СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру_2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой начального общего образования школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру_2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № ___ от ___ августа 2018 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


2 класс






Составитель Малыгина Н.Н.















г. Гагарин

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой начального общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.М.: Просвещение, 2011.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

Плешаков А.А. окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./А.А. Плешаков, М.., Новицкая; Российская академия наук, Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2012.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа по окружающему миру для 2 класса рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ичностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

  • представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

  • познавательные мотивы учебной деятельности;

  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

  • этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

  • выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края; установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную цель и задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

В результате второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;

описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;

ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;

узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;

находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;

соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года;

соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет;

проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации;

создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану.


  1. Содержание учебного предмета, курса.

Основные содержательные линии:

Человек и природа

Природа и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Погода. Термометр – прибор для измерения температуры. Сезонные явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Красота природы в разные времена года. Многообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия). Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Особенности, образ жизни животных. Связи в природе, между природой и человеком, растениями и животными. Дикорастущие и культурные растения, их различия. Дикие и домашние животные, их разнообразие, сходство и различия. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила охраны природы. Экология.

Звёзды и созвездия. Глобус как модель Земли. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности. Океаны и материки, их названия на глобусе и карте.

Человек и общество

Наша Родина Россия. Государственная символика России. Россия – многонациональная страна. Родной город (село). Природные и культурные объекты и достопримечательности города (села). Россия на карте.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Семейные ценности и традиции. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Правила безопасной жизни

Правила безопасного поведения человека в природе (на воде и в лесу).

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора, освоение правил безопасности/безопасного пешехода), в школе, дома, общественном транспорте. Правила безопасного поведения в быту.

Безопасность в сети Интернет


Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем -жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь (13 ч + 1 ч экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром).

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень (16 ч + 2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима (13 ч +2 ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето (15 ч +2 ч экскурсии + 2 ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности обучающихся


Раздел «Осень»

19

Осенние месяцы.

1


Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том чис­ле в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природ­ными особенностями осенних месяцев и со значительными со­бытиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления осенних месяцев по кар­тинам художников с помощью выразительных средств русско­го (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления руко­творной игрушки. Сравнивать и различать общее и особен­ное в осенних праздниках разных народов России. Соотно­сить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонны­ми особенностями природы И хозяйственной жизни разных народов России.

Э № 1. Экскурсия в осенний парк (ранняя осень).

1


Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

Осень в неживой природе.

1


По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осеньюУстанавливать причинно-следственные связи между положе­нием Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабо­чей тетради список таких явлений.

Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характер­ным признакам периоды осени.

Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике.

Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1


Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и на­зывать характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников зем­ледельцев, охотников и оленеводов.

Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тет­ради.

Устанавливать связь народных праздников с осенними изме­нениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям

Звездное небо осенью.

1


На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от со­зерцания звёздного неба.

Сравнивать древние и современные представления о созвез­диях.

Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Ле­бедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника.

Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появле­нию на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его ри­сунком.

Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, исполь­зуя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для на­писания рассказа об одном из созвездий

Трава у нашего дома.

1


Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянис­тых растений осенью.

Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и нату­ральным образцам).

Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять са­мопроверку.

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении.

Старинная женская работа.

1


Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из раз­ных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по ри­сункам реконструировать последовательность трудовых опе­раций в старинной работе со льном, соотносить эти опера­ции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и раз­личное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распреде­ление операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы.

Деревья и кустарники осенью.

1


Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустар­ники по плодам. Воспринимать и описывать.красотуззвухов и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в ви­де записей в рабочей тетради.

Чудесные цветники осенью.

1


Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от вос­приятия растений цветника, выделять наиболее понравивши­еся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представите­ля) с помощью атласа-определителя.

Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.

Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осен­него цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников воз­ле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для на­писания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Грибы.

1


Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, само­стоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку.

Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Приводить примеры съедобных и несъедобньгх грибов с по­мощью атласа-определителя.

Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Вели­кан на поляне», обосновывать необходимость бережного от­ношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики

Э № 2. Экскурсия в осенний парк (поздняя осень).

1


Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

Шестиногие и восьминогие.

1


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.

По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насеко­мых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных.насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насеко­мых.

Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать пре­вращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры насеко­мых различных групп.

Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отноше­ния к паукам, формулировать соответствующие правила эко­логической этики.

Использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страни­цы», «Великан на поляне» для написания собственных расска­зов о насекомых и (или) пауках.

Птичьи секреты.

1


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к пе­релётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изу­ченных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказы­вать предположения, отвечая на них, осуществлять самопро­верку.Отгадывать народные загадки о птицах.

Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей мест­ности, определять их с помощью атласа-определителя, резуль­таты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фото­графий.

Как разные животные готовятся к зиме.

1


Устанавливать связь между сезонными изменениями в при­роде и жизнью животных. Выявлять приспособительное

Значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать риоунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятнос­ти» из книги «Великан на поляне», формулировать соответ­ствующие правила экологической этики.

Невидимые нити в осеннем лесу.

1


Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы." о значении схем как способа изображения связей в окружаю­щем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппли­каций и графических схем.

Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила эколо­гической этики.

Осенний труд.

1


Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; конт­ролировать и корректировать своё поведение в ходе совме­стной работы.

Охрана природы осенью.

1


По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны при­роды.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокраще­ния их численности; на основе полученной информации пред­лагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для на­писания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.

Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради по­садить дерево или кустарник, изготовить кормушку и под­кармливать птиц.

Проектное задание: составить фоторассказ об осенней про­гулке

За страницами учебника.

1


Будь здоров! (игры на свежем воздухе).

1


Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё по­ведение по отношению к сверстникам в соответствии с пра­вилами игры.


Раздел «Вселенная, время, календарь»

15

Мы — союз народов России.

1


Называть, находить и показывать на карте Россию, субъ­ект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достоприме­чательности. Соотносить святыни России и своего края с тра­диционными религиями. Определять самое важное и интерес­ное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию обще­ния игровых кукол на разных языках. Высказывать на осно­ве своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

Мы — жители Вселенной.

1


Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Лу­ны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их разме­ров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию.

Наш «космический корабль» - Земля (практическая работа с компасом).

1


Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Лу­ны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их разме­ров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию.

Наш «космический корабль» - Земля.

1


По своим представлениям рисовать Землю-наш космический корабль

Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компа­са; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. Находить на глобусе океаны и материки, определять их на­звания и число; находить на глобусе нашу страну, опреде­лять материк, на котором она расположена;

осуществлять самопроверку.

Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешест­вия и соответствующие средства транспорта.

Э № 3. Экскурсия в городской музей.

1


Уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений.

Время.

1


По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и бу­дущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение.

По фотографиям в учебнике определять временные характе­ристики изображённых событий.

Располагать единицы измерения времени в порядке их уве­личения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов ста­ринных часов.

Сутки и неделя.

1


По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-апплика­ции. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».

Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, ил­люстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни неде­ли, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном со­бытии в семье,, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.

Месяц и год.

1


Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутни­ка Земли и единицей измерения времени — месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению обдика Лу­ны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные за­гадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения коли­чества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Лу­ны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Времена года.

1


Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каж­дого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы.По схеме устанавливать связь сезонных изменений в приро­де с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Придумывать сказочное объяснение смены времён года, ил­люстрировать его рисунком.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о се­зонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года.

Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специ­фические сезонные явления, подбирать в языках народов сво­его края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Погода.

1


Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях природы. Практическая работа: изучить устройство термометра, срав­нить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуще­ствлять самопроверку.

Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

Погода (практическая работа с термометром).

1


Календарь - хранитель времени, страж памяти.

1


Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими.

Сравнивать даты начала нового года в православном, мусуль­манском, буддийском, иудейском календарях.

Красные дни календаря. Праздники для всех.

1


Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря.

Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (се­ле).

Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной пре­зентацией).

Народный календарь.

1


Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведени­ем животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в кален­даре долго-срочных прогнозов погоды. Сопоставлять реаль­ные наблюдения и данные народных примет своего края.

Экологический календарь.

1


Высказывать предположения о том, что такое экология. На­ходить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зе­лёном доме. Выражать своё отношение к природе в собствен­ном рисунке.

Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвя­щенные экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.


Раздел «Зима»

16

Э № 4. Экскурсия в зимний парк (ранняя зима).

1


Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений.

Зимние месяцы.

1


Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме.

Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.

Зима - время науки и сказок.

1


Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Зима в неживой природе.

1


По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между
положением Солнца и зимними изменениями в природе.
Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких яллении

Выражать своё отношение к красоте зимней природа. Рассказыватьпо иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осушествлять самопроверку.

Работать со взрослыми: наблюдать за погодой зимой фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивав ИХ; делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Звездное небо зимой.

1


Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Поляр­ной звезде.

Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соот­носить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахож­дения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради.

Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по зада­ниям рабочей тетради, применять освоенные на уроке спосо­бы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-опреде­лителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради.

Зима в мире растений.

1


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изме­нениях в жизни растений.

Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой.

Используя атлас-определитель, распознавать деревья и кус­тарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными.

Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисо­вать в тетради признаки, по которым определены растения.

Зимние праздники.

1


Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестоя­ния и солнцеворота.

Различать общее и особенное в зимних праздниках, описы­вать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних по­дарков в семье и друзьям.

Зимние праздники. Коляда.

1


Растения в домашней аптечке.

1


На основе собственного жизненного опыта отвечать на во­просы о лекарственных растениях.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распрост­ранённых лекарственных растений, находить среди них дере­во, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предло­женные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.

Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, из­влекать из текста учебника информацию о целебных свойст­вах изучаемых растений и их частей.

Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Ве­ликан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными рас­тениями домашней аптечки, записывать их названия в рабо­чую тетрадь.

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1


Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изуча­емых птиц на рисунках учебника. Работая и группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь.

Невидимые нити в зимнем лесу.

1


Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связи в природе. Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебн6ике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях. Придумать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

В феврале зима с весной встречается впервой.

1


Характеризовать зимние праздники проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников своего края.

Зимний труд.

1


Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном краю.

Э № 5. Экскурсия в зимний парк (поздняя зима).

1


Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений.

Охрана природы зимой.

1


По материалам учебника знакомится с правилами охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы, формулировать соответствующие правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе изученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдения в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых) организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке.

Будь здоров! (игры на свежем воздухе).

1


Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.


Раздел «Весна и лето»

18

Весенние месяцы

1


Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные изменения весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного я зыка, сочинять устные рассказы по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.

Весна в неживой природе

1


По своим наблюдениям рассказывать о своих наблюдениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Весна — утро года

1


Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбрм», устно описывать представленные на них события. Работая в группах, изготавливать ( по схеме инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми:участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунки праздника.

Звездное небо весной.

1


Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком. Работая в паре знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему созвездия Лев со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Работать со взрослыми: :наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

Э № 6. Экскурсия в весенний парк (ранняя весна).

1


Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»

Весеннее пробуждение растений.

1


Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Чудесные цветники весной.

1


Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

Весна в мире насекомых.

1


Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос,

шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

Весна в мире птиц и зверей.

1


Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Невидимые нити в весеннем лесу.

1


Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Весенний труд.

1


Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Старинные весенние праздники.

1


Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Охрана природы весной.

1


Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).

1


Оценка способности обучающихся 2 класса применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира для решения разнообразных задач учебного и практического характера.

Лето красное.

1


Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Летние праздники и труд.

1


Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.

Э № 7. Экскурсия в весенний парк (поздняя весна).

1


Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»

Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе).



Знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.


Учебно-методическое обеспечение.

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Учебник. 2 класс. В 2-х частях.

  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях.

  4. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 2 класс

  5. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год. http://www.prosv.ru/ebooks/Novickaya_Uroki_po_okruj_2kl/index.html