СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе ООП НОО МБОУ «СОШ №24» г. Абакана

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

Пояснительная записка

Окружающий мир

2 класс Г

Рабочая программа разработана на основе ООП НОО МБОУ «СОШ №24» г. Абакана


Цели и основные содержательные линии курса

Основная цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

В основе построения курса лежат следующие принципы:

    1. Тематичность – построение программы по темам, объединяющим содержание из разных образовательных областей (человек, природа, общество)

    2. Педоцентрический принцип (природосообразность) – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

    3. Экологический принцип – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

    4. Поступательность – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в средней школе.

    5. Краеведческий принцип – учет особенностей протекания природных явлений в данной местности, знакомство с достопримечательностями (природными, социальными) родного края.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым календарным графиком на 2018-2019 учебный год, на изучение окружающего мира во втором классе определено 67 ч. Программа построена на дифференцированном, индивидуальном подходе. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании уроков.




МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Важнейшая особенность содержания предмета — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Исходя из этого, обучение строится с использованием различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке, в учреждении культуры и т.д.) Процесс изучения окружающего мира на уроке направлен на создание ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога. На уроках используются проблемные и творческие задания, наблюдение, опыт, анализ, синтез, сравнение, частично – поисковый метод, вопросы развивающего и творческого характера.

Изучение учебного материала на уроках окружающего мира осуществляется посредством парной, групповой, индивидуальной и фронтальной форм работы. Также на уроках используются следующие современные технологии: личностно – ориентированное обучение, игровые, информационно – коммуникационные технологии, проблемное обучение.


Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Положению « О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №24»


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности смотреть в паспорте кабинета.

Содержание программы (67 ч)

Что тебя окружает (2ч)

Что такое живая и неживая природа. Как отличить объекты живой природы от объектов неживой природы? Человек – часть живой природы. Общество. Что считать чудом? Толковый словарик.


Кто ты такой? (12ч)

Я, ты, он, она… Все – мы люди. На кого похожи дети? Наши помощники – органы чувств. Здоровье – наше богатство. Секреты здоровья. Если ты плохо себя чувствуешь. Если произошёл несчастный случай. Будь заботлив! Если в доме больной. Режим дня. Чтобы не уставать. Поговорим о часах. Физическая культура. Закаляться может каждый. Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? О витаминах. О правилах питания. Знаки дорожного движения. Чтобы избежать неприятностей. Можно ли изменить себя? Несколько советов.


Кто живёт рядом с тобой (3ч)

Что такое семья. Сколько в семье поколений? Кто кому кто? Кто занимается домашним хозяйством? Чем семья занимается в свободное время. Семейные праздники. Как выбирать подарок? Тест за I четверть. О правилах поведения. О дружбе.



Россия – твоя Родина (15ч)

Родина – что это значит? История рассказывает о прошлом. Экскурсия по родному городу. Как Русь начиналась. Москва – столица России. Города России. Золотое кольцо России. Родной край частица Родины. Как трудятся Россияне. Хлеб – всему голова. О занятиях наших предков. Все профессии важны. Экскурсия на кондитерскую фабрику. Мы граждане России. Россия – многонациональная страна. Права граждан России. Права детей – граждан России. Обязанности граждан России. Люди должны дружить. Тест за II четверть.


Мы – жители Земли (5ч)

Твоё первое знакомство со звёздами. Солнечная «семья ». Чем Земля отличается от других планет? Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли. Царства природы. Бактерии. Грибы. Природе нужны все! Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений. Условия роста и развития растения.


Природные сообщества (26ч)

Среда обитания – что это такое? Лес и его обитатели. Экскурсия в лес (парк). Лес – многоэтажный дом. Деревья леса. Что делает человек из древесины. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Животные леса. Птицы – лесные жители. Пресмыкающиеся – обитатели леса. Насекомые леса. Вода и водные жители. Мы знаем о воде? Какие бывают водоёмы? Обитатели пресных вод. Водоплавающие – жители водоёма. Тест за III четверть. Растения пресных водоёмов. Обитатели солёных водоёмов. Луг и его обитатели. Экскурсия на луг. Растения луга. Животные луга. Зачем пчёлы «танцуют»? Поле и его обитатели. Что такое поле. Зерновые культуры. Пшеница. Лён. Лекарственные растения. Животные поля. Сад и его обитатели. Экскурсия в плодовый сад. Как люди выращивают растения сада? Животные – защитники сада.


Природа и человек (4ч)

Человек – часть природы. Давайте беречь нашу Землю! Изделия из «ничего». Животные – друзья человека.

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

Учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

  • называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

Учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

  • ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).




















Календарно – тематическое планирование 2 класс Г


п/п

урока

Дата по

Название

раздела

Тема урока

Основные виды деятельности


Формы организации учебных занятий

плану

факту

1 четверть, 16 часов


4.09


Что тебя окружает.

Окружающий нас мир.


понимать, что такое окружающий мир; понимать, что такое живая и неживая природа; классифицировать объекты по признаку: живая и неживая природа;

Комбинированный урок

7.09


Бывают ли на свете чудеса?

описывать объекты окружающего мира; выражать своё отношение к ним;

Урок применения знаний и умений

11.09


Кто ты такой.

Я, ты, он, она…

Все - мы люди.


рассказывать о себе по плану; уметь работать с репродукцией картины; сравнивать портреты людей (картинная галерея); составлять словесные портреты (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица)

Урок ознакомления с новым материалом

14.09


Наши помощники – органы чувств.

Уметь проводить наблюдения, делать выводы; ориентироваться в понятиях: чувство, вкус, осязание, обоняние;

Урок ознакомления с новым материалом

18.09


Поговорим о здоровье.

Знать и применять правила здорового и безопасного образа жизни;

Урок обобщения и систематизации знаний

21.09


Режим дня.

составлять свой режим дня; выполнять его; сравнивать арабские и римские цифры

Комбинированный урок

25.09


Физическая культура.

соблюдать правила здорового образа жизни; анализировать игровую ситуацию; составлять рассказ по плану; уметь работать с репродукцией картины

Урок обобщения и систематизации знаний

28.09


Закаляться может каждый.

знать основные правила закаливания организма; уметь правильно закаливать организм

Урок обобщения и систематизации знаний

2.10


Почему нужно правильно питаться.

Знать и понимать, для чего нужно правильно питаться, различать питательные вещества: белки, жиры, углеводы; проводить опыты

Урок ознакомления с новым материалом

5.10


Здоровье и питание.

знать название основных витаминов; в каких продуктах они содержатся; какую роль они играют в жизни человека

Комбинированный урок

9.10


Умеешь ли ты есть?

знать и выполнять правила питания

Урок применения знаний и умений

12.10


Кто ты такой.

Почему нужно быть осторожным.

знать и выполнять правила дорожного движения; знать дорожные знаки: запрещающие, предписывающие, предупреждающие

Урок применения знаний и умений

16.10


Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, порезах, ударах; знать и применять правила пребывания на солнце

Урок ознакомления с новым материалом

19.10


Можно ли изменить себя?

Уметь анализировать свое поведение и управлять им;

Урок ознакомления с новым материалом

23.10


Кто живёт рядом с тобой.

Что такое семья? Труд в семье.

Знакомить с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»; знать обязанности членов семьи; составлять рассказ о труде в семье;

Комбинированный урок

26.10


Как семья отдыхает? Семейные праздники

составлять рассказ об отдыхе в семье, уметь работать с репродукцией картины; составлять рассказ о семейных праздниках, рассказывать о традициях своей семьи;

Урок применения знаний и умений

2 четверть, 16 часов

6.11


Кто живёт рядом с тобой.

О правилах поведения. О дружбе.

называть правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры и выполнять их; различать основные нравственно – этические понятия; уметь строить диалог; знать и придерживаться правил этикета

Урок обобщения и систематизации знаний

9.11


Россия – твоя Родина.

Родина – что это значит?

знать и понимать, чем похожи по своему значению слова: Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна; уметь работать с репродукцией картины составление рассказа по теме

Комбинированный урок

13.11


История рассказывает о прошлом.

различать (соотносить) прошлое – настоящее – будущее; год – век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения; составлять небольшие тексты о своём городе

Урок обобщения и систематизации знаний

16.11


Экскурсия в Краеведческий музей.

Создать условия для знакомства о прошлом наших предков, с их образом жизни; формировать понимание особой роли многонациональной России

Урок ознакомления с новым материалом

20.11


Москва – столица России.

знать основные достопримечательности столицы России; понимать и воспроизводить факты из истории становления Москвы; составление рассказа об основателе Москвы

Урок ознакомления с новым материалом

23.11


Города России.

называть основные древние города Руси и России (не менее 3 – 4); учить соотносить информацию с имеющимися знаниями; высказывать своё мнение; уметь работать с репродукцией картины

Комбинированный урок

27.11


Города России.

называть основные древние города Руси и России (не менее 3 – 4); учить соотносить информацию с имеющимися знаниями; высказывать своё мнение; уметь работать с репродукцией картины

Комбинированный урок

30.11


Родной край – частица Родины.

составлять рассказ о достопримечательностях родного края по плану; объяснять смысл пословиц

Урок применения знаний и умений

4.12


Зачем человек трудится? Хлеб – главное богатство России.

формировать ответственное отношение к труду как основе жизни; создать условия для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца

Урок применения знаний и умений

7.12


Труд в сельской и городской местности

Обобщить знания о значении труда в жизни человека, учить соотносить информацию с имеющимися знаниями

Урок обобщения и систематизации знаний

11.12


Все профессии важны.

составлять рассказ о профессии своих родителей по плану; знать современные профессии

Урок применения знаний и умений

14.12


Мы - граждане России

уметь обсуждать, отвечать на вопросы

Урок применения знаний и умений

18.12


Права и обязанности граждан России


называть основные права граждан России и права ребёнка; обязанности граждан России; уметь работать с репродукцией картины

Урок применения знаний и умений

21.12


Россия – многонациональная страна.

узнавать предметы декоративного искусства разных народов России; выразительно читать фольклорные произведения;

Урок применения знаний и умений

25.12


Народы России.

Создать условия для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России

Урок ознакомления с новым материалом

28.12



Народы России.

Создать условия для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России

Урок применения знаний и умений








3 четверть, 19 часов

11.01


Мы - жители Земли

Твоё первое знакомство со звёздами.

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); учить работать с текстом и схемами учебника; уметь работать с репродукцией картины

Урок ознакомления с новым материалом

15.01


Чем Земля отличается от других планет?

называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; знать условия жизни на Земле, что Луна – спутник Земли;

Урок ознакомления с новым материалом

18.01



В некотором царстве…

Учить работать с текстом и иллюстративным материалом учебника; сравнивать понятия: «животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Комбинированный урок

22.01


Природе нужны все.

Знать название и внешний вид ядовитых грибов; составлять описательный рассказ; уметь работать с репродукцией картины

Комбинированный урок

25.01


Какие животные обитают на Земле. Какие бывают растения?

Закреплять умение работать с таблицей; составлять рассказ о любом животном по плану; работать с рисунком – схемой.

Урок применения знаний и умений

29.01


Природные сообщества

Среда обитания – что это такое?

Моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества.

Комбинированный урок

1.02


Лес и его обитатели.

Экскурсия в лес, парк

Обобщить знания учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Урок обобщения и систематизации знаний

5.02


Деревья леса.

составлять небольшие сообщения о дереве с учетом его «паспорта»; уметь работать с репродукцией картины.

Урок ознакомления с новым материалом

8.02


Кустарники леса.

Создать условия для формирования представления о втором ярусе леса (кустарниках), учить сравнивать свои наблюдения с рисунками.

Комбинированный урок

12.02


Травянистые растения леса.

Составлять небольшие сообщения; описывать представителей растительного мира; знать названия лекарственных растений и их целебные свойства.

Урок применения знаний и умений

15.02


Животные леса.

О лесных зверях.

Описывать представителей животного мира разных сообществ; составлять рассказы от имени животного и выступать в его роли; уметь работать с репродукцией картины.

Урок применения знаний и умений

19.02


Птицы – лесные жители.

Создать условия для знакомства с лесными птицами, с особенностями их поведения; учить соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Урок применения знаний и умений

22.02


Пресмыкающиеся – обитатели леса.

Познакомить с особенностями внешнего вида и повадками змей, правилами поведения при встрече с ними.

Урок ознакомления с новым материалом

26.02


Насекомые леса.

Познакомить с вредными и полезными для растений леса насекомыми, показать отличия и их объединение по общим признакам, составлять памятку «Правила поведения в лесу»;

Урок ознакомления с новым материалом

1.03


Вода и водные жители. Что мы знаем о воде?

Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; знать и понимать понятие «круговорот воды в природе».

Урок ознакомления с новым материалом

5.03


Какие бывают водоёмы?

Учить различать естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Дать понятие о болоте и реке, как водоемах.

Урок ознакомления с новым материалом

12.03


Обитатели пресных вод.

Создать условия для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных.

Урок ознакомления с новым материалом

15.03


Водоплавающие – жители водоёма.

соотносить рисунок с названием птицы; отвечать на вопросы; сравнивать свои выводы с текстом.

Комбинированный урок

19.

19.03


Природные сообщества

Растения пресных водоёмов.

Познакомить с разнообразием растений пресных водоемов, учить работать с текстами и иллюстративным материалом учебника.

Комбинированный урок


4 четверть, 16 часов

2.04


Обитатели солёных водоёмов

Знать названия обитателей морей и океанов, уметь работать с репродукцией картины;

Урок ознакомления с новым материалом

5.04


Луг и его обитатели. Экскурсия на луг.

Создать условия для знакомства с обитателями луга, учить называть его представителей, понимать ценность любой жизни.

Урок ознакомления с новым материалом

9.04


Растения луга.

Знать названия растений луга, их особенностей; уметь работать с репродукцией картины;

Урок применения знаний и умений

12.04


Животные луга.

Знать название обитателей луга; наблюдать и сравнивать их.

Урок применения знаний и умений

16.04


Зачем пчёлы «танцуют»?

Уметь работать с текстом; отвечать на вопросы; составлять рассказ – описание обитателей луга.

Урок применения знаний и умений

19.04


Что такое поле. Зерновые культуры.

Познакомить с сообществом поле, зерновыми культурами; учить работать с текстом учебника; уметь работать с репродукцией картины.

Урок применения знаний и умений

23.04


Лён.

Уметь работать с текстом; отвечать на вопросы; составлять рассказ – описание представителя растительного мира.

Урок ознакомления с новым материалом

26.04


Лекарственные растения.

Знать названия лекарственных растений, их различия и применение.

Урок ознакомления с новым материалом

30.04


Животные поля.

Знать названия животных поля; соотносить название и рисунок; уметь отгадывать загадки о животных;

Урок применения знаний и умений

7.05


Сад и его обитатели. Экскурсия в плодовый сад.

Познакомить с сообществом сад, с растениями и животными сада; учить работать с текстами и иллюстративным материалом учебника.

Урок ознакомления с новым материалом

14.05


Как люди выращивают растения сада?

Знать названия растений сада; познакомить с размножением садовых культур.

Урок применения знаний и умений

17.05


Животные – защитники сада.

Узнавать и называть животных – защитников сада, составить памятку «Помоги птицам!».

Урок применения знаний и умений

21.05


Природа и человек

Человек – часть природы.

Понимать, что человек – часть природы. Составить памятку «Правила поведения в природе».

Урок обобщения и систематизации знаний

24.05



Давайте беречь нашу Землю!

Иметь представление о роли природы в жизни человека; иметь представление о редких животных; знать, что такое Красная книга.

Урок обобщения и систематизации знаний

28.05



Давайте беречь нашу Землю!

Иметь представление о роли природы в жизни человека; иметь представление о редких животных; знать, что такое Красная книга.

Урок обобщения и систематизации знаний

31.05



Животные – друзья человека

Знать какие животные были одомашнены, учить работать с рисунком-схемой.

Урок обобщения и систематизации знаний