СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннуюрабочую программу можно использовать при работе по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 1 класса составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования и Учебного плана общеобразовательной организации МБОУ «Майкопская гимназия №5», требований Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир»- автор А.А. Плешаков (УМК «Школа России»).

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся получат возможность сформировать:

• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к опреде-

лённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире

на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

• положительное отношение к школе и учебной деятельности;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные знания и умения;

• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; •осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим

успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки

и пр.);

• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы; • различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (66 часов)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

НРК

В соответствии с рекомендациями МО и Н Республики Адыгея изучение национально-регионального компонента (НРК) включается составной частью в урок. На изучение национально-регионального компонента отведено 8 часов (10% учебного времени), с целью формирования знаний, умений и навыков, определенных минимумом государственного стандарта начального образования, и одновременного приобщения ребят к истории, культуре, литературе Республики Адыгея.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Общее коли­чество часов

Человек и природа.

38

Человек и общество

18

Правила безопасной жизни

6

Проверочные работы

4

ИТОГО:

66

















III. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Количество часов

П

Ф

1 четверть (16 ч.)

1



Задавайте вопросы!

Вводный

1

2



Что такое Родина? НРК «Адыгея – Родина моя»

УОНМ

1

3



Что мы знаем о народах России?

УОНМ

1

4



Что мы знаем о Москве?

УОНМ

1

5



Проект «Моя малая родина»

Урок-практикум

1

6



Что у нас над головой?

УОНМ

1

7



Что у нас под ногами?

Практическая работа. Определение образцов камней.

Урок-практикум

1

8



Что общего у разных растений?

Практическая работа. Определение частей растений.

Урок-практикум

1

9



Что растет на подоконнике?

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

Урок-практикум

1

10



Что растет на клумбе?

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

Урок-практикум

1

11



Что это за листья? Экскурсия. НРК «Леса Адыгеи»

УОНМ

1

12



Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием.

Урок-практикум

1

13



Кто такие насекомые? НРК «Насекомые Адыгеи»

УОНМ

1

14



Кто такие рыбы? НРК «Рыбы Адыгеи»

УОНМ

1

15



Кто такие птицы?

Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

НРК «Птицы Адыгеи»

Урок-практикум

1

16



Кто такие звери?

Практическая работа. Изучение строения шерсти животных.

НРК «Животный мир Адыгеи»

Урок-практикум

1

2 четверть (16 ч.)

17



Что нас окружает дома?

УОНМ

1

18



Что умеет компьютер?

УОНМ

1

19



Что вокруг нас может быть опасным?

УОНМ

1

20



На что похожа наша планета?

УОНМ

1

21



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

УКЗ

1

22



Как живет семья. Проект «Моя семья»

Урок-практикум

1

23



Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

УОНМ

1

24



Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

Урок-практикум

1

25



Как путешествует письмо.

УОНМ

1

26



Куда текут реки?

Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

НРК «Реки Адыгеи»

Урок-практикум

1

27



Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

Урок-практикум

1

28



Как живут растения?

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.

Урок-практикум

1

29



Как живут животные?

Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

Урок-практикум

1

30



Как зимой помочь птицам?

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

Урок-практикум

1

31



Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

Урок-практикум

1

32



Откуда в снежках грязь.

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

Урок-практикум

1

3 четверть (18 ч.)

33



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

УКЗ

1

34



Когда учиться интересно?

УОКНМ

1

35



Проект «Мой класс и моя школа»

Урок-практикум

1

36



Когда придет суббота?

УОНМ

1

37



Когда наступит лето?

УОНМ

1

38



Где живут белые медведи?

Практическая работа.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

Урок-практикум

1

39



Где живут слоны?

Практическая работа. Определение на глобусе экватора.

Урок-практикум

1

40



Где зимуют птицы?

УОНМ

1

41



Когда появилась одежда?

УОНМ

1

42



Когда изобрели велосипед?

УОНМ

1

43



Когда ты станешь взрослым?

УОНМ

1

44



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

УКЗ

1

45



Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

УОНМ

1

46



Почему Луна бывает разной?

УОНМ

1

47



Почему идет дождь и дует ветер?

УОНМ

1

48



Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

Урок-практикум

1

49



Почему радуга разноцветная?

УОНМ

1

50



Почему мы любим кошек и собак?

УОНМ

1

4 четверть (16 ч.)

51



Проект «Наши домашние питомцы»

Урок-практикум

1

52



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

УОНМ

1

53



Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

УОНМ

1

54



Зачем мы спим ночью?

УОНМ

1

55



Почему нужно есть много овощей и фруктов?

УОНМ

1

56



Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.

Урок-практикум

1

57



Зачем нам телефон и телевизор?

УОНМ

1

58



Зачем нужны автомобили?

УОНМ

1

59



Зачем нужны поезда?

УОНМ

1

60



Зачем строят корабли?

УОНМ

1

61



Зачем строят самолеты?

УОНМ

1

62



Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

УОНМ

1

63



Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

УОНМ

1

64



Зачем люди осваивают космос?

УОНМ

1

65



Почему мы часто слышим слово «экология»?

НРК «Кавказский государственный биосферный заповедник»

УОНМ

1

66



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

УКЗ

1