызакаливания.Проветриваниепомещения.Утренняягимнастика.Прогулки,игрынавоздухе.Режимпитания.Культураповедениязастолом.

Универсальные учебные действия:

  • демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (31 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись,музыка).Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу(4–5растений).Комнатные растения: название, внешний вид (3–4растения).Условия роста(тепло,свет,вода).Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы идр. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;

  • создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать внешние признаки растения;

  • характеризовать условия роста растения;

  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

  • различать животных по классам (без термина);

  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;

  • различать животных по месту обитания.

Родная страна (15 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города(села), в котором мы живем. Главная улица(площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города(села), профессии (например, строитель, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.).Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение,танцы,сказки,игрушки.

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;

  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года» и тематическая по школе. Экскурсия, знакомящая учащихся с трудом – в библиотеку, краеведческий музей, зоопарк.

Практические работы. Уход за комнатными растениями и домашними животными.



    1. 2 класс (68 ч)


Введение. Что окружает человека (1ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предме­ты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши по­мощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь чело­веку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом само­чувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуа­циях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живёт рядом с тобой(6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина(13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. АСК: Наши предки. Из варяг в греки

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

АСК: Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. АСК: Герб и Флаг Смоленской области. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух- трёх народов.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы, историей родного края.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы — жители Земли(9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества(23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. АСК: растения родного края. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. АСК: животный мир родного края.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. АСК: водоемы родного края.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. АСК.

Универсальные учебные действия

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке дере­вья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек(2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры расте­ний и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Экскурсии

В лес (лесопарк), в краеведческий музей, на предприятие.

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).


С целью обеспечения различных интересов обучающихся, в том числе этнокультурных в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, предусмотрено изучение учебного предмета «Азбука Смоленского края» (авт. С. А. Болотова). Курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

В содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» в 3 и 4 классах на интегративной основе включаются следующие темы курса «Азбука Смоленского края»:

Мир природы. Часть 1:

Водоемы

Географическое положение Смоленской области. Площадь. Рельеф.

Полезные ископаемые

Грибы Смоленской области

Растения нашего края.

Животные нашего края

Охрана природы

Смоленский лен

Мир истории. Часть 2:

«Из варяг в греки»

Города Смоленщины

Герб и флаг нашей области

Наши предки

Занятие предков

Наши земляки

Смоленская крепостная стена

Военное прошлое Смоленщины

Награды Смоленщины

Мир культуры. Часть 3:

Жилища и предметы быта

Как одевались в старину

Что ели наши предки

Во что верили наши предки

Праздники. Хороводы и игры.

Храмы и монастыри

Письменность



    1. 3 класс (68 ч)


Земля — наш общий дом (7 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео­графическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. АСК: Географическое положение Смоленской области. Площадь. Рельеф.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы(26ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. АСК: Водоемы. Полезные ископаемые. Грибы Смоленской области . Растения нашего края. Животные нашего края.

Расширение кругозора школьников. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Наша Родина от Руси до России (11ч)

Как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. АСК: Герб и флаг нашей области, «Из варяг в греки», Смоленская крепостная стена, Города Смоленщины, Письменность.


Как люди жили в старину (12ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. АСК: Наши предки. Занятие предков

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. АСК: Во что верили наши предки. Праздники. Хороводы и игры. Храмы и монастыри


Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)(8 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). АСК: Наши земляки. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, авто­строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). АСК: Города Смоленщины. .Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. АСК: Смоленский лен

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.



4.3 4 класс (68 часов)


Введение (1ч) Человек — часть природы .Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия чело­века от природы.

Человек — живое существо (организм) (17 ч)

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы(общие сведения). Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения).

Дыхательная система. Ее органы(общие сведения). Кровеносная система. Ее органы.

Органы выделения (общие сведения).

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твое здоровье (12 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы (2 ч)

Чем человек отличается от животных. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного.

Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека - правила культурного человека.

Родная страна от края до края (10ч)

Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. АСК; почвы нашего края. Докучаев. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. АСК: Смоленская крепостная стена. Улицы, история и происхождение названий. Россия и ее соседи. Япония,Китай,Финляндия,Дания(особенностигеографическогоположения,природы,труда и культуры народов).

Человектворец культурных цен­ностей (12ч)

ИскусствоРоссиивразныевремена(историческиеэпо­хи).Памятникиархитектуры(зодчества)Древней Руси. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. Искусство России XX века.

Человек – защитник своего отечества (5ч)

Борьба славян с половцами. А. Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой Ордой. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения совет­ской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. АСК: Военное прошлое Смоленского края. Места боевой славы. Практические работы. Работа с исторической картой.

Экскурсии Экскурсии в краеведческий, художественный музей.

Гражданин и государство (4 ч)

Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. АСК: Смоленская крепостная стена. Экскурсии. В (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

Рабочая программа

по классам

1кл.

2кл.

3кл.

4 кл.


1 класс

66

66

66




1.

Раздел I. Введение. Этот удивительный мир

1

1

1




2.

Раздел II. Мы - школьники

2

2

2




3.

Раздел III. Твоё здоровье.

6

6

6




4.

Раздел IV. Я и другие люди.

3

3

3




5.

Раздел V. Труд людей

6

6

6




6.

Раздел VI. Родная природа.

31

27

27




7.

Раздел VII. Семья

2

2

2




8.

Раздел VIII. Наша страна – Россия. Родной край.

15

19

19





2 класс

68

68


68



1.

Раздел I. Введение. Что окружает человека.

1

3


3



2.

Раздел II. Кто ты такой.

14

14


14



3.

Раздел III. Кто живёт рядом с тобой.

6

6


6



4.

Раздел IV. Россия – твоя Родина.

13

16


16



5.

Раздел V. Мы – жители Земли.

9

8


8



6.

Раздел VI. Природные сообщества

23

19


19



7.

Раздел VII. Природа и человек.

2

2


2




3 класс

68

68



68


1.

Раздел I. Введение. Земля – наш общий дом

7

7



7


2.

Раздел II. Человек изучает Землю.АСК1

4

4



4


3.

Раздел III. Царства природы.

26

26



26


3.1

Тема 1. Бактерии. Грибы. Растения. АСК







3.2

Тема 2. Животные. АСК







4.

Раздел IV. Наша Родина: от Руси до России. АСК

11

11



11


5.

Раздел V. Как люди жили в старину. АСК

12

12



12


6.

Раздел VI. Как трудились в старину. АСК

8

8



8



4 класс

68

68




68

1.

Раздел I. Человек – живое существо

16

17




17

2.

Раздел II. Твоё здоровье

12

12




12

3.

Раздел III. Человек – часть природы

2

2




2

4.

Раздел IV. Человек среди людей

5

6




6

5.

Раздел V. Родная страна: от края до края.

10

10




10

6.

Раздел VI. Человек – творец культурных ценностей.

12

12




12

7.

Раздел VII. Человек – защитник своего Отечества. АСК

5

5




5

8.

Раздел VIII. Гражданин и государство АСК

3

4




4



4.2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

5. Формы и средства контроля

Текущий контроль осуществляется в форме устного и письменного опроса.

В соответствии с положением о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся в течение учебного года по окружающему миру запланировано 3 контрольные точки: вводный контроль, рубежный контроль (работа на середину учебного года), итоговый контроль для выявления уровня усвоения школьниками программного материала (промежуточная аттестация). С 2015/2016 учебного года вводится ВПР по предмету.


п/п

Форма контроля

Кол-во часов

в 1 кл.

Кол-во часов во 2 кл.

Кол-во часов в 3 кл.

Кол-во часов в 4 кл.


Итого

Проверочные работы

-

-

4

2

6

Контрольные работы

-

2

2

3

7

Практические работы

2

7

2

2

13

Экскурсии

11

3

1

1

16

Опыты

1

-

-

6

7

Тест

-

2

1

1

4

Промежуточная аттестация

1

1

1

1

4



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

        Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

ТЕСТЫ

        Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.





Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наименование уровня образования, предметы, курсы, дисциплины (модули) в соответствии с учебным планом

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Математика и информатика


Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика. в 2 ч. 1 кл.

Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика. в 2 ч. 2 кл.

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. в 2 ч. 3 кл.

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. в 2 ч. 4 кл.


Кабинет №3

Интерактивная приставка Mimio Teach

Мультимедийный проектор Mimio

Ноутбук RAYbook Si155


Кабинет №4

Интерактивная приставка Mimio Teach

Мультимедийный проектор Mimio

Ноутбук RAYbook Si155


Кабинет №5

Интерактивная приставка Mimio Teach

Мультимедийный проектор Mimio

Ноутбук RAYbook Si155


Кабинет №6

Ноутбук Samsung


Кабинет №13

Мультимедийный проектор Acer P1265


Кабинет №15

Интерактивная приставка Mimio Teach

Мультимедийный проектор 3D NEC V230X

Кронштейн потолочный для проекторов

Ноутбук HP 250G3

Интерактивная доска TRIUMPH BOARD 78


Кабинет №17

Экран на штативе, ScreenMedia Apollo

Мультимедийный проектор BenQ

Ноутбук Asus K50C

Ноутбук Samsung


Кабинет №18

Интерактивная доска Panasonik Elite Panaboard UB-T580

Мультимедийный проектор Epson EB- 430

МФУ HP LaserJet Pro M1212nf RU MFP

Моноблок HP All-in-One 3420 Pro


Кабинет №27

Ноутбук Samsung


Кабинет №29

Моноблок HP All-in-One 3420 Pro

Компьютерная техника



1 АСК – Азбука Смоленского края

23