МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом Зам. директора по УВР Директор______Телятникова С.С
(протокол № _ от ) _____ Гребенкина В.А Приказ №____от «___»______2018 г.
«___»___________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 2 класс
основное общее образование, базовый уровень
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Сотволдыева Е.В
с. Муравей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.) К учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2013г
Цели и задачи изучения предмета
— формирование целостной картины мира и осознание ме¬ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ¬ного многообразия российского общества.
---формирование уважительного отношения к семье, насе¬лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
--- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
--- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
--- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
УМК (учебно-методический комплекс)
А.А.Плешаков. Рабочая программа окружающий мир 1-4 класс. М.: «Просвещение» 2014
А.А.Плешаков Окружающий мир. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2013 Москва «Просвещение»
А.А.Плешаков. А.Е.Соловьева.Методические рекомендации .Окружающий мир2 класс. М.: «Просвещение»2012
Количество учебных часов в год 70 (35 учебных недель), неделю 2 часов. В 2018-19 учебном году 34 учебных недели, поэтому количество часов в год 68.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и авторская программа предусматривает обязательное изучение окружающего мира на этапе основного общего образования в 2классе в объёме 68 часов. Количество часов по учебному плану школы – 70(2 часов в неделю). Базовое изучение предмета.
Планируемые результаты учебной деятельности
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
• распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и куль-турные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насеко-мых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
• правила поведения в природе;
• называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
• называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
• распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
• называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
• называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные результаты
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Где мы живём?
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные призна-ки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села.
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из исто-рии. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Пер-воначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пасса-жирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники куль-туры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достоприме-чательностями посёлка.
Здоровье и безопасность.
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотноше-ния мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах(в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица Рос-сии. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по программе |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
Где мы живём?» (4 ч |
1 | Родная страна. Государствен-ные символы Российской Фе-дерации. | | | | |
2 | Город и село Проект «Родной город (село)» | | | | |
3 | Природа и рукотворный мир. | | | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | | | | |
«Природа» (20 ч) |
6 | Неживая и живая природа | | | | |
7 | Явления приро-ды | | | | |
8 | Что такое погода | | | | |
9 | В гости к осени (экскурсия) | | | | |
10 | В гости к осени (урок) | | | | |
11 | Звёздное небо | | | | |
12 | Заглянем в кла-довые земли Практическая работа Знаком-ство с горными породами и ми-нералами. | | | | |
13-14 | Про воздух и про воду | 2 | | | |
15 | Какие бывают растения | | | | |
16 | Какие бывают животные | | | | |
17 | Невидимые нити | | | | |
18 | Дикорастущие и культурные растения | | | | |
19 | Дикие и домашние животные | | | | |
20 | Комнатные растения | | | | |
21 | Животные живо-го уголка | | | | |
22 | Про кошек и собак | | | | |
23 | Красная книга | | | | |
24 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | | | | |
25 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | | | | |
«Жизнь города и села» (10 ч) |
26 | Что такое экономика | | | | |
27 | Из чего что сделано | | | | |
28 | Как построить дом | | | | |
29 | Какой бывает транспорт | | | | |
30 | Культура и образование | | | | |
31 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | | | | |
32 | В гости к зиме (экскурсия) | | | | |
33 | В гости к зиме (урок) | | | | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | | | | |
35 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | | | | |
«Здоровье и безопасность» (9 ч) |
36 | Строение тела человека | | | | |
37 | Если хочешь быть здоров | | | | |
38 | Берегись автомобиля! | | | | |
39 | Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге. | | | | |
40 | Домашние опасности | | | | |
41 | Пожар | | | | |
42 | На воде и в лесу | | | | |
43 | Опасные незнакомцы | | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | | | | |
«Общение» ( 7 ч) |
45 | Наша дружная семья | | | | |
46 | Проект «Родословная» | | | | |
47 | В школе | | | | |
48 | Правила вежливости | | | | |
49 | Ты и твои друзья | | | | |
50 | Мы – зрители и пассажиры | | | | |
51 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | | | | |
«Путешествия» (18 ч) |
52 | Посмотри вокруг | | | | |
53-54 | Ориентирование на местности Практическая работа Опреде-ление сторон горизонта по компасу | 2 | | | |
55 | Формы земной поверхности | | | | |
56 | Водные богатства | | | | |
57 | В гости к весне (экскурсия) | | | | |
58 | В гости к весне | | | | |
59 | Россия на карте | | | | |
60 | Проект «Города России» | | | | |
61 | Путешествие по Москве | | | | |
62 | Московский Кремль | | | | |
63 | Город на Неве | | | | |
64 | Путешествие по планете | | | | |
65 | Путешествие по материкам | | | | |
66 | Страны мира. Проект «Стра-ны мира | | | | |
67 | Впереди лето | | | | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | | | | |
| Итого | 68 часов | | | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предметапредпола¬гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познава¬тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже¬ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня v его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже¬ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи¬рованных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де¬монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо¬ких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - сис¬темы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окру¬жающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагно¬стических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освое¬ния темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализует¬ся в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче¬ства образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова¬тельных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль¬ных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных дей¬ствий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятель¬ность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неде¬лю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из не¬скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для те¬матических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюде¬ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и прак¬тических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, усло¬вия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным при¬знакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 не¬дочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытостьобсуж¬даемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Лист внесения изменений
Дата по журналу, когда была сделана корректировка | Номера уроков, которые были интегрированы | Тема урока, которая стала после интеграции | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |