ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
_________/Курмышова О.А./ «______»____________2016 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию ___________/Гармаш В.Ю,/ |
Рабочая программа
учителя начальных классов
Решетняк Марины Геронтиевны
по русскому языку во 2 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 27.08.16 г.
Москва
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
4. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : метод. пособие с поурочными разработками / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика курса*
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и учащихся друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
осмысление понятия «культура», обеспечивающего целостность содержания обучения русскому языку, помогающего выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, то есть до образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко -буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся:
сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нем системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса – анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщенным) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, то есть значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связь слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные – невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму ее выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают
за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка во втором классе выделяется 170 часов (5 часов в неделю).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, четко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс русского языка.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба – одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонениям. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
сочетания чк–чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах на -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Календарно-тематическое планирование уроков во 2 классе «Ж» по предмету «Русский язык»
на 2016-2017 учебный год.
Ι четверть (45 часов)
№ урока | Число | Тема |
Мир общения (17 часов). |
1 | | Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. |
2 | | Мир общения. Собеседники. |
3 | | Мир общения. Собеседники. |
4 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. |
5 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. |
6 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. |
7 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по цели высказывания. |
8 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по интонации. |
9 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. Текст. |
10 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. Озаглавливание текста. |
11 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. Типы текстов. |
12 | | Слово, предложение, текст в речевом общении. |
13 | | Контрольная работа по повторению пройденного материала в 1 классе. |
14 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
15 | | Главный помощник в общении — родной язык. |
16 | | Главный помощник в общении — родной язык. |
17 | | Главный помощник в общении — родной язык. Словарный диктант. |
Звуки и буквы. Слог. Ударение (67 час). |
18 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. |
19 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Ударные и безударные гласные. |
20 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. |
21 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Алфавит. |
22 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. |
23 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Понятие орфограммы. |
24 | | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. |
25 | | Звук й. Буквы й. |
26 | | Звук й. Буквы й. Обучающее изложение. |
27 | | Звук э. Буква э. |
28 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
29 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
30 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
31 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
32 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
33 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
34 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
35 | | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
36 | | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
37 | | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
38 | | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
39 | | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
40 | | Контрольный диктант |
41 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слог. Перенос слов. |
42 | | Слог. Перенос слов. |
43 | | Слог. Перенос слов. |
44 | | Ударение. Ударный слог. |
45 | | Ударение. Ударный слог. |
ΙΙ четверть (35 часов)
46 | | Ударение. Ударный слог. |
47 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
48 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
49 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
50 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
51 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
52 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
53 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
54 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. |
55 | | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Обучающее изложение. |
56 | | Диктант |
57 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
58 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
59 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
60 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
61 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
62 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
63 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
64 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
65 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. |
66 | | Диктант |
67 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слова с удвоенными согласными. |
68 | | Слова с удвоенными согласными. |
69 | | Слова с удвоенными согласными. |
70 | | Слова с непроизносимыми согласными. |
71 | | Слова с непроизносимыми согласными. |
72 | | Слова с непроизносимыми согласными. |
73 | | |
74 | | |
75 | | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
76 | | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
77 | | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант. |
78 | | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
79 | | Контрольный диктант по пройденному материалу за Ι полугодие. |
80 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
ΙΙΙ четверть (55 часов)
81 | | Обобщение по теме «Звуки, буквы, слоги» |
82 | | Обобщение по теме «Звуки, буквы, слоги» |
83 | | Проверочная работа по теме |
84 | | Работа над ошибками |
Слово и его значение (19 часов) |
85 | | Что рассказало слово. |
86 | | Что рассказало слово. |
87 | | Что рассказало слово. |
88 | | Что рассказало слово. |
89 | | Имена собственные и нарицательные. |
90 | | Имена собственные и нарицательные. |
91 | | Слова с несколькими значениями. |
92 | | Слова с несколькими значениями. |
93 | | Слова с несколькими значениями. |
94 | | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). |
95 | | Слова, близкие по значению (синонимы). |
96 | | Слова, близкие по значению (синонимы). |
97 | | Слова, близкие по значению (синонимы). |
98 | | Слова, противоположные по значению (антонимы). Словарный диктант. |
99 | | Слова, противоположные по значению (антонимы). |
100 | | Устойчивые сочетания слов. |
101 | | Устойчивые сочетания слов. |
102 | | Тематические группы слов. |
103 | | Тематические группы слов. |
104 | | Контрольная работа по теме: «Слово и его значение». |
105 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Тематические группы слов. |
Состав слов (16 часов) |
106 | | Как собрать и разобрать слово. |
107 | | Как собрать и разобрать слово. |
108 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
109 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
110 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
111 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
112 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
113 | | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. |
114 | | Приставка. |
115 | | Приставка. |
116 | | Приставка. |
117 | | Суффикс. |
118 | | Суффикс. Словарный диктант. |
119 | | Окончание. |
120 | | Диктант по теме: «Состав слова». |
121 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме: «Состав слова». |
Части речи (31 часа) |
122 | | Что такое части речи. |
123 | | Что такое части речи. |
124 | | Что такое части речи. |
125 | | Имя существительное. |
126 | | Имя существительное. |
127 | | Имя существительное. |
128 | | Имя существительное. Обучающее изложение. |
129 | | Имя существительное. |
130 | | Имя существительное. |
131 | | Имя существительное. |
132 | | Диктант по теме: «Имя существительное». |
133 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Имя существительное». |
134 | | Глагол. |
135 | | Глагол. |
136 | | Глагол. |
137 | | Глагол. |
138 | | Глагол. Словарный диктант. |
139 | | Глагол. |
140 | | Глагол. |
141 | | Имя прилагательное. |
142 | | Имя прилагательное. |
143 | | Имя прилагательное. |
144 | | Имя прилагательное. |
145 | | Имя прилагательное. |
ΙV четверть (35 часов)
146 | | Имя прилагательное. |
147 | | Предлог. |
148 | | Предлог. |
149 | | Предлог. |
150 | | Предлог. Словарный диктант |
151 | | Диктант по теме: «Части речи». |
152 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Части речи». |
Предложение. Текст (12 часов) |
153 | | Предложение. Текст. |
154 | | Предложение. Текст. |
155 | | Предложение. Текст. |
156 | | Предложение. Текст. |
157 | | Предложение. Текст. |
158 | | Предложение. Текст. |
159 | | Предложение. Текст. |
160 | | Предложение. Текст. |
161 | | Предложение. Текст. |
162 | | Предложение. Текст. |
163 | | Диктант по теме: «Предложение. Текст». |
164 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
Повторение в конце года (8 часов) |
165 | | Повторение в конце года |
166 | | Повторение в конце года. Словарный диктант. |
167 | | Итоговый диктант за год. |
168 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
169 | | Обобщение пройденного материала. |
170 | | Урок - путешествие «По океану речи». |
описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Литература для учителя.
1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.
2. Голубь, В. Т. Сборник диктантов. 1–4 классы : проверочные и контрольные работы : мониторинг качества образования / авт.-сост. В. Т. Голубь. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2012.
3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина, Л. Н. Яровая. – М. : 5 за знания, 2007.
4. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Русский язык, 1993.
5. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.
6. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2010.
7. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М. : Эксмо-Пресс, 2008.
8. Собственные имена в русском языке. Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.
9. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.
10. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.
11. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.
12. Школьный фразеологический словарь / М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD).
Детский энциклопедический словарь» (CD).
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
4. Технические средства обучения.
1. телевизор.
2. магнитофон.
3. Компьютер.
4. Телевизор.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.