МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Рекомендована Согласована Утверждена
Руководитель ШМО: Зам. директора: Директор школы:
________Л.А.Марченкова ______Н.А.Богатырёва ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1от 27.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. №42/1
Рабочая программа по окружающему миру
для 3 класса
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Казепина А.В.
2021 г.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина».
Рабочая программа при необходимости может быть реализована с использованием сетевой формы реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении. Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы: наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий»
Региональный компонент
Водоемы нашего края. Растения нашего края. Смоленский лен. Национальный парк «Смоленскоепоозерье». Животные нашего края. Грибы. Полезные ископаемые нашего края.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| | |
1 | Как устроен мир | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 20 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 8 |
5 | Чему учит экономика | 11 |
6 | Путешествие по городам и странам | 12 |
| Итого | 68 |
Тематическое планирование
№ урока | | Тема урока | Количество часов |
| | Как устроен мир 7 часов | |
1 | 1 | Природа | 1 |
2 | 2 | Человек | 1 |
3 | 3 | Общество | 1 |
4 | 4 | Что такое экология | 1 |
5 | 5 | Природа в опасности! | 1 |
6 | 6 | Обобщение по разделу» Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 |
7 | 7 | Стартовый контроль (тестирование) | |
| | Эта удивительная природа 20 часов | |
8 | 1 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 | 1 |
9 | 2 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 | 1 |
10 | 3 | Воздух и его охранаПрактическая работа №3 | 1 |
11 | 4 | Вода. Практическая работа №4 | 1 |
12 | 5 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 | 1 |
13 | 6 | Берегите воду! | 1 |
14 | 7 | Что такое почва?Практическая работа №6 | 1 |
15 | 8 | Разнообразие растенийРК | 1 |
16 | 9 | Солнце, растения и мы с вами | 1 |
17 | 10 | Размножение и развитие растенийПрактическая работа №7 | 1 |
18 | 11 | Охрана растений | 1 |
19 | 12 | Разнообразие животных РК | 1 |
20 | 13 | Кто что ест? | 1 |
21 | 14 | Невидимая сеть и невидимая пирамида | |
22 | 15 | РКНаши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 |
23 | 16 | Размножение и развитие животных | 1 |
24 | 17 | Охрана животных | 1 |
25 | 18 | В царстве грибов | 1 |
26 | 19 | Великий круговорот жизни | 1 |
27 | 20 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | |
| | Мы и наше здоровье 10 часов | 1 |
28 | 1 | Организм человекаПрактическая работа№8 | 1 |
29 | 2 | Органы чувств | 1 |
30 | 3 | Надёжная защита организма | 1 |
31 | 4 | Опора тела и движение | 1 |
32 | 5 | Наше питание Практическая работа №9 | 1 |
33 | 6 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 |
34 | 7 | Дыхание и кровообращениеПрактическая работа№10 | 1 |
35 | 8 | Умей предупреждать болезни | 1 |
36 | 9 | Здоровый образ жизни | 1 |
37 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа. | 1 |
| | Часть 2 Наша безопасность 8часов | 1 |
38 | 1 | Огонь, вода и газ | 1 |
39 | 2 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
40 | 3 | Дорожные знаки | 1 |
41 | 4 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 |
42 | 5 | Опасные места | 1 |
43 | 6 | Природа и наша безопасность | 1 |
44 | 7 | Экологическая безопасность | 1 |
45 | 8 | Обобщение по разделу» Наша безопасность» | |
| | Чему учит экономика 11 часов | 1 |
46 | 1 | Для чего нужна экономика | 1 |
47 | 2 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 |
48 | 3 | Полезные ископаемыеПрактическая работа№11 | 1 |
49 | 4 | РастениеводствоРК Смоленский лёнПрактическая работа №12 | 1 |
50 | 5 | Животноводство | 1 |
51 | 6 | Какая бывает промышленность | 1 |
52 | 7 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 |
53 | 8 | Что такое деньги Практическая работа №13 | 1 |
54 | 9 | Государственный бюджет | 1 |
55 | 10 | Семейный бюджет | 1 |
56 | 11 | Экономика и экология | 1 |
| | Путешествие по городам и странам 12 часов | 1 |
57 | 1 | Золотое кольцо России | 1 |
58 | 2 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1 |
59 | 3 | Наши ближайшие соседи | 1 |
60 | 4 | На севере Европы | 1 |
61 | 5 | Что такое Бенилюкс? | 1 |
62 | 6 | В центре Европы | 1 |
63 | 7 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | |
64 | 8 | По Франции и Великобритании18 | 1 |
65 | 9 | На юге Европы | 1 |
66 | 10 | По знаменитым местам мира20 | 1 |
67 | 11 | Что мы узнали и чему научились за год.25 | 1 |
68 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения27 | |
Учебно-методический комплект
Учебник «Окружающий мир. 3 класс» в 2 ч./ А.А. Плешаков –М.:Просвещение, 2014 г.