СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК  "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Сафоново, Смоленской области


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_____________/Паушкина Н. В./


Протокол № ________


от «_____» ____________ 2018 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «СОШ № 4»


_____________/Киселёва И. Ю./



от «_____» _____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4 »


__________/Дубова И.Д./


Приказ № __________________


от «______» __________ 2018 г.





Рабочая программа


по окружающему миру


2 класс





учителя первой квалификационной категории


Кривцовой Марины Владимировны





на 2018/2019 учебный год


Введение


Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру составлена на основании:


  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • Примерной программы начального общего образования по окружающему миру;

  • авторской программы «Окружающий мир» для общеобразовательных учреждений под редакцией А. А. Плешаков (авторы: А. А. Плешаков, А. Н. Соловьёва), - М.: Просвещение, 2011;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново на текущий учебный год.



УМК «Школа России»



Используемый учебник:


  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч./А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012 г.




Учебный план МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново предусматривает изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе на базовом уровне - 68 часов в год (по 2 часа в неделю).




Промежуточная аттестация (годовой контроль) проходит в форме тестирования (1 час).











  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты


У обучающего будут сформированы:


  • Более глубокое представление о гражданской идентичности в форме сознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

  • Представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • Представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • Овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • Понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • Представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • Эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт – Петербурга, других городов России и разных стран;

  • Этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режима дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • Бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий и создание материальных и духовных ценностей.



Метапредметные результаты


Регулятивные


Обучающийся научится:


  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении заданий по просьбе учителя);

  • Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • Соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • Оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/ неуспехам;

  • Контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.



Познавательные

Обучающийся научится:

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • Находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • Использовать схемы учебника для выполнения заданий, в том числе схемы – аппликации, схемы - рисунки;

  • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • Сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь по внешнему виду);

  • Осуществлять синтез объектов при работе со схемами - аппликациями;

  • Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков - символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрирования рассказов;

  • Моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).



Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по сообщению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорить собеседник;

  • Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • Высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • Употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • Понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • Составлять небольшие рассказы на заданную тему.



Предметные результаты



Обучающийся научится:

  • Находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;

  • Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • Различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;

  • Приводить примеры народов России;

  • Сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • Различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • Оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • Различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • Находить связи в природе, между природой и человеком;

  • Проводить наблюдения и ставить опыты;

  • Измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • Определять объекты природы с помощью атласа – определителя;

  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • Ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • Находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • Соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • Различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • Прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • Узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • Различать виды транспорта;

  • Приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • Определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • Различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • Правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • Соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде ив лесу;

  • Различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • Соблюдать основной правила противопожарной безопасности;

  • Правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • Оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • Приводить примеры семейных традиций;

  • Соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • Ориентироваться на местности разными способами;

  • Различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • Различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • Читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • Находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • Различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.



Обучающийся получит возможность научиться:


  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.





























  1. Содержание учебного предмета


Человек и природа


Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. При­родные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая при­рода. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, пере­лёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориен­тирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особен­ности поверхности родного края (краткая характеристика на основе на­блюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для расте­ний, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Кру­говорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хо­зяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас­тениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни жи­вотных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от приро­ды. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологи­ческие проблемы и способы их решения. Правила поведения в при­роде. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископае­мых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. По­сильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Ги­гиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние сво­его здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Человек и общество


Общество — совокупность людей, которые объединены общей куль­турой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспо­собности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных нацио­нальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, боль­ных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обраще­ние к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстника­ми, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, по­мощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в эконо­мике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение тру­да в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воз­душный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Сред­ства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интер­нет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысло­вое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослу­шивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответствен­ность главы государства за социальное и духовно-нравственное благопо­лучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. До­стопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Мо­сквой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дво­рец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: назва­ние, расположение на политической карте, столица, главные достопри­мечательности. Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни


Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепле­ние своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной без­опасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при кон­тактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.



2 класс (68 ч)


Где мы живём (4 ч)


Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему миру.

Экскурсии: Что нас окружает?

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Где мы живём?»


Природа (20 ч)


Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связь между неживой и живой природой.

Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Температура и термометр. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Что такое погода. Погода и погодные изменения. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействия созерцания неба на человека.

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животным и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Ком­натные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Зависимость строения животных от образа жизни. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних. Разнообразие домашних животных.

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Наблюдения за осенними явлениями в живой и неживой природе. Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих животных и растений. Правила поведения в природе. Экологические знаки.

Экскурсии: Осенние изменения в природе.

Неживая и живая природа.

Практические работы: Учимся определять температуру.

Исследуем состав гранита.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приёмы ухода за комнатными растениями.

Проекты: Красная книга, или Возьмём под защиту.

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа»


Жизнь города и села (10 ч)


Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Связи между составными частями экономики. Деньги.

Использование природных материалов для изготовления предметов. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. Уважение к труду людей.

Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе (селе). Представление о технологии строительства городского и сельского домов, Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Магазины города, села. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Наблюдения над зимними явлениями в живой и неживой природе. Зимние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Жизнь города и села».


Здоровье и безопасность (9 ч)


Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа.

Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразия пищи. Уход за зубами. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др.

Практические работы: Отработка правил перехода улицы.

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Здоровье и безопасность»


Общение (7 ч)


Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Классный и школьный коллектив. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, общественном транспорте и т. д.).

Практические работы: Отработка основных правил этикета.

Проекты: Родословная.

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Общение».


Путешествия (18 ч)


Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта. Форма Земли.

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Красота гор.

Водные богатства нашей планеты. Разнообразие водоёмов: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки (исток, устье, русло, притоки). Водные богатства родного края. Красота моря.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Наблюдения над весенними явлениями в живой и неживой природе. Весенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Бережное отношение к природе весной и летом.

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Москва - столица России. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади и другие достопримечательности столицы.

Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки (континенты) и океаны. Их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Страны и народы мира. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Земля - общий дом всех людей.


Экскурсии: Формы земной поверхности и водоёмы родного края.

Весенние изменения в природе.

Практические работы: Учимся ориентироваться по компасу.

Учимся читать карту.

Тесты: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Путешествия»



















  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Где мы живём? (4 ч)


1

Родная страна.


1 ч

2

Город и село.


1 ч

3

Природа и рукотворный мир. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Что нас окружает».

1 ч

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?».

1 ч

Природа (20 ч)


5

Неживая и живая природа. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Неживая и живая природа».

1 ч

6

Явления природы. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

1 ч

7

Что такое погода.


1 ч

8

В гости к осени. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1 ч

9

В гости к осени (урок).


1 ч

10

Звёздное небо.


1 ч

11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Исследуем состав гранита».

1 ч

12

Про воздух.


1 ч

13

И про воду. Практическая работа «Свойства воды».


1 ч

14

Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

1 ч

15

Какие бывают животные.


1 ч

16

Невидимые нити.


1 ч

17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа

« Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

1 ч

18

Дикие и домашние животные.


1 ч

19

Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями».


1 ч

20

Животные живого уголка.


1 ч

21

Про кошек и собак.


1 ч

22

Красная книга.


1 ч

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1 ч

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1 ч

Жизнь города и села (10 ч)


25

Что такое экономика.


1 ч

26

Из чего что сделано.


1 ч

27

Как построить дом.


1 ч

28

Какой бывает транспорт. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Знакомство с достопримечательностями родного города (села).

1 ч

29

Культура и образование.


1 ч

30

Все профессии важны.


31

В гости к зиме. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Зимние явления в природе».


1 ч

32

В гости к зиме (урок).


1 ч

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1 ч

34

Презентация проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1 ч

Здоровье и безопасность (9 ч)


35

Строение тела человека.


1 ч

36

Если хочешь быть здоров.


1 ч

37

Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улицы».


1 ч

38

Школа пешехода.


1 ч

39

Домашние опасности.


1 ч

40

Пожар.


1 ч

41

На воде и в лесу.


1 ч

42

Опасные незнакомцы.


1 ч

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1 ч

Общение (7 ч)


44

Наша дружная семья.


1 ч

45

Проект «Родословная».


1 ч

46

В школе.


1 ч

47

Правила вежливости.


1 ч

48

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

1 ч

49

Мы – зрители и пассажиры.


1 ч

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1 ч

Путешествия (18 ч)


51

Посмотри вокруг.


1 ч

52 –

53


Ориентирование на местности по компасу. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

Ориентирование на местности по солнцу и местным природным признакам.

2 ч

54

Формы земной поверхности.


1 ч

55

Водные богатства. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Формы земной поверхности и водоёмы родного края».

1 ч

56

В гости к весне. Инструкция № 9 по технике безопасности во время экскурсий. Экскурсия «Весенние изменения в природе».

1 ч

57

В гости к весне (урок).


1 ч

58

Россия на карте. Практическая работа «Основные приёмы чтения карты».

1 ч

59

Путешествие по Москве.


1 ч

60

Московский Кремль.


1 ч

61

Город на Неве.


1 ч

62

Промежуточная аттестация. Тестирование.


1 ч

63

Путешествие по планете.


1 ч

64 - 65

Путешествие по материкам.


2 ч

66

Страны мира.


1 ч

67

Впереди лето.


1 ч

68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проекта «Родословная».

1 ч