Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.
Что мы называем родным краем (район, область).
Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними.
Солнце – источник света и тепла для всего живого.
Явления природы.
Температура и термометр.
Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Деревня, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом: городской, сельский.
Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.
Домашний адрес.
Что такое экономика.
Промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь.
Деньги.
Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Четверть | Практические работы | Экскурсии | К/П работы | Проекты |
I | 4 | 3 | 1 | 1 |
II | 2 | 1 | 2 | 2 |
III | 3 | - | 2 | 2 |
IV | 1 | - | 1 | 2 |
Всего за год: | 10 | 4 | 6 | 6 |
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1. | Где мы живём? | 4 |
2. | Природа | 20 |
3. | Жизнь города и села | 10 |
4. | Здоровье и безопасность | 9 |
5. | Общение | 7 |
6. | Путешествия | 18 |
Итого: | 68 |
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
2 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Где мы живём (4 часа) |
1 | Родная страна | 1 | | |
2 | Город и село. Проект «Родное село (родная деревня)» | 1 | | |
3 | Природа и рукотворный мир. Экскурсия | 1 | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | | |
Природа (20 часов) |
5 | Неживая и живая природа. Экскурсия | 1 | | |
6 | Явления природы | 1 | | |
7 | Что такое погода. Практическая работа» Как измерить температуру» | 1 | | |
8 | В гости к осени. Экскурсия | 1 | | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | | |
10 | Звёздное небо | 1 | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами» | 1 | | |
12 | Про воздух…. | 1 | | |
13 | …И про воду. Практическая работа «Свойства воды» | 1 | | |
14 | Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | 1 | | |
15 | Какие бывают животные | 1 | | |
16 | Невидимые нити | 1 | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | 1 | | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | | |
19 | Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями» | 1 | | |
20 | Животные живого уголка | 1 | | |
21 | Про кошек и собак | 1 | | |
22 | Красная книга | 1 | | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | | |
Жизнь города и села (10 часов) |
25 | Что такое экономика | 1 | | |
26 | Из чего что сделано | 1 | | |
27 | Как построить дом | 1 | | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | | |
29 | Культура и образование | 1 | | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | | |
32 | В гости к зиме. Экскурсия | 1 | | |
33 | В гости к зиме (урок) | 1 | | |
34 | Презентация проектов «Родное село (родная деревня)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | | |
Здоровье и безопасность (9 часов) |
35 | Строение тела человека | 1 | | |
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | | |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | | |
38 | Практическая работа «Школа пешехода» | 1 | | |
39 | Домашние опасности | 1 | | |
40 | Пожар! | 1 | | |
41 | На воде и в лесу | 1 | | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | | |
Общение (7 часов) |
44 | Наша дружная семья | 1 | | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | | |
46 | В школе | 1 | | |
47 | Правила вежливости. | 1 | | |
48 | Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета. | 1 | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | | |
Путешествия (18 часов) |
51 | Посмотри вокруг | 1 | | |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу. | 1 | | |
53 | Ориентирование на местности | 1 | | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | | |
55 | Водные богатства | 1 | | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | | |
57 | В гости к весне (урок) | 1 | | |
58 | Россия на карте. Практическая работа «Основные приёмы чтения карты» | 1 | | |
59 | Проект «Города России» | 1 | | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | | |
61 | Московский Кремль | 1 | | |
62 | Город на Неве | 1 | | |
63 | Путешествие по планете | 1 | | |
64 | Путешествие по материкам | 1 | | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | |
66 | Впереди лето | 1 | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Итоговый урок | 1 | | |
Итого: | 68 |