СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс.Автор А.А.Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру.»

Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей в ГПД

МБОУ «Мглинская СОШ №2»

__________ Соловьева Л.Н.

Протокол № ___ от

« » 2022 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2»

_____________ Кондрат Е.В.





«____»____________2022 г.


Утверждено

Директор МБОУ

«Мглинская СОШ №2»

_____________ Жевна С.А.



Приказ № ___ от

«____»_________ 2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2236103)

учебного предмета

«Окружающий мир»

1 класс

Соловьевой Лидии Николаевны

Прокопенко Татьяны Анатольевны

1квалификационная категория



2022-2023 учебный год.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №______

от « » ____ 2022г.






Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2022-2023 учебный год.

Учебник для общеобразовательных учреждений 1 класс (авторы: Плешаков А.А. «Окружающий мир», М.: «Просвещение», 2018г.)



Цели и задачи.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66ч

(2ч в неделю, 33 учебные недели).







ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровья.

Трудового воспитания:
  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:
  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

    • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

    • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

    • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

    • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

    • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

    • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

  2. Базовые исследовательские действия:

    • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

    • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

    • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

    • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  1. Работа с информацией:

    • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

    • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

    • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

    • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

    • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
    • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

    • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

    • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

    • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

    • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

    • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

    • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

    • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.



Регулятивные универсальные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

    • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

    • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  2. Самоконтроль:

    • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

    • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

    • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  3. Самооценка:

    • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

    • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
    • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

    • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

    • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

    • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

    • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;

    • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;

    • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);



    • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;

    • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;

    • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;

    • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

    • оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;

    • соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;

    • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

    • соблюдать правила безопасного поведения пешехода;

    • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

    • с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.



Учёт программы воспитания.



Освоение школьниками мирового культурного опыта, общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме способствуют их социализации, приобретению опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения, становлению навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям и раскрытие роли человека в природе и обществе. Ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах "Человек и природа", "Человек и общество", "Человек и другие люди", "Человек и познание" направлено на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.



Содержание учебного предмета



№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные ресурсы

всего

к/р

п-р


Раздел 1. Человек и общество.


1.1.

Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.

1

0

0

Урок «Когда учиться интересно? Мой класс и моя

школа» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5958/start/104569/

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.

1

0

0

Урок «Ты ученик» (Инфоурок) https://iu.ru/video-

lessons/818f4005-e65b-4c76-86ae-8975b5585f05

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

1

0

0

Урок «Режим дня школьника» (Инфоурок)

https://iu.ru/video-lessons/c960ef9f-5eb5-4199-8aab-

74cda879504a

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы России.

2

0

0

https://www.youtube.com/watch?v=YhM6NnaGzY0

https://www.youtube.com/watch?v=7X0IIcNvTHI

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.

2

0

0

Урок «Что такое Родина и что мы знаем о народах

России?» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

2

0

0

Урок «Страна, в которой мы живем» (Инфоурок)

https://iu.ru/video-lessons/983ad6a6-401d-42a5-9b12-

057623d1e631

1.7.

Правила поведения в социуме.

2

0

0

https://www.youtube.com/watch?v=s3ahD--OODg

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

2

0

0

Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video-

lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.

1

0

1

Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video-

lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c

1.10.

Домашний адрес.

2

0

0

Урок «Занятия родителей» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/861f77e7-33e8-4476-9d93-
95c925d00b9c

Итого по разделу

16




Раздел 2. Человек и природа.


2.1.

Природа и предметы, созданные че-ловеком. Природные материалы. Бе-режное отношение к предметам, вещам, уход за ними.

4

0

0

Урок «Природа вокруг тебя» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/2e182dda-b204-48d4-a2a5-
8fd39b6a8133

2.2.

Неживая и живая природа.

3

0

0

Урок «Живая и неживая природа» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713-
fa3369dc6234



2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе.

5

0

1

Урок «Когда придёт суббота? Когда наступит
лето?»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5364/start/154731/

2.4.

Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

2

0

1

Урок «Откуда берется мусор и грязь?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3963/start/295927/

2.5.

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

4

0

0

Урок «Что у нас над головой и что у нас под
ногами?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/

2.6.

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения.

5

0

0

Урок «Деревья, кустарники, травы» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/10e8273a-de65-42c6-b8fc-
53c8ee23f72a

2.7.

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

4

0

1

Урок «Растения. Части растения» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/8109edd1-6631-4a13-8374-
052a83838684

2.8.

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

2

0

1

Урок «Что общего у разных растений?
Какие растения растут дома и на клумбе?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3610/start/154046/

2.9.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).

1

0

0

Урок «Такие разные животные?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).

4

0

0

Урок «Царство Животные» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/bb301165-36be-4f7e-9dfd-
af44a99792d4

2.11.

Забота о домашних питомцах.

3

0

1

Урок «Почему мы любим кошек и собак? Мои
домашние питомцы» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3664/start/154781/

Итого по разделу

37




Раздел 3. Правила безопасной жизни.


3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

2

0

0

Урок «Как мы будем заботиться о здоровье?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4002/start/119243/

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами.

2

0

0

Урок «Здоровый образ жизни. Гигиена» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/c18093fe-4889-44a3-8fd2-
789b4a2ff520

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

2

0

0

Урок «Что окружает нас дома? Что может быть
опасным дома и на дороге?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

1

0

Урок «Итоговый урок по разделу «Что и
кто?»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3999/start/270597/

Итого по разделу

8




Резервное время

5




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

1

6








Поурочное планирование.




Тема урока

Кол.

час

Дата

1

Школьные традиции и праздники. классный ,школьный коллектив, совместная деятельность.

1


2

Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.

1


3

Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

1


4

Россия. Москва-столица России. Народы России.

1


5

Что мы знаем о народах России?

1


6

Что такое Родина?

1


7

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города),региона.

1


8

Проект "Моя малая Родина"

1


9

Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

1


10

Правила поведения в социуме.

1


11

Правила поведения в общественных местах.

1


12

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

1


13

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.

1


14

Проект "Генеалогическое древо".

1


15

Домашний адрес.

1


16

Маршрут до дома.

1


17

Природа и предметы, созданные человеком.

1


18

Природные материалы.

1


19

Бережное отношение к предметам, вещам.

1


20

Уход за вещами.

1


21

Неживая природа.

1


22


Живая природа.

1


23

Что у нас над головой?

1


24

Погода и термометр.

1


25

Наблюдение за погодой своего края.

1


26

Сезонные изменения в природе.

1


27

Откуда берутся снег и лёд?

1


28

Когда наступит лето?

1


29

Взаимосвязи между человеком и природой.

1


30

Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

1


31

Растения ближайшего окружения (название, узнавание, краткое описание).

1


32

Что общего у разных растений?

1


33

Что растёт на подоконнике?

1


34

Что растёт на клумбе?

1


35

Лиственные и хвойные растения.

1


36

Что такое хвоинки?

1


37

Что это за листья?

1


38

Дикорастущие и культурные растения.

1


39

Как живут растения?

1


40

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

1


41

Корень.

1


42

Стебель. Лист.

1


43

Цветок. Плод. Семя.

1


44

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

1


45

Проект "Мои комнатные растения".

1


46.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы и рыбы)

1


47.

Домашние животные.

1


48.

Дикие животные.

1


49.

Различия в условиях жизни диких и домашних животных.

1


50.

Как живут животные?

1


51.

Забота о домашних питомцах.

1


52.

Почему мы любим кошек и собак?

1


53.

Проект "Наши домашние питомцы".

1


54.

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

1


55.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1


56.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

1


57.

Что нас окружает дома?

1


58.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода.

1


59.

Что вокруг нас может быть опасным?

1


60.

Безопасность в сети Интернет

1


61.

Итоговый творческий проект.

1


62.

Анализ итоговой контрольной работы.

1


63.

Признаки лета.

1


64.

Правила поведения в лесу.

1


65.

Правила поведения на улице.

1


66.

Правила поведения в гостях.

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66