ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы курса «Окружающий мир» Самковой В. А., Романовой Н. И.(М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012г.).
Рабочая программа рассчитана 66 часов в год и на 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты:
устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты (УУД):
ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Человек в окружающем мире (9 ч)
Мир, в котором мы живём
Мир природы
Мир людей
Мир людей
Мир, созданный руками человека
Мир, созданный руками человека
Мир искусства
Мир искусства ( экскурсия)
Обобщающий урок по теме «Человек в окружающем мире»
Как человек познаёт окружающий мир (12 ч)
Учиться нужно всем
Игра – это тоже учёба
Ты идёшь в школу
Твой помощник школьный портфель
Знакомство со школой
Наш класс
Мы идём на экскурсию
Как мы узнаём что- то новое
Как мы узнаём что- то новое
Книга – источник знаний
Книга – источник знаний
Урок – игра по сюжету мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков»
Природа вокруг нас (9 ч)
Тела земные и небесные
Солнце – источник света и тепла
Земля – небесное тело
День и ночь – сутки прочь
Четыре времени года
Сезонные изменения в природе
Что такое явления природы
Поговорим о погоде
Урок – викторина по теме «Природа вокруг нас»
Многообразие живой природы –(8 ч)
Живое или неживое?
Живые обитатели планеты
Что необходимо всем живым существам
Зелёный наряд Земли
Сад на твоём окне
Животные нашей планеты
Наши домашние питомцы
Урок – конференция по теме «Многообразие живой природы»
Я – школьник (5 ч)
Школьный коллектив
Правила поведения в классе
Правила поведения в школе
Твои одноклассники и друзья
Урок – игра по теме «Я – школьник»
Режим дня и гигиена школьника (10 ч)
Что такое здоровье
Что нужно делать, чтобы быть здоровым
Спешить – не значит успевать
О твоём режиме дня
Здоровье- в движении
Что такое правильная осанка
Как правильно готовить уроки
Как правильно отдыхать
Не забудь о закаливании
Урок - викторина по теме « Режим дня и гигиена школьника»
Моя семья (7 ч)
Вместе – дружная семья
Семейный альбом
Дом- это не только стены
Каково на дому – таково и самому
Поговорим о профессиях
Ура! У нас дома праздник!
Обобщающий урок по теме «Моя семья»
Наша Родина – Россия (6 ч)
Страна, в которой мы живём
Федерация – значит «Объединение»
Государственные символы России
Твои права и обязанности
Урок – конференция по теме «наша Родина – Россия»
Итоговый урок
Человек в окружающем мире (9 ч)
Мир, в котором мы живём
Мир природы
Мир людей
Мир людей
Мир, созданный руками человека
Мир, созданный руками человека
Мир искусства
Мир искусства ( экскурсия)
Обобщающий урок по теме «Человек в окружающем мире»
Как человек познаёт окружающий мир (12 ч)
Учиться нужно всем
Игра – это тоже учёба
Ты идёшь в школу
Твой помощник школьный портфель
Знакомство со школой
Наш класс
Мы идём на экскурсию
Как мы узнаём что- то новое
Как мы узнаём что- то новое
Книга – источник знаний
Книга – источник знаний
Урок – игра по сюжету мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков»
Природа вокруг нас (9 ч)
Тела земные и небесные
Солнце – источник света и тепла
Земля – небесное тело
День и ночь – сутки прочь
Четыре времени года
Сезонные изменения в природе
Что такое явления природы
Поговорим о погоде
Урок – викторина по теме «Природа вокруг нас»
Многообразие живой природы –(8 ч)
Живое или неживое?
Живые обитатели планеты
Что необходимо всем живым существам
Зелёный наряд Земли
Сад на твоём окне
Животные нашей планеты
Наши домашние питомцы
Урок – конференция по теме «Многообразие живой природы»
Я – школьник (5 ч)
Школьный коллектив
Правила поведения в классе
Правила поведения в школе
Твои одноклассники и друзья
Урок – игра по теме «Я – школьник»
Режим дня и гигиена школьника (10 ч)
Что такое здоровье
Что нужно делать, чтобы быть здоровым
Спешить – не значит успевать
О твоём режиме дня
Здоровье- в движении
Что такое правильная осанка
Как правильно готовить уроки
Как правильно отдыхать
Не забудь о закаливании
Урок - викторина по теме « Режим дня и гигиена школьника»
Моя семья (7 ч)
Вместе – дружная семья
Семейный альбом
Дом- это не только стены
Каково на дому – таково и самому
Поговорим о профессиях
Ура! У нас дома праздник!
Обобщающий урок по теме «Моя семья»
Наша Родина – Россия (6 ч)
Страна, в которой мы живём
Федерация – значит «Объединение»
Государственные символы России
Твои права и обязанности
Урок – конференция по теме «наша Родина – Россия»
Итоговый урок
Виды учебной деятельности
- погружение в разнообразную природную и общественную среду;
- простейшие наблюдения и исследования физических и химических свойств предметов, материалов, веществ;
- самостоятельная поисковая деятельность при использовании разных форм деятельности;
- постановка и решение доступных задач ( определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения);
- простейшее проектирование ( принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации);
- определение признаков различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы урока | Кол – во часов | Дата |
1 | Мир, в котором мы живём | 1 | |
2 | Мир природы | 1 | |
3 | Мир людей | 1 | |
4 | Мир людей | 1 | |
5 | Мир, созданный руками человека | 1 | |
6 | Мир, созданный руками человека | 1 | |
7 | Мир искусства | 1 | |
8 | Мир искусства (экскурсия) | 1 | |
9 | Обобщение | 1 | |
10 | Учиться нужно всем | 1 | |
11 | Игра - это тоже учёба | 1 | |
12 | Ты идёшь в школу | 1 | |
13 | Твой помощник школьный портфель | 1 | |
14 | Знакомимся со школой | 1 | |
15 | Наш класс | 1 | |
16 | Мы идём на экскурсию | 1 | |
17 | Как мы узнаём что-то новое | 1 | |
18 | Как мы узнаём что-то новое | 1 | |
19 | Книга-источник знаний | 1 | |
20 | Книга-источник знаний | 1 | |
21 | Обобщение | 1 | |
22 | Тела земные и небесные | 1 | |
23 | Солнце-источник света и тепла | 1 | |
24 | Земля-небесное тело | 1 | |
25 | День и ночь-сутки прочь | 1 | |
26 | Четыре времени года | 1 | |
27 | Сезонные изменения в природе | 1 | |
28 | Что такое явления природы | 1 | |
29 | Поговорим о погоде | 1 | |
30 | Обобщение | 1 | |
31 | Живое или неживое? | 1 | |
32 | Живые обитатели планеты | 1 | |
33 | Что необходимо всем живым существам? | 1 | |
34 | Зелёный наряд земли | 1 | |
35 | Сад на твоём окне | 1 | |
36 | Животные нашей планеты | 1 | |
37 | Наши домашние питомцы | 1 | |
38 | Обобщение | 1 | |
39 | Школьный коллектив | 1 | |
40 | Правила поведения в классе | 1 | |
41 | Правила поведения в школе | 1 | |
42 | Твои одноклассники и друзья | 1 | |
43 | Обобщение | 1 | |
44 | Что такое здоровье? | 1 | |
45 | Что нужно делать, чтобы быть здоровым | 1 | |
46 | Спешить - не значит успевать | 1 | |
47 | О твоём режиме дня | 1 | |
48 | Здоровье - в движении | 1 | |
49 | Что такое правильная осанка? | 1 | |
50 | Как правильно готовить уроки | 1 | |
51 | Как правильно отдыхать | 1 | |
52 | Не забудь о закаливании. | 1 | |
53 | Обобщение | 1 | |
54 | Вместе -дружная семья | 1 | |
55 | Семейный альбом | 1 | |
56 | Дом-это не только стены | 1 | |
57 | Каково на дому-таково и самому | 1 | |
58 | Поговорим о профессиях | 1 | |
59 | Ура У нас дома праздник | 1 | |
60 | Обобщение | 1 | |
61 | Страна, в которой мы живём | 1 | |
62 | Федерация-значит "объединение" | 1 | |
63 | Государственные символы России | 1 | |
64 | Твои права и обязанности | 1 | |
65 | Обобщение | 1 | |
66 | Итоговый урок | 1 | |
67-68 | Резервные часы | 2 | |