СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Окружающему миру" 2 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Окружающему миру" 2 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено Согласовано Рекомендовано Утверждено

на заседании МО на заседании МС к утверждению приказом №__55__

учителей начальных педагогическим советом

классов. Протокол №1 от Протокол №1 от от

Протокол №1 от

«29 » августа2022г. « 30 »августа2022г. « 30 »августа 2022г. « 01» сентября 2022г.

Руководитель МО Председатель МС Председатель педсовета Директор школы

_______________ _______________ _______________ _______________

В.М.Гукова Н.В. Афанасьева С.И.Пшеничных С.И.Пшеничных







Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»










Разработана: учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Куркиной Галиной Алексеевной









Класс: 2

Уровень: базовый

Недельная нагрузка: 2 часа

Учебный год: 2022 - 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон «Об образовании» в Российской Федерации

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Примерные программы основного начального общего образования по предмету «Окружающий мир»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2018.

  • Авторская программа: А.А. Плешаков.

  • Федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год

  • Учебный план образовательного учреждения МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области на 2022-2023 учебный год

  • Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Обязательный минимум содержания образовательной программы


Общая характеристика учебного курса

Цели и задачи учебного курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка как, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Особенности содержания учебного курса

Специфика курса «Окружающий мир» по УМК «Школа России» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • 1) идея многообразия мира;

  • 2) идея целостности мира;

  • 3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Место в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели).


Общая характеристика Рабочей программы

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе примерной программы основного начального общего образования по предмету «Окружающий мир»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2018, авторской программы А.А. Плешакова, учебного плана и основной образовательной программы Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области.


Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

По разделу «Где мы живем?» изменений не внесено (4 ч.).

По разделу «Природа» вместо 20 часов - запланировано 18 часов

По разделу «Жизнь города и села» изменений не внесено (10 ч.)

По разделу «Здоровье и безопасность» изменений не внесено (9 ч.).

По разделу «Общение» изменений не внесено (7 ч.).

По разделу «Путешествия» изменений не внесено (18 ч.)

Резерв - 2 ч.

В календарно-тематическом планировании предусматривается 1 резервных часа, который в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок и временной нетрудоспособности педагога может быть не использован.



Формирование у обучающихся универсальных способов деятельности

Программа по окружающему миру обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Срок реализации Рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир»

Учебный год состоит из 34 учебных недель. По учебному плану Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» предусмотрено 2 часа в неделю. Итого 68 часов в год. Данный курс планируется изучить за 67 часов и 1ч. – резерв.



Особенности организации контроля по окружающему миру

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.

Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

  • стартовые диагностические работы на начало учебного года

  • стандартизированные письменные и устные работы

  • интегрированные контрольные работы

  • тематические проверочные (контрольные) работы;

  • проекты

  • практические работы

  • творческие работы

  • диагностические задания

  • самоанализ и самооценка.


Учебно – методический комплект (УМК):

Для реализации целей и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:

  1. Плешаков, А. А. Учебник «Окружающий мир» 2 класс в 2 ч. 3-е изд., М. : Просвещение, 2012г.

  2. Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь 2 класс в 2 ч. 2-е изд., М. : Просвещение, 2012 г.

  3. Плешаков, А. А. Проверим себя. 2 класс 2-е изд. Изд. :ВИТА – ПРЕСС, 2012.





Содержание тем учебного курса:

Где мы живём? (4 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (18 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Предметные: Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе.


Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Научатся оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Личностные: Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.


Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Предметные: Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к са-мооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Здоровье и безопасность (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Предметные: Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах(в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Предметные: Научатся объяснять, что такое культура общения.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

строить рассуждения в форме связи простых суждений;

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-знание основных моральных норм.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.


Предметные: Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Получат возможность научиться работать со схемой.

Научатся называть части реки; анализировать схему.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.

Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.

Метапредметные: Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Резерв 2 часа


Требования к уровню подготовки школьников

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности;

  • правила поведения в природе;

  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.


Список литературы для учителя:

  1. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. Новое изд., М.: ВАКО, 2012.

  2. Плешаков, А. А. Учебник «Окружающий мир» 2 ч. 3-е изд., М. : Просвещение, 2012г.

  3. Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь 2 ч. 2-е изд., М. : Просвещение, 2012 г.

  4. Плешаков, А.А. Проверим себя. 2-е изд. Изд. :ВИТА – ПРЕСС, 2012.

  5. Плешаков, А.А., Гара, Н.Н., Назарова, З.Д, Тесты., М.: Просвещение, 2012.

  6. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Примерные программы основного начального общего образования по предмету «Окружающий мир»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2011.

  8. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир». 1 класс

/Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Яценко, И.Ф. КИМы. 4-е изд. Переработанное, М.: ВАКО, 2013.


Список литературы для обучающихся:

  1. Плешаков, А. А. Учебник «Окружающий мир» 2 ч. 3-е изд., М. : Просвещение, 2012г.

  2. Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь 2 ч. 2-е изд., М. : Просвещение, 2012 г.

  3. Плешаков, А.А. Проверим себя. 2-е изд. Изд. :ВИТА – ПРЕСС, 2012.

  4. Плешаков, А.А., Гара, Н.Н., Назарова, З.Д, Тесты., М.: Просвещение, 2012.

  5. Яценко, И.Ф. КИМы. 4-е изд. Переработанное, М.: ВАКО, 2013












Календарно- тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе ( 2 ч. в неделю 68 ч.)

Урока

Тема урока

Стр. учебника тетради

Дата по плану


Дата

по

факту


Раздел «Где мы живём?»  (4 ч.)


1

Знакомство с учебником. Родная страна.

с.6-8, р.т. с.3-4




2

Город и село. Проект «Родной город (село). Тест.

с.10, р.т с.6-8




3

Природа и рукотворный мир. Тест.

тест




4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

Проверочная работа




Раздел «Природа»   (18 ч.)


5

Неживая и живая природа.

Дневник наблюдения




6

Явления природы. Практическая работа

с.20. р.т с.7




7

Что такое погода?

с.24,р.т с.9




8

В гости к осени.

с.32, р.т с.13




9

Звёздное небо.

с.33




10

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа

с.38, р.т с.15




11

Про воздух и про воду.

с.40, р.т с.17




12

Какие бывают растения. Тест.

с.50, р.т с.18




13

Какие бывают животные?

с. 54, р.т. с.18




14

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира

с.58. р.т с.21




15

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа.

с.62, р.т .с.23




16

Дикие и домашние животные.

с. 66, р.т с.25




17

Комнатные растения.

Практическая работа.

с.70. р.т с.26




18

Животные живого уголка.

с.74. р.т с.30




19

Про кошек и собак.

с.78, р.т с.30




20

Красная книга.

с. 82, р.т с.33




21

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»

с. 86, р.т с.32




22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

с. 90, р.т с.33




Раздел «Жизнь города и села» (10 ч.)


Стр. , Т.стр.

23

Что такое экономика?

Дневник наблюдения




24

Из чего что сделано?

с.98, р.т с.36




25

Как построить дом

с.107, р.т с.37




26

Какой бывает транспорт

с.111




27

Культура и образование.

с.114-115. р.т с.41




28

Все профессии важны. Проект «Профессии»

с. 118-119, р.т с.42




29

В гости к зиме. Экскурсия.





30

 В гости к зиме.

с.122-123, р.т с.45




31

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села»





32

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии»

с.137-138, р.т с.51





Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч.)


Стр. , Т.стр.

33

Строение тела человека.

с. 6-9. р.т с.3-5




34

Если хочешь быть здоров.

с. 10, р.т с.5-7




35

Берегись автомобиля!

Практическая работа.

с.14, р.т с.8-9




36

Школа пешехода

с. 18, р.т с.9




37

Домашние опасности

с. 26, р.т с. 12




38

Пожар!

с. 29, р.т с.13




39

На воде и в лесу. Тест.

с. 32, р.т с.15




40

Опасные незнакомцы.

с.34, р.т с.18




41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

с.42, р.т с.19




Раздел «Общение» (7 ч.)


Стр. , Т.стр.

42

Наша дружная семья. Тест.

с.46, р.т с.21




43

 Проект «Родословная».

с. 50,р.т с.20




44

В школе.

с. 54, р.т с.23




45

Правила вежливости. Практическая работа

с. 55. р.т с.24




46

Ты и твои друзья. Тест.

с. 56. р.т с.36




47

 Мы – зрители и пассажиры.

с. 62. р.т с. 41




48

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Тест




Раздел «Путешествия» (18 ч.)


49

Посмотрите вокруг. Тест.

с. 70, р.т. с.27




50

Ориентирование на местности

Практическая работа.

с 74, р.т с.29




51

Ориентирование на местности.

с.78-81. р.т с.49-50




52

Формы земной поверхности.

с.80, р.т с.51-53




53

Водные богатства. Тест.

с.86. р.т с.54-55




54

В гости к весне.

Экскурсия.





55

В гости к весне.

с.90. р.т с.56-58




56

Россия на карте. Практическая работа.

с. 94, р.т с.59-61




57

Проект «Города России»

с. 104-105. р.т с.62




58

Путешествие по Москве.

с. 98-101, р.т с.64-66




59

Московский Кремль. Тест.

с.114-115, р.т с.67-70




60

Город на Неве.

с.125, р.т с.70-72




61

Путешествие по планете. Тест.

с.136-137, р.т с.73-75




62

Путешествие по материкам.

с.118, р.т с.76-78




63

Страны мира. Проект.

с.124, р.т с.79-82




64

Впереди лето.

р. т. с. 84-85




65

Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия».





66

Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».





67

Резервный урок





68

Резервный урок













































Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту