государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза
А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол № 1 от «31» августа2018г. Руководитель МО ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань ________________ Е.В. Демидова «31» августа2018г. |
Рабочая программа по окружающему миру
Класс: 2.
Количество часов: 68 часов
Название УМК: линия УМК «Школа России» под общей редакцией А.А.Плешакова
Сызрань, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 г.), на основе основной образовательной программы начального общего образования , примерной программы начального общего образования по окружающему миру (М.: «Просвещение» 2013г.) с учётом авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2012г.)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения предмета:
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие вторую линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
-- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
Ученик научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, классифицировать природные объекты;
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
определять температуру воздуха, воды, тела человека;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
различать растения и животных разных групп;
выполнять практическую работу по пересадке и по уходу за комнатными растениями;
отличать по внешнему виду транспорт, называть его, рассказать о его назначении, классифицировать;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
соблюдать правила дорожного движения;
оценивать правильность поведения людей в природе;
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать нормы поведения в общественных местах, в природе;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел «Где мы живём?» (4 ч)
Родная страна
Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия,или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык
Город и село
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Природа и рукотворный мир
Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Вселенная. Звёзды и планеты. Земля — одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна — одна из стран мира, родной дом многих народов.
Разнообразие городов и сёл России. Наш город (село), родной край — наша малая родина.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений .
Раздел «Природа» (20 ч)
Неживая и живая природа
Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой . Явления природы
Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров. Что такое погода
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды
В гости к осени (экскурсия)
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе
В гости к осени (урок)
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь
Звёздное небо
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак
Заглянем в кладовые земли
Горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Про воздух и про воду (2ч)
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.
Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека
Какие бывают растения
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
Какие бывают животные
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни
Невидимые нити
Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей
Дикорастущие и культурные растения
Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях
Дикие и домашние животные
Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных
Комнатные растения
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями
Животные живого уголка
Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека
Про кошек и собак
Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев
Красная книга
Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижжений.
Раздел «Жизнь города и села» (10ч)
Что такое экономика
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.
Из чего что сделано
Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.
Как построить дом
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения
Какой бывает транспорт
Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта.
Культура и образование
Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамер.
Все профессии важны. Проект «Профессии»
Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
В гости к зиме (экскурсия)
Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе
В гости к зиме (урок)
Зимние явления в неживой и живой природе
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
Строение тела человека
Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа
Если хочешь быть здоров
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
Берегись автомобиля!
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы).
Школа пешехода
Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)
Домашние опасности
Правила безопасного поведения в быту.
Пожар
Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.
На воде и в .тесу Правила безопасного поведения.
Опасные незнакомцы
Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижжений.
Раздел «Общение» (7ч)
Наша дружная семья
Знакомство с целями и задачами раз дела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье
Проект «Родословная»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
В школе
Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы
Правила вежливости
Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в гостях. Ты и твои друзья.
Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). Мы зрители и пассажиры.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений .
Раздел «Путешествия» (18ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности.
Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом
Формы земной поверхности
Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор
Водные богатства
Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря
В гости к весне (экскурсия)
Наблюдения над весенними явлениями природы
В гости к весне (урок)
Весенние явления в неживой и живой природе
Россия на карте
Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте
Проект «Города России»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Путешествие по Москве
Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы
Московский Кремль
Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади
Город на Неве
Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания
Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник
Путешествие по планете
Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте
Путешествие по планете
Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте
Путешествие по материкам
Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.
Страны мира. Проект «Страны мира»
Физические и политические карты. Знакомство с некоторыми странами.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Впереди лето
Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | В том числе на: |
лабораторно-практические работы | контрольные работы |
1. | Где мы живём? | 4 | | |
2. | Природа. | 20 | Пр.р. –3 Экскурсии - 1 | |
3. | Жизнь города и села. | 10 | Экскурсии - 1 | |
4. | Здоровье и безопасность. | 9 | Пр.р. –2 | |
5. | Общение. | 7 | | |
6. | Путешествия. | 18 | Экскурсии - 1 | |
| Итого: | 68 | Пр.р. – 5 Экскурсии - 3 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Где мы живём? (4 ч.) |
1 | Родная страна. | 1ч | |
2 | Город и село. Проект «Родной город». | 1ч | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1ч | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?». | 1ч | |
Природа. (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа. | 1ч | |
6 | Явления природы. Пр. р. «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды , тела человека». | 1ч | |
7 | Что такое погода. | 1ч | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1ч | |
9 | В гости к осени.(урок). | 1ч | |
10 | Звёздное небо. Проект «Звёздное небо», «Мой знак зодиака». | 1ч | |
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1ч | |
12 | Про воздух. | 1ч | |
13 | Про воду. | 1ч | |
14 | Какие бывают растения. | 1ч | |
15 | Какие бывают животные. | 1ч | |
16 | Невидимые нити. | 1ч | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч | |
18 | Дикие и домашние животные. | 1ч | |
19 | Комнатные растения. Пр. раб. «Уход за комнатными растениями». | 1ч | |
20 | Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Пр.р. | 1ч | |
21 | Про кошек и собак. | 1ч | |
22 | Красная книга. | 1ч | |
23 | Проект «Красная книга или Возьмём под защиту». | 1ч | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1ч | |
Жизнь города и села . (10 ч.) |
25 | Что такое экономика. | 1ч | |
26 | Из чего что сделано. | 1ч | |
27 | Как построить дом. | 1ч | |
28 | Какой бывает транспорт. | 1ч | |
29 | Культура и образование. | 1ч | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1ч | |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1ч | |
32 | В гости к зиме.(урок) | 1ч | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1ч | |
34 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1ч | |
Здоровье и безопасность (9 ч.) 2 часть |
35 | Строение тела человека. | 1ч | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1ч | |
37 | Берегись автомобиля. Практическая работа. | 1ч | |
38 | Школа пешехода. Прак.работа на пришкольном участке. | 1ч | |
39 | Домашние опасности. | 1ч | |
40 | Пожар. | 1ч | |
41 | На воде и в лесу. | 1ч | |
42 | Опасные незнакомцы | 1ч | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1ч | |
Общение (7 ч.) |
44 | Наша дружная семья. | 1ч | |
45 | Проект «Родословная». | 1ч | |
46 | В школе. | 1ч | |
47 | Правила вежливости. | 1ч | |
48 | Ты и твои друзья. | 1ч | |
49 | Мы- зрители и пассажиры. | 1ч | |
50 | Проверим себя и свои достижения по разделу «Общение». | 1ч | |
Путешествия (18 ч.) |
51 | Посмотри вокруг. | 1ч | |
52 | Ориентирование на местности | 1ч | |
53 | Стороны горизонта | 1ч | |
54 | Формы земной поверхности. | 1ч | |
55 | Водные богатства. | 1ч | |
56 | В гости к весне. (экскурсия) | 1ч | |
57 | В гости к весне (урок). | 1ч | |
58 | Россия на карте. | 1ч | |
59 | Проект «Города России». | 1ч | |
60 | Путешествие по Москве. | 1ч | |
61 | Московский Кремль. | 1ч | |
62 | Город на Неве. | 1ч | |
63 | Путешествие по планете. | 1ч | |
64 | Путешествие по материкам. | 1ч | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1ч | |
66 | Впереди лето. | 1ч | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1ч | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1ч | |
16