СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Комитет по образованию администрации Ключевского района

МБОУ «Ключевская средняя

общеобразовательная школа № 2»




Согласовано: Утверждено:

руководитель школьного МО учителей Директор МБОУ

начальных классов «Ключевская СОШ № 2»

_____________ И. И. Головина _________ С. Н. Победённый

Протокол № ____ от _____ Приказ № ____ от________






Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса

Уровень начального общего образования

Срок реализации 2021-2022 учебный год, 132 часа, 4 часа в неделю





Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2021. — 138 с.






Учитель: Юрченко Наталья Александровна















п. Целинный, 2021










Пояснительная записка

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Содержание учебного курса

Введение

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по¬ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто?

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда?

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда?  

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем?

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?

Формы и методы, технологии обучения;

Форма организации занятий – урок.

Методы обучения, используемые на уроках окружающего мира:

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы  самоконтроля.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

В 1-м классе исключается система бального (отметочного) оценивания, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Особенностью данной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.

Текущая аттестация учащихся 1-х классов окружающему миру в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах.

Рекомендуется использовать 3 вида оценивания:

стартовую диагностику,

текущее оценивание

итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первом классе основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения конкретными учебными задачами с целью получения информации. Итоговое оценивание происходит в конце обучения первого класса.

Планируемые результаты изучения курса:

Оценка  результатов  образования включает диагностику  личностных ,  метапредметных   и   предметных   результатов .

Диагностика  результатов   личностного  развития. Проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения  и  т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником  личностных  качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов,  личностных  целей, проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться).

Диагностика  метапредметных   результатов . Диагностический материал состоит из компетентностных заданий, требующих от учащегося выполнения познавательных, регулятивных  и  коммуникативных действий.

Диагностика  предметных   результатов . Осуществляется с помощью различных методов. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний  и  умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения  и  т.п.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирования следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирования следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД :

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений;

Получат возможность для формирования

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Получат возможность для формирования

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирования следующих умений.

- приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

-приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

-доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

-узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

Получат возможность для формирования (не менее 15%)

- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

-по году определять век, место события в прошлом;

- объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Рабочая программа по окружающему миру реализуется при работе с УМК:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с

  2. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 143 с. — (Школа России)

  3. Окружающий мир.1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч/ А. А. Плешаков. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2021. : ил. – (Школа России).

  4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info

  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

  7. http://nachalka.info/ - Начальная школа.

  8. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  9. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info


Место учебного предмета в учебном плане.

Авторская программа рассчитана на 2 ч в неделю, 66 часов в год.


Учебно – тематическое планирование.


урока п.п

урока в разделе

Название разделов, тем

Количество часов

1 четверть. Введение

1

1.1

Задавайте вопросы.

1

2. «Что и кто?»

2

2.1

Что такое Родина.

1

3

2.2

Что мы знаем о народах России?

1

4

2.3

Что мы знаем о Москве?

1

5

2.4

Проект «Моя малая Родина»

1

6

2.5

Что у нас над головой?

1

7

2.6

Что у нас под ногами?

1

8

2.7

Что общего у разных растений?

1

9

2.8

Что растёт на подоконнике?

1

10

2.9

Что растёт на клумбе?

1

11

2.10

Что это за листья?

1

12

2.11

Что такое хвоинки?

1

13

2.12

Кто такие насекомые?

1

14

2.13

Кто такие рыбы?

1

15

2.14

Кто такие птицы?

1

16

2.15

Кто такие звери?

1

17

2.16

Что окружает нас дома?

1

2 четверть

18

2.17

Что умеет компьютер?

1

19

2.18

Что вокруг нас может быть опасным?.

1

29

2.19

На что похожа наша планета?

1

21

2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

3. «Как, откуда и куда?»

22

3.1

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

1

23

3.2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?.

1

25

3.4

Как путешествует письмо?

1

26

3.5

Куда текут реки?

1

27

3.6

Откуда берутся снег и лёд?

1

28

3.7

Как живут растения?

1

29

3.8

Как живут животные?

1

30

3.9

Как зимой помочь птицам?

1

31

3.10

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

3 четверть

32

3.11

Откуда в снежках грязь

1

33

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

4. «Где и когда?»

34

4.1

Когда учиться интересно?

1

35

4.2

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

4.3

Когда придёт суббота?

1

37

4.4

Когда наступит лето?

1

38

4.5

Где живут белые медведи?

1

39

4.6

Где живут слоны?

1

40

4.7

Где зимуют птицы?

1

41

4.8

Когда появилась одежда?

1

42

4.9

Когда изобрели велосипед?

1

43

4.10

Когда мы станем взрослыми?

1

44

4.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

5. «Почему и зачем?»

45

5.1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

46

5.2

Почему Луна бывает разной?

1

47

5.3

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

48

5.4

Почему звенит звонок?

1

49

5.5

Почему радуга разноцветная?

1

50

5.6

Почему мы любим кошек и собак?

1

51

5.7

Проект «Мои домашние питомцы»

1

4 четверть

52

5.8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

5.9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

5.10

Зачем мы спим ночью?

1

55

5.11

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

5.12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

5.13

Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

5.14

Зачем нам автомобили?

1

59

5.15

Зачем нужны поезда?

1

60

5.16

Зачем строят корабли?

1

61

5.17

Зачем строят самолёты?

1

62

5.18

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

5.19

Почему на корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

5.20

Зачем люди осваивают космос?

1

65

5.21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

5.22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1



Виды работ по четвертям

Вид работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Проверочные работы

1

1

1

1

1

Проекты

1

1

2

1




Требования к уровню подготовки обучающихся


Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Введение

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- оценивать результаты своей работы на уроке

2

«Что и кто?»

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб

и флаг России;

- рассказывать о малой родине и Москве

как столице государства;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта первоклассники

с помощью взрослых учатся:

- фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением,

опираясь на фотографии (слайды);

- оценивать результаты собственного труда и труда -товарищей

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

3

«Как, откуда и куда?»


- понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи

- оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

- оценивать значение семейных альбомов

для укрепления семейных отношений;

- составлять экспозицию выставки;

- оценивать результаты собственного труда

и труда товарища.

4

«Где и когда?»


- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

- работать в паре: сравнивать фотографии

в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

- рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- сравнивать старинные и современные велосипеды;

- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения

других учащихся

5

«Почему и зачем?»


- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок