Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РАССМОТРЕНО Протокол №___ заседания методического объединения учителей ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2020 г. ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Куракова И.А. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающему миру
по____________ _____________
(указать учебный предмет, курс)
на 2020-2021 учебный год
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 2 «В» класс
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 66ч.
Задорожняя Ольга Викторовна
Учитель ______
(ФИО)
Программа разработана на основе
авторской программы «Окружающий мир». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/А.А. Плешаков.. – М.: Просвещение, 2014
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» 2 кл., авторы: А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа России», Москва «Просвещение», год издания 2014).
Программа по окружающему миру реализуется с использованием УМК авторской
программы «Школа России»:
1) . Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2018г.
2). Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение, 2016г.
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием МБОУ СОШ № 38 на 2020-2021 учебный год, праздничным днем (8 марта, 3мая) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану во 2 классе из расчёта 2 часа в неделю (34 учебных недели) отводится 66 часов. В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 66 часов.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
во 2 классе
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в иллюстрации.
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго класса учащиеся должны знать:
неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицу, названия некоторых других городов России, нескольких стран мира; государственные символы России.
К концу второго класса учащиеся получат возможность научиться
различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения за природой под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и прочего в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (16ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Где мы живем | 4ч |
2 | Природа | 20ч |
3 | Жизнь города и села | 10ч |
4 | Здоровье и безопасность | 9ч |
5 | Общение | 7ч |
6 | Путешествия | 16ч |
| Итого: | 66ч |
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть. 17 ч. |
Где мы живем (4 ч) |
1 | 03.09 | | Родная страна. | 1ч |
2 | 07.09 | | Город и село. Проект «Родной город». | 1ч |
3 | 10.09 | | Природа и рукотворный мир. | 1ч |
4 | 14.09 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | 1ч |
Природа (20 час) |
5 | 17.09 | | Неживая и живая природа. | 1ч |
6 | 21.09 | | Явления природы. | 1ч |
7 | 24.09 | | Что такое погода? | 1ч |
8 | 28.09 | | Экскурсия в гостях у осени. | 1ч |
9 | 01.10 | | В гостях у осени. | 1ч |
10 | 05.10 | | Звездное небо. | 1ч |
11 | 08.10 | | Заглянем в кладовые Земли. | 1ч |
12 | 12.10 | | Про воздух. | 1ч |
13 | 15.10 | | И про воду. | 1ч |
14 | 19.10 | | Какие бывают растения. | 1ч |
15 | 22.10 | | Какие бывают животные. | 1ч |
16 | 26.10 | | Невидимые нити. | 1ч |
17 | 29.10 | | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч |
II четверть.15 ч. |
18 | 09.11 | | Дикие и домашние животные. | 1ч |
19 | 12.11 | | Комнатные растения. | 1ч |
20 | 16.11 | | Животные живого уголка. | 1ч |
21 | 19.11 | | Про кошек и собак. | 1ч |
22 | 23.11 | | Красная книга. | 1ч |
23 | 26.11 | | Будь природе другом! Проект «Возьмем под защиту». | 1ч |
24 | 30.11 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1ч |
Жизнь города и села (10ч) |
25 | 03.12 | | Что такое экономика? | 1ч |
26 | 07.12 | | Из чего что сделано? | 1ч |
27 | 10.12 | | Как построить дом? | 1ч |
28 | 14.12 | | Какой бывает транспорт? | 1ч |
29 | 17.12 | | Культура и образование. | 1ч |
30 | 21.12 | | Все профессии важны! | 1ч |
31 | 24.12 | | Экскурсия в гости к зиме. | 1ч |
32 | 28.12 | | В гости к зиме. | 1ч |
III четверть. 21ч. |
33 | 11.01 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1ч |
34 | 14.01 | | Презентация проектов «Родной город». | 1ч |
Здоровье и безопасность (9 ч) | | | | 1ч |
35 | 18.01 | | Строение тела человека. | 1ч |
36 | 21.01 | | Если хочешь быть здоров.. | 1ч |
37 | 25.01 | | Берегись автомобиля! | 1ч |
38 | 28.02 | | Школа пешехода | 1ч |
39 | 01.02 | | Домашние опасности.. | 1ч |
40 | 04.02 | | Пожар! | 1ч |
41 | 08.02 | | На воде и в лесу | 1ч |
42 | 11.02 | | Опасные незнакомцы. | 1ч |
43 | 15.02 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». | 1ч |
Общение (7 ч) | | | | 1ч |
44 | 18.02 | | Наша дружная семья. | 1ч |
45 | 22.02 | | Проект «Родословная». | 1ч |
46 | 25.02 | | В школе. | 1ч |
47 | 01.03 | | Правила вежливости. | 1ч |
48 | 04.03 | | Ты и твои друзья. | 1ч |
49 | 11.03 | | Мы зрители и пассажиры. | 1ч |
50 | 15.03 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1ч |
Путешествия (16 ч) |
51 | 18.03 | | Посмотри вокруг. | 1ч |
52 | 22.03 | | Ориентирование на местности. | 1ч |
53 | 25.03 | | Ориентирование на местности. | 1ч |
IV четверть. ч. | | | | |
54 | 05.04 | | Формы земной поверхности. | 1ч |
55 | 08.04 | | Водные богатства. | 1ч |
56 | 12.04 | | Экскурсия в гости к весне. | 1ч |
57 | 15.04 | | В гости к весне. | 1ч |
58 | 19.04 | | Россия на карте. | 1ч |
59 | 22.04 | | Комплексная проверочная работа. | 1ч |
60 | 26.05 | | Проект «Города России. | 1ч |
61 | 29.05 | | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1ч |
62 | 06.05 | | Город на Неве. | 1ч |
63 | 13.05 | | Путешествие по планете. | 1ч |
64 | 17.05 | | Путешествие по материкам. | 1ч |
65 | 20.05 | | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1ч |
66 | 24.05 | | Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1ч |
| | | Итого | 66 |