Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576
Приказ Минпросвещения Российской Федерации "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" №345 от 28.12.2018г. с изменениями и дополнениями
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова (Приказ № 155 от 29.05.2019г).
Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №81 от 20.03.2020г) .
Данная программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по окружающему миру Виноградовой Н.Ф., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2011 г.
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Настоящая программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
Учебно- методический комплект курса «Окружающий мир»
№ п/п | Название пособия | Класс | Г од издания | Авторы |
1 | Учебник «Окружающий мир » в 2-х частях | 2 | 2018 | Виноградова, Н. Ф. |
2 | Рабочие тетради № 1, 2 «Окружающий мир» | 2 | 2018 | Виноградова, Н. Ф. |
3 | Тетрадь для проверочных работ № 1, 2 «Окружающий мир» | 2 | 2018 | Виноградова Н.Ф. |
4 | Методика обучения. Окружающий мир. | 1-2 | 2017 | Виноградова, Н. Ф. |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета, окружающий мир во 2 классе в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. В авторскую программу изменения не внесены.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи курса:
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Изучение курса «Окружающий мир «способствовать продвижению ученика 2 класса в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью, задачи - дать представление об окружающем мире как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, определяемые программой.
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере само регуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
■ мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вклада людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
■
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Осознание целостности окружающего мира;
Расширение знаний о различных сторонах и объектах окружающего мира;
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимости в природе, обществе.
Овладение существенными методами изучения окружающего мира (опыт, эксперимент, измерение);
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
Планируемые результаты освоения предмета.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе - описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Содержание учебного предмета 2 класс (68 ч)
Введение. Что окружает человека.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой.
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина.
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли.
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества.
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии.В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Основная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Введение. Что тебя окружает | 2 |
2 | Кто ты такой | 14 |
3 | Кто живет рядом с тобой | 6 |
4 | Россия - твоя Родина | 13 |
5 | Мы- жители Земли | 31 |
6 | Природа и человек | 2 |
| Итого | 68 |
Практическая часть программы
Виды работ | Количество часов по четвертям |
| I. | II. | III. | IV. | год |
| 17ч | 15ч | 20ч | 16ч | 68ч |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Экскурсии | | | | | |
Практические работы | | | | | |
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 класса и специфики данного классного коллектива.
Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ урока | Тема урока | Дата | коррек ция | Домашнее задание |
План | Факт | |
I четверть ( 17ч.) | | |
Введение. Что тебя окружает?( 2ч.) | | |
1. | Что окружает человека? | 01.09 | | | Стр.6-11 ,ответить на вопросы |
2. | Бывают ли на свете чудеса? | 02.09 | | | Стр.12-14,выуч. стих.наизусть |
Кто ты такой( 14 ч.) | | |
3. | Я, ты, он, она... Все мы люди. | 08.09 | | | Стр.16-20 |
4. | Наши помощники - органы чувств. | 09.09 | | | Стр.21-25, выполнить задания |
5. | Наши помощники - органы чувств. Опыты на оживление ощущений. | 15.09 | | | выполнить задания на стр.26 |
6. | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. | 16.09 | | | Стр.27-28 |
7. | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. | 22.09 | | | Стр.29-34,подгот. к ролевой игре с.34 |
8. | Режим дня. Чтобы не уставать. | 23.09 | | | Стр.35-37, стр.3839 |
9. | Режим дня. Поговорим о часах. Составление памятки «Режим дня второклассника» | 29.09 | | | Стр.39-41 |
10. | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. | 30.09 | | | Стр.42-47 |
11. | Закаляться может каждый. Составление памятки «Правила закаливания». | 06.10 | | | Стр.47-49,знать правила закаливания |
12. | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? | 07.10 | | | Стр.50-52, составить меню |
13. | Почему нужно правильно питаться Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно» | 13.10 | | | Стр.53-56, выписать в тетрадь стр.56 |
14. | Умеем ли мы есть? | 14.10 | | | Стр.56-60, ответить на вопросыответить на вопросы |
15. | Почему нужно быть осторожным? Составление памятки | 20.10 | | | Стр.61-66 |
16. | Можно ли изменить себя? Контрольная работа | 21.10 | | | Стр.67-70 |
II четверть (15.) | | |
17. | Что такое семья? Составление семейного генеалогического древа. | 03.11 | | | Стр.72-78,сост. семейное древо |
18. | Домашнее хозяйство. | 04.11 | | | Стр.79-82, выполнить задания |
19. | Семейный досуг. | 10.11 | | | Стр. 83-87, ответить на вопросы |
20. | Правила поведения. Какие бывают правила. | 11.11 | | | Стр. 88-94, выполнить задания |
21. | Умеешь ли ты дружить? | 17.11 | | | Стр.95-98, выполнить задания |
22. | Умеешь ли ты общаться? | 18.11 | | | Стр. 97-98 |
Россия — твоя Родина (13ч.) | | |
23. | Родина - что это значит? | 24.11 | | | Стр.100- 103,нарисовать иллюстрацию к стих. |
24. | Прошлое, настоящее, будущее. | 25.11 | | | Стр. 104- 109,ответить на |
| | | | | вопросы |
25. | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? | 01.12 | | | Стр. 106-109, ответить на вопросы стр.109 |
26. | Москва - столица России. | 02.12 | | | Стр. 110-112,на выбор выучить наизусть одно стих. |
27. | Москва - столица России. | 08.12 | | | Стр.113- 117,пересказ |
28. | Города России. | 09.12 | | | Стр.118- 131,ответить на вопросы |
29. | Родной край - частица Родины. | 15.12 | | | Стр. 132- 134,подготовить рассказ о родном крае |
30. | Как трудятся россияне. Промежуточный контроль за 1 полугодие | 16.12 | | | Стр. 135-139, пересказ |
31. | О занятиях наших предков. | 22.12 | | | Стр. 139- 143,пересказ |
32. | Все профессии важны. | 23.12 | | | Стр.145-150, ответить на вопросы |
33. | Мы - граждане России. Права граждан России. | 29.12 | | | Стр. 152-156, пересказ |
| 3 четверть | | | | |
34. | Мы граждане России. Права детей - граждан России. | 12.01 | | | |
35. | Россия - многонациональная страна. | 13.01 | | | |
Мы — жители Земли (31ч.) | | |
36. | Твоё первое знакомство со звёздами. | 19.01 | | | |
37. | Земля - планета солнечной системы. | 20.01 | | | |
38. | Глобус - модель земли. | 26.01 | | | |
39. | В некотором царстве. Царства природы. | 27.01 | | | |
40. | Грибы. Составление памятки «Ядовитые грибы» | 02.02 | | | |
41. | Какие животные живут на Земле. | 03.02 | | | |
42. | Разнообразие растений. | 09.02 | | | |
43. | Условия роста и развития растений. | 10.02 | | | |
44. | Природные сообщества. Среда обитания - что это такое? | 16.02 | | | |
45. | Лес и его обитатели. | 17.02 | | | |
46. | Деревья в лесу. | 23.02 | | | |
47. | Кустарники леса. | 24.02 | | | |
48. | Травянистые растения леса. | 02.03 | | | |
49. | Лесная аптека | 03.03 | | | |
50. | Животные леса. Контрольная работа «Разнообразие животного мира» | 09.03 | | | |
51. | Птицы - лесные жители. | 10.03 | | | |
52. | Пресмыкающиеся леса. | 16.03 | | | |
53. | Насекомые леса. | 17.03 | | | |
| 4 четверть | | | | |
54. | Правила поведения в лесу. | 06.04 | | | |
55. | Что мы знаем о воде. | 07.04 | | | |
56. | Круговорот воды в природе. | 13.04 | | | |
57. | Какие бывают водоёмы? Болото и река - пресные водоёмы. | 14.04 | | | |
58. | Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые. | 20.04 | | | |
59. | Обитатели пресных водоёмов. | 21.04 | | | |
60. | Обитатели солёных водоёмов. | 27.04 | | | |
61. | Луг и его обитатели. Растения луга. | 28.04 | | | |
62. | Луг и его обитатели. Животные луга. | 04.05 | | | |
63. | Поле и его обитатели. Растения поля. | 05.05 | | | |
64. | Животные поля. | 11.05 | | | |
65 | Сад и его обитатели. | 12.05 | | | |
66. | Итоговый контроль | 18.05 | | | |
Природа и человек (2ч.) | | |
67. | Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». | 19.05 | | | |
68. | Животные - друзья человека | 25.05 | | | |
69 | Резервный урок. Повторение материала за год | 26.05 | | | |
Итого: 68ч. |
8