СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

_________/Курмышова О.А./
«______»____________2016 г.




«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

___________/Гармаш В.Ю,/



Рабочая программа

учителя начальных классов

Решетняк Марины Геронтиевны

по русскому языку во 2 классе


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 27.08.16 г.





Москва

2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.

4. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс : метод. пособие с поурочными разработками / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2012.

Общая характеристика курса*

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

 осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;

 развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

 знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

 формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

 развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

 организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и учащихся друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

 усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

 развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

 поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

 осмысление понятия «культура», обеспечивающего целостность содержания обучения русскому языку, помогающего выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, то есть до образования того или иного понятия);

 освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

 осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

 рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

 формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

 поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко -буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

 пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;

 формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

 развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

 знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

 творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся:

 сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

 развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

 формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

 формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

 приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нем системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса – анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

 основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

 орфография и пунктуация;

 развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщенным) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, то есть значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связь слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные – невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму ее выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают
за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка во втором классе выделяется 170 часов (5 часов в неделю).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

 сравнение;

 анализ;

 синтез;

 классификация и обобщение по родовидовым признакам;

 установление аналогий и причинно-следственных связей;

 построение рассуждений;

 отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, четко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс русского языка.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба – одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонениям. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

 сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

 сочетания чк–чн, чт, щн;

 перенос слов;

 заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

 проверяемые безударные гласные в корне слова;

 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

 разделительные ъ и ь;

 мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

 безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

 безударные окончания имен прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

 мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

 мягкий знак в глаголах на -ться;

 безударные личные окончания глаголов;

 раздельное написание предлогов с другими словами;

 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.













Календарно-тематическое планирование уроков во 2 классе «Ж» по предмету «Русский язык»

на 2016-2017 учебный год.


Ι четверть (45 часов)


урока

Число

Тема

Мир общения (17 часов).

1


Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники.

2


Мир общения. Собеседники.

3


Мир общения. Собеседники.

4


Слово, предложение, текст в речевом общении.

5


Слово, предложение, текст в речевом общении.

6


Слово, предложение, текст в речевом общении.

7


Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по цели высказывания.

8


Слово, предложение, текст в речевом общении. Виды предложений по интонации.

9


Слово, предложение, текст в речевом общении. Текст.

10


Слово, предложение, текст в речевом общении. Озаглавливание текста.

11


Слово, предложение, текст в речевом общении. Типы текстов.

12


Слово, предложение, текст в речевом общении.

13


Контрольная работа по повторению пройденного материала в 1 классе.

14


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

15


Главный помощник в общении — родной язык.

16


Главный помощник в общении — родной язык.

17


Главный помощник в общении — родной язык.

Словарный диктант.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (67 час).

18


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

19


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударные и безударные гласные.

20


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

21


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Алфавит.

22


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

23


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Понятие орфограммы.

24


Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

25


Звук й. Буквы й.

26


Звук й. Буквы й. Обучающее изложение.

27


Звук э. Буква э.

28


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

29


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

30


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

31


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

32


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

33


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

34


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

35


Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

36


Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

37


Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

38


Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

39


Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

40


Контрольный диктант

41


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слог. Перенос слов.

42


Слог. Перенос слов.

43


Слог. Перенос слов.

44


Ударение. Ударный слог.

45


Ударение. Ударный слог.



ΙΙ четверть (35 часов)



46


Ударение. Ударный слог.

47


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

48


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

49


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

50


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

51


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

52


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

53


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

54


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

55


Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Обучающее изложение.

56


Диктант

57


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

58


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

59


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

60


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

61


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

62


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

63


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

64


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

65


Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

66


Диктант

67


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слова с удвоенными согласными.

68


Слова с удвоенными согласными.

69


Слова с удвоенными согласными.

70


Слова с непроизносимыми согласными.

71


Слова с непроизносимыми согласными.

72


Слова с непроизносимыми согласными.

73



74



75


Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

76


Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

77


Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант.

78


Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

79


Контрольный диктант по пройденному материалу за Ι полугодие.

80


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.


ΙΙΙ четверть (55 часов)


81


Обобщение по теме «Звуки, буквы, слоги»

82


Обобщение по теме «Звуки, буквы, слоги»

83


Проверочная работа по теме

84


Работа над ошибками

Слово и его значение (19 часов)

85


Что рассказало слово.

86


Что рассказало слово.

87


Что рассказало слово.

88


Что рассказало слово.

89


Имена собственные и нарицательные.

90


Имена собственные и нарицательные.

91


Слова с несколькими значениями.

92


Слова с несколькими значениями.

93


Слова с несколькими значениями.

94


Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

95


Слова, близкие по значению (синонимы).

96


Слова, близкие по значению (синонимы).

97


Слова, близкие по значению (синонимы).

98


Слова, противоположные по значению (антонимы). Словарный диктант.

99


Слова, противоположные по значению (антонимы).

100


Устойчивые сочетания слов.

101


Устойчивые сочетания слов.

102


Тематические группы слов.

103


Тематические группы слов.

104


Контрольная работа по теме: «Слово и его значение».

105


Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Тематические группы слов.

Состав слов (16 часов)

106


Как собрать и разобрать слово.

107


Как собрать и разобрать слово.

108


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

109


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

110


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

111


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

112


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

113


Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

114


Приставка.

115


Приставка.

116


Приставка.

117


Суффикс.

118


Суффикс. Словарный диктант.

119


Окончание.

120


Диктант по теме: «Состав слова».

121


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме: «Состав слова».

Части речи (31 часа)

122


Что такое части речи.

123


Что такое части речи.

124


Что такое части речи.

125


Имя существительное.

126


Имя существительное.

127


Имя существительное.

128


Имя существительное. Обучающее изложение.

129


Имя существительное.

130


Имя существительное.

131


Имя существительное.

132


Диктант по теме: «Имя существительное».

133


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Имя существительное».

134


Глагол.

135


Глагол.

136


Глагол.

137


Глагол.

138


Глагол. Словарный диктант.

139


Глагол.

140


Глагол.

141


Имя прилагательное.

142


Имя прилагательное.

143


Имя прилагательное.

144


Имя прилагательное.

145


Имя прилагательное.


ΙV четверть (35 часов)


146


Имя прилагательное.

147


Предлог.

148


Предлог.

149


Предлог.

150


Предлог. Словарный диктант

151


Диктант по теме: «Части речи».

152


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме: «Части речи».

Предложение. Текст (12 часов)

153


Предложение. Текст.

154


Предложение. Текст.

155


Предложение. Текст.

156


Предложение. Текст.

157


Предложение. Текст.

158


Предложение. Текст.

159


Предложение. Текст.

160


Предложение. Текст.

161


Предложение. Текст.

162


Предложение. Текст.

163


Диктант по теме: «Предложение. Текст».

164


Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Повторение в конце года (8 часов)

165


Повторение в конце года

166


Повторение в конце года. Словарный диктант.

167


Итоговый диктант за год.

168


Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

169


Обобщение пройденного материала.

170


Урок - путешествие «По океану речи».

описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Литература для учителя.

1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.

2. Голубь, В. Т. Сборник диктантов. 1–4 классы : проверочные и контрольные работы : мониторинг качества образования / авт.-сост. В. Т. Голубь. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2012.

3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина, Л. Н. Яровая. – М. : 5 за знания, 2007.

4. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Русский язык, 1993.

5. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.

6. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2010.

7. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М. : Эксмо-Пресс, 2008.

8. Собственные имена в русском языке. Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.

9. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.

10. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.

11. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.

12. Школьный фразеологический словарь / М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

2. Информационно-коммуникационные средства.

Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD).

Детский энциклопедический словарь» (CD).

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru

6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html

4. Технические средства обучения.

1. телевизор.

2. магнитофон.

3. Компьютер.

4. Телевизор.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.