СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 2019- 2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поделиться с коллегами своей разработкой. Оказать помощь тем кто в ней нуждается.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 2019- 2020 учебный год»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностные результаты


1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

научится:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- владеть общим приёмом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


№ п/п


Разделы

Количество часов

1

Радость познания.

12часов.

2

Мир как дом.

24 часов.

3

Дом как мир.

23 часов.

4

В поисках всемирного наследия.

9 часов.


Итого:

68 часов.





Раздел 1.Радость познания ( 12 часов).

Свет знания.

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы

Как изучают окружающий мир.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование

Книга — источник знаний.

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.)

Отправимся на экскурсию.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры

О чём расскажет план.

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы

Планета на листе бумаги.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света

Страны и народы на политической карте мира.

Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры

Путешествуя, познаём мир.

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.).

Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям

Транспорт.

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях

Средства информации и связи.

Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира

  Раздел 2. Мир как дом( 24 часа).

Мир природы в народном творчестве.

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)

Из чего состоит всё.

Твёрдые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода — растворитель

Мир небесных тел.

Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты

Невидимое сокровище.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

Самое главное вещество.

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе

Природные стихии в народном творчестве.

Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Кладовые Земли.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2— 3 примера)

Чудо под ногами.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Мир растений.

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Мир животных.

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Животные в народном творчестве.

Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде)

Невидимые нити в живой природе.

Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов

Лес — волшебный дворец.

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество

Луг — царство цветов и насекомых.

Луг _ единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество

Водоём — дом из воды.

Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество

Как сохранить богатства природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы

Охрана природы в культуре народов России и мира.

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра

Раздел 3.Дом как мир( 23 часа)

Родной дом — уголок Отчизны.

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу

Свой дом — свой простор.

Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

В красном углу сесть — великая честь.

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники

Побываем в гостях.

Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время

На свет появился — с людьми породнился.

Семья — самое близкое окружение человека.

Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство

через общее вероисповедание

Родословное древо.

Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства

Муж и жена — одна душа.

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества

Святость отцовства и материнства.

Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени

Добрые дети — дому венец.

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках

Детские игры — школа здоровья.

Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей

Строение тела человека.

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма

Как работает наш организм.

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса

Что такое гигиена.

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания

Наши органы чувств.

Общее представление о строении и работе органов чувств Гигиена органов чувств

Школа первой помощи.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании

Здоровью цены нет.

Правила здорового образа жизни, отражённые в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья

Дом невелик, а стоять не велит.

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края

Семейный бюджет.

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Мудрость старости.

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, (в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края

Путешествие к А.С. Пушкину.

История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на блиости интересов, на продолжении доброго дела

Раздел 4.В поисках всемирного наследия ( 9 часов)

Всемирное наследие.

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира

Московский Кремль.

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России

Озеро Байкал.

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира

Путешествие в Египет.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира

Путешествие в Грецию.

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира

Путешествие в Иерусалим.

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий — иудаизм, христианство, ислам

Путешествие в Китай.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира

Всемирные духовные сокровища.

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища — невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема

урока

Дата.

Кол – во часов.

Планируемые результаты


Предметные

Личностные

Метапредметные


«Радость познания» (12 часов)

1.

Свет знания.



1

Рассказывать об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.




2.

Как изучают окружающий мир.


1

Рассказывать о способах исследования окружающего мира.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение;

- раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества.


3.

Как изучают окружающий мир (практическая работа).


1

Осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования.

Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


4.

Книга – источник знаний.


1

Рассказывать об особенностях расположения сведений в изданиях справочного

характера.


Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение;

- определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


5.

Отправимся на экскурсию.



1

Рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях.

Представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий.

Проявлять:

- интерес к знаниям и способам их приобретения;

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений

при освоении тем.

Познавательные:

- определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества.


6.

О чём расскажет план.



1

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- понимание собственных достижений при освоении темы.


Познавательные:

- читать план местности и обосновывать своё мнение;

- различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать выполненное задание.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


7.

О чем расскажет план (практическая работа).


1

Чертить простейший

план местности с использованием условных знаков.

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов.

Оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

Познавательные:

- читать план местности и обосновывать своё мнение;

- различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- оценивать выполненное задание.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


8.

Планета на листе бумаги.



1

Определять на географической (политической) карте мира: материки, части света.


Проявлять:

- интерес к познанию мира благодаря путешествиям;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- различать материки, части света и обосновывать свое мнение;

- различать на карте разные формы земной поверхности и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания.


9.

Страны и народы на политической карте мира.


1

Определять:

- местоположение страны, её границы, столицу, соседние государства;

- народ по его языку.

Рассказывать о странах и особенностях их культуры.

Проявлять:

- интерес к познанию мира благодаря путешествиям;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- различать политическую и географическую карты мира и обосновывать своё мнение;

- сопоставлять изображение Земли на глобусе и на карте мира, обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


10.

Путешествуя, познаём мир.



1

Рассказывать:

- о туризме и его видах;

- о правилах ответственного туризма.

Составлять план путешествия.

Вести дневник путешествия и оценивать его результаты.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к культурному многообразию и изобретениям человечества.

Осознавать значимость средств познания окружающего мира.

Соотносить личные

интересы с интересами своих спутников.

Осознавать собственные достижения при освоении темы.

Познавательные:

- использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- контролировать во время путешествия своё поведение, отношение к спутникам, соблюдать правила туризма.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


11.

Транспорт.



1

Рассказывать о видах транспорта и современных формах их использования в просветительских целях.


Проявлять интерес к изучению темы.

Осознавать собственные достижения при освоении темы.

Познавательные:

- различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


12.

Средства информации и связи.


1

Рассказывать:

- о правилах вызова помощи по телефону в экстренных случаях;

- о старинных способах обмена информацией между людьми.


Проявлять интерес к изучению темы.

Осознавать значимость средств познания окружающего мира.

Соотносить личные интересы с интересами своих спутников.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при составлении рассказа о средствах информации, связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету;

- различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


«Мир как дом» (24 часа)

13.

Мир природы в народном творчестве.



1

Рассказывать об изображении природы в народном творчестве.

Проявлять:

- бережное отношение к природе;

- интерес к символическим изображениям окружающего мира в произведениях народного творчества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «экология», «ярус», «мир как дом».

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


14.

Из чего состоит всё.


1

Рассказывать о веществах, о природных объектах и их свойствах.

Группировать природные объекты по их отличительным признакам.

Ставить простейшие опыты.

Проявлять бережное отношение к природе.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


15.

Из чего состоит все (практическая работа).


1

Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- оценивать свои успехи.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


16.

Мир небесных тел.


1

Рассказывать о строении Солнечной системы.

Определять:

- природные объекты;

- небесные тела по описанию.



Проявлять интерес к изучению небесных тел.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- раскрывать значение понятия «Солнечная система»;

- определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение;

- различать звёзды и планеты и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


17.

Невидимое сокровище.


1

Рассказывать о ветре и причинах его возникновения.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воздуха.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


18.

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.


1

Проводить опыты по изучению свойств воздуха.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воздуха.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух»,

- определять состав и свойства воздуха, обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


19.

Самое главное вещество.


1

Рассказывать о воде, её свойствах и значении.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воды.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «вода», «стихия», «круговорот воды в природе» и использовать их в активном словаре;

- понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


20.

Свойства воды, круговорот воды в природе (практическая работа).



1

Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе.

Проводить опыты по изучению свойств воды.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к чистоте воды.

Оценивать результат собственной деятельности.


Познавательные:

- определять состояние воды и обосновывать своё мнение;

- понимать значение круговорота воды для живых организмов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


21.

Почему вода бывает святой.



Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе.

Проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные:

- определять состояние воды и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


22.

Природные стихии в народном творчестве.


1

Определять способы символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества.

Изображать знаки и символы природных стихий.


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- понимание своей успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать символы и образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


23.

Кладовые земли.


1

Рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых.

Наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.


Проявлять бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение»;

- различать минералы и горные породы и обосновывать своё

мнение;

- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

- выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


24.

Чудо под ногами.




1

Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы.

Выполнять исследование и оформлять вывод.

Характеризовать состав почвы.

Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву.

Оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

- определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


25.

Как уберечь землю – нашу кормилицу.


1

Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы.

Характеризовать состав почвы.

Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву.

Оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

- определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

- выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.


26

Мир растений.


1

Рассказывать о значении растений для формирования атмосферы. Подбирать пословицы о земле и растениях.

Оформлять фоторассказ о растениях.

Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.


Познавательные:

- определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение;

- различать растения каждой группы и обосновывать своё мнение;

- различать виды растений в каждой группе и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.


27.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.


1

Рассказывать о способах символического изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.

Изображать мировое дерево.

Оформлять иллюстрации к сказке.

Подбирать пословицы о земле и растениях.

Оформлять фоторассказ о растениях.

Проявлять интерес

к изучению темы.


Познавательные:

- определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания, используя термины;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.


28.

Мир животных.


1


Рассказывать о разнообразных группах животных.

Различать способы размножения животных разных групп.

Рассказывать о роли животных в природе и в жизни человека.


Проявлять:

- интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.


Познавательные:

- определять различные группы животных и обосновывать своё мнение;

- определять условия, необходимые для жизни разных групп животных и обосновывать своё мнение;

- понимать процесс развития разных групп животных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


29.

Образы животных в народном творчестве.


1


Определять способы символического изображения животных в разных видах народного творчества.


Проявлять:

- интерес

к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


30.

Невидимые нити в живой природе.


1

Составлять схему цепи питания животных.

Оформлять фоторассказ о животных.

Проявлять:

- интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы;

- бережное отношение к животным.


Познавательные:

- устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины.


31.

Лес – волшебный дворец.


1

Рассказывать:

- о природном сообществе леса, о ярусах леса;

- о круговороте веществ леса.

Определять участников природного сообщества леса, оформлять фоторассказ о прогулке в лес.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


32.

Луг – царство цветов и насекомых.


1

Рассказывать:

- о природном сообществе луга, о значении насекомых для растений сообщества луга;

- о круговороте веществ луга.

Определять участников природного сообщества луга.

Оформлять фоторассказ о прогулке на луг.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

- определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


33.

Водоём – дом из воды.


1

Рассказывать:

- о природном сообществе водоёма;

- о «многоэтажности» водоёма;

- о круговороте веществ водоёма.

Определять участников природного сообщества водоёма.

Составлять схему круговорота веществ водоёма.

Оформлять фоторассказ о прогулке к водоёму.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

- определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

- определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


34.

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.


1

Рассказывать о природном сообществе леса, луга, водоёма.

Составлять:

- схему цепи питания каждого природного сообщества;

- схему круговорота веществ природных сообществ леса, луга, водоёма.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


35.

Как сохранить богатства природы.


1

Рассказывать:

- о правилах охраны природных богатств; о хозяйственной деятельности людей и об охране природы;

- об опыте разумного хозяйствования в старину;

- об использовании альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра.

Составлять проект использования природных сил на благо человека.

Создавать условные обозначения, символизирующие охрану природных богатств.

Оформлять фоторассказ об экскурсии.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- бережное отношение к природе;

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные:

- раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре;

- определять взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение;

- раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению.


36.

Охрана природы в культуре народов России и мира.


1

Рассказывать об отношении к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Объяснять смысл пословиц.

Проявлять бережное отношение

к природе.

Осознавать значение экологического календаря.


Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению.


«Дом как мир» (23 часа)

37.

Родной дом – уголок Отчизны.



Рассказывать:

- о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

- о правилах общения с соседями, незнакомыми

людьми;

- об общих делах и праздниках;

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России.

Оформлять фоторассказ о малой родине.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Отчизна», «отчий дом» и использовать их в активном словаре;

- объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


38.

Свой дом – свой простор.


1

Рассказывать:

- о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

- о правилах общения с соседями, незнакомыми

людьми;

- об общих делах и праздниках;

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

Оформлять фоторассказ о малой родине.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- определять структуру старинного дома как образа Вселенной и обосновывать своё мнение;

- объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


39.

В красном углу сесть – великая честь.


1

Рассказывать:

- о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

- о назначении красного угла в старинном доме.

Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «красный угол», «гость», «почётный гость» и использовать их в активном словаре;

- определять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


40.

Побываем в гостях.


1

Рассказывать о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время.

Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.

Проявлять:

- интерес к познанию окружающего мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «гость», «почётный гость», «традиционное жилище», «землянка», «изба», «чум», «шалаш», «дымокур» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


41.

На свет появился – с людьми породнился.


1

Рассказывать о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию.


Проявлять интерес к изучению темы, к познанию мира.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «дочь», «сын», «брат», «сестра», «дядя», «тётя», «племянник», «племянница», «дедушка», «бабушка» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


42.

Родословное древо.


1

Рассказывать:

- о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию;

- о профессиях старших членов семьи и друзей семьи.

Проявлять:

- интерес к изучению темы, к познанию мира;

- желание узнать названия родственников по степени родства;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


43.

Родословное древо моей семьи.


1

Рассказывать о способах построения родословной.

Составлять и оформлять схему родственных связей в своей семье.

Проявлять:

- интерес к изучению темы, к познанию мира;

- желание узнать названия родственников по степени родства.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре;

- определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


44.

Муж и жена – одна душа.


1

Рассказывать о старинных и современных свадебных обычаях и обрядах.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «свататься», «супруги», «упряжь», «рукобитье», «бракосочетание», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре;

- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


45.

Святость отцовства и материнства.


1

Рассказывать:

- о родительской любви к детям и о почтении к родителям;

- о старинных обрядах, связанных с рождением ребёнка;

- о традициях воспитания девочки и мальчика.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «колыбель», «хозяйка семейства», «кормилец семьи», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре;

- определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


46.

Моё имя – моя честь.


1

Рассказывать о значении имени.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


47.

Добрые дети – дому венец.


1

Рассказывать о традициях воспитания девочки и мальчика.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


48.

Детские игры – школа здоровья.


1

Рассказывать о видах детских народных игр и их правилах.

Составлять и записывать скороговорку, игру-загадку, схему игры.

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«игра», «игра-потешка», «игра-загадка» и использовать их в активном словаре;

- понимать назначение детских игр и обосновывать своё мнение;

- понимать нравственный

смысл игры, обеспечивающий

самовоспитание, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку,

самопроверку и корректировку

учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное

высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


49.

Строение тела человека.


1

Рассказывать:

- о системе внутренних органов человека и каждого из органов;

- о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы;

- о целостности организма человека.


Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«внешнее и внутреннее строение тела человека», «верхние и нижние конечности», «внутренние органы», «система органов», «опорно-двигательная система», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «нервная система» и использовать их в активном словаре;

- различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение;

- определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


50.

Как работает наш организм.


1

Рассказывать:

- о системе внутренних органов человека и каждого из органов;

- о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы;

- о целостности организма человека.

Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


51.

Что такое гигиена.


1

Рассказывать основные гигиенические правила о способах формирования правильной осанки; ухода за зубами; правильного питания.

Моделировать правила ухода за зубами в ходе практической работы.

Измерять пульс.

Составлять и оформлять меню для своей семьи на день.

Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


52.

Наши органы чувств.


1

Рассказывать о строении органов чувств: глаза, уха, носовой и ротовой полости – и их функциях.


Проявлять:

- интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

- желание использовать правила здорового питания в своей жизни.


Познавательные:

- определять органы чувств и обосновывать своё мнение;

- определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение;

- извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


53.

Школа первой помощи.




1

Рассказывать:

- об устройстве ртутного и электронного термометров;

- правила пользования ртутным и электронным термометрами;

- правила по оказанию первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании;

- о службах оказания первой помощи.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать их в активном словаре.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


54.

Школа первой помощи (практическая работа).


1

Измерять температуру своего тела и оформлять результаты исследования в ходе практической работы.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- определять изменения температуры тела человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


55.

Здоровью цены нет.


1

Рассказывать правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни.

Оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье.

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


Познавательные:

- раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.


56.

Дом невелик, а стоять не велит.


1

Рассказывать:

- о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме;

- о роли каждого члена семьи в повседневной жизни;

- о правилах семейного застолья;

- о правилах этикета за столом.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение;

- знать порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение;

- знать особенности совместной трапезы за столом в старину и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


57.

Семейный бюджет.


1

Рассказывать:

- о семейном бюджете;

- о появлении денег в человеческом обществе;

- о типах денежных единиц Российской Федерации разного достоинства;

- о денежных единицах разных стран.

Составлять:

- бюджет воображаемой семьи на месяц;

- бюджет своей семьи на неделю;

- перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни.

Изображать монету, учитывая язык нумизматики.

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре;

- понимать смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

- определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение;

- знать денежные единицы разных стран мира.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


58.

Мудрость старости.


1

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи.

В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к пожилым людям.


Познавательные:

- раскрывать значение понятия «мудрость старости» и использовать его в активном словаре;

- понимать нравственный смысл сказок, в которых почитается мудрость стариков.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


59.

Путешествие в гости к А.С. Пушкину.


1

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.

Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты.

Подбирать одно-два стихотворения (или отрывка из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору).

Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках.

Проявлять интерес к изучению темы.

Гордиться великим творческим наследием поэта, оставленным потомкам.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий

«история рода», «творческое наследие», «духовная преемственность поколений» и использовать их в активном словаре;

- выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в котором хранится память о добром деле, совершённом родным человеком;

- уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.


«В поисках Всемирного наследия» (9 часов)

60.

Всемирное наследие.



Рассказывать:

- историю создания Списка Всемирного наследия;

- об объектах Всемирного наследия, сопровождая рассказ презентацией;

- алгоритм создания презентации объекта культурного (природного) наследия.

Оформлять:

- список природного и культурного наследия своего края;

- представлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


61.

Московский Кремль.


1

Рассказывать о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России.

Ориентироваться на схеме и выделять сооружения.

Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России.



Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию России.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение;

- знать историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


62.

Озеро Байкал.


1

Рассказывать об уникальности озера Байкал и его экологических проблемах.

Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России.


Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- интерес к изучению озера Байкал;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию России.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России и обосновывать свое мнение;

- знать уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


63.

Путешествие в Египет.


1

Рассказывать:

- о достопримечательностях Египта;

- о египетских пирамидах как объекте Всемирного культурного наследия.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «фараон», «гробница», «египетская пирамида» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Египта и обосновывать своё мнение;

- знать объекты Всемирного культурного наследия Египта и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Египта и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


64.

Путешествие в Грецию.


1

Рассказывать:

- о достопримечательностях Греции;

- об Афинском Акрополе как объекте Всемирного наследия.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.


Познавательные:

- раскрывать значение понятий «акрополь», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Греции и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Греции и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Греции и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


65.

Путешествие в Китай.


1

Рассказывать:

- о достопримечательностях Китая;

- о Великой Китайской Стене как объекте Всемирного наследия;

- об изобретениях Древнего Китая.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.


Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «иероглиф», «мудрец» и использовать их в активном словаре;

- определять географическое расположение Китая и обосновывать своё мнение;

- определять объекты Всемирного культурного наследия Китая и обосновывать своё мнение;

- знать историко-культурное значение Китая и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.


66.

Путешествие в Иерусалим.


1

Рассказывать:

- о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия;

- о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре;

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать своё мнение;

- знать значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение;

- смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.


67.

Всемирные духовные сокровища.


1 Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Рассказывать о выдающихся людях разных эпох.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.


68.

Обобщающий урок. «Альбом путешествий».


1

Рассказывать об объектах Всемирного наследия.

Проявлять:

- интерес к мировой культуре;

- уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

Познавательные:

- определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение;

- знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение;

- определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.