
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МО и науки РФ. – (М.: Просвещение, 2010); в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010), «Планируемыми результатами начального общего образования», «Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. – (М.: Просвещение, 2011); на основе Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». 1- 4 классы – М.: Просвещение, 2011. («Школа России»)
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. 2 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Цель изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; осмысление ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
- создание условий для формирования и развития у школьников творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Следующими особенностями предмета можно выделить: особое
внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 68 часов (2 часа в неделю)
В течение года возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Содержание рабочей программы
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.
Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь.
Горные породы и минералы.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт в городе.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими гоордами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Где мы живём | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники
научатся:
- распознавать неживую и живую природу;
- правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
усвоят:
- правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре народов России;
Овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
Понимание и принятие норм и правил школьной жизни, развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные
- понимание роли России в мировой истории;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного.
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем);
- объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
- понимать содержание текста, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- анализировать, классифицировать и сравнивать объекты окружающего мира по заданным критериям;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений.
Коммуникативные УУД:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, через словари и справочники;
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| Где мы живём (4 ч.) | | |
1 | Родная страна | 1 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | |
| Природа (20 ч.) | | |
5 | Неживая и живая природа | 1 | |
6 | Явления природы | 1 | |
7 | Что такое погода | 1 | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | |
10 | Звёздное небо | 1 | |
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | |
12 | Про воздух… | 1 | |
13 | …И про воду… | | |
14 | Какие бывают растения | 1 | |
15 | Какие бывают животные | 1 | |
16 | Невидимые нити | 1 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | |
29 | Комнатные растения | 1 | |
20 | Животные живого уголка | 1 | |
21 | Про кошек и собак | 1 | |
22 | Красная книга | 1 | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
| Жизнь города и села (10 ч.) | | |
25 | Что такое экономика | 1 | |
26 | Из чего что сделано | 1 | |
27 | Как построить дом | 1 | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | |
29 | Культура и образование | 1 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | |
| Здоровье и безопасность (9 ч.) | | |
35 | Строение тела человека | 1 | |
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | |
38 | Школа пешехода | | |
39 | Домашние опасности | 1 | |
40 | Пожар! | 1 | |
41 | На воде и в лесу | 1 | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | |
| Общение (7 ч.) | | |
44 | Наша дружная семья. | 1 | |
45 | Проект «Родословная» | | |
46 | В школе | 1 | |
47 | Правила вежливости | 1 | |
48 | Ты и твои друзья | 1 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |
| Путешествия (21 ч.) | | |
51 | Посмотри вокруг | 1 | |
52 | Ориентирование на местности | 1 | |
53 | Ориентирование на местности | | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | |
55 | Водные богатства | 1 | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | |
57 | В гости к весне (урок) | 1 | |
58 | Россия на карте. | 1 | |
59 | Проект «Города России» | 1 | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | |
61 | Московский Кремль | 1 | |
62 | Город на Неве | 1 | |
63 | Путешествие по планете | 1 | |
64 | Путешествие по материкам | 1 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |
66 | Впереди лето | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | |
| Итого | 68 | |
Используемая литература
1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2
класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368с.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х частях, - М.:
Просвещение, 2011.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х
частях, - М.: Просвещение, 2013.
4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной
школы, -М.: Просвещение, 2012.
5. Плешаков А.А., Яременко Е.О. Комплект учебных таблиц и
методические рекомендации к нему. М.: Дрофа, 2011.
6. Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4
классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2011. – 528с.
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.
Ч 1. (Стандарты второго поколения) ФГОС. М.: Просвещение, 2011.
8. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс
(Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
9. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий
мир. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015, - 96с.
11