СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.



Метапредметные результаты


Регулятивные:


Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


Познавательные:


Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).


Коммуникативные:


Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Предметные результаты


Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


  1. Содержание учебного предмета


Где мы живём? (4 ч)

  • Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города.

  • Что мы называем родным краем (район, область).

  • Флаг, герб, гимн России.

  • Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.


Природа (20 ч)

  • Неживая и живая природа, связь между ними.

  • Солнце – источник света и тепла для всего живого.

  • Явления природы.

  • Температура и термометр.

  • Что такое погода.

  • Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

  • Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

  • Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

  • Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

  • Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

  • Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

  • Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

  • Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

  • Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

  • Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.


Жизнь города и села (10 ч)

  • Деревня, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории.

  • Наш дом: городской, сельский.

  • Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.

  • Домашний адрес.

  • Что такое экономика.

  • Промышленность, сельское хозяйство, строительство.

  • Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь.

  • Деньги.

  • Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

  • Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

  • Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

  • Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

  • Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

  • Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

  • Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.


Здоровье и безопасность (9 ч)

  • Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

  • Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

  • Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

  • Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

  • Правила безопасного поведения на воде.

  • Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

  • Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

  • Практическая работа: отработка правил перехода улицы.


Общение (7 ч)

  • Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

  • Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

  • Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

  • Практическая работа: отработка основных правил этикета.


Путешествия (18 ч)

  • Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

  • Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

  • Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

  • Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

  • Знакомство с другими городами нашей страны.

  • Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

  • Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

  • Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.


Четверть

Практические работы

Экскурсии

К/П

работы

Проекты

I

4

3

1

1

II

2

1

2

2

III

3

-

2

2

IV

1

-

1

2

Всего за год:

10

4

6

6


  1. Тематическое планирование


п/п


Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1.

Где мы живём?

4

2.

Природа

20

3.

Жизнь города и села

10

4.

Здоровье и безопасность

9

5.

Общение

7

6.

Путешествия

18

Итого:

68











Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

2 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Где мы живём (4 часа)

1

Родная страна

1



2

Город и село. Проект «Родное село (родная деревня)»

1



3

Природа и рукотворный мир. Экскурсия

1



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1



Природа (20 часов)

5

Неживая и живая природа. Экскурсия

1



6

Явления природы

1



7

Что такое погода. Практическая работа» Как измерить температуру»

1



8

В гости к осени. Экскурсия

1



9

В гости к осени (урок)

1



10

Звёздное небо

1



11

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами»

1



12

Про воздух….

1



13

…И про воду. Практическая работа «Свойства воды»

1



14

Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

1



15

Какие бывают животные

1



16

Невидимые нити

1




17



Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

1





18

Дикие и домашние животные

1



19

Комнатные растения. Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»

1



20

Животные живого уголка

1



21

Про кошек и собак

1



22

Красная книга

1



23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1



Жизнь города и села (10 часов)

25

Что такое экономика

1



26

Из чего что сделано

1



27

Как построить дом

1



28

Какой бывает транспорт

1



29

Культура и образование

1



30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1



31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1



32

В гости к зиме. Экскурсия

1



33

В гости к зиме (урок)

1



34

Презентация проектов «Родное село (родная деревня)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1



Здоровье и безопасность (9 часов)

35

Строение тела человека

1



36

Если хочешь быть здоров

1



37

Берегись автомобиля!

1



38

Практическая работа «Школа пешехода»

1



39

Домашние опасности

1



40

Пожар!

1



41

На воде и в лесу

1



42

Опасные незнакомцы

1



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1



Общение (7 часов)

44

Наша дружная семья

1



45

Проект «Родословная»

1



46

В школе

1



47

Правила вежливости.

1



48

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета.

1



49

Мы – зрители и пассажиры

1



50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1



Путешествия (18 часов)

51

Посмотри вокруг

1



52

Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу.

1



53

Ориентирование на местности

1



54

Формы земной поверхности

1



55

Водные богатства

1



56

В гости к весне (экскурсия)

1



57

В гости к весне (урок)

1



58

Россия на карте. Практическая работа «Основные приёмы чтения карты»

1



59

Проект «Города России»

1



60

Путешествие по Москве

1



61

Московский Кремль

1



62

Город на Неве

1



63

Путешествие по планете

1



64

Путешествие по материкам

1



65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1



66

Впереди лето

1



67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1



68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Итоговый урок

1



Итого:

68