Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей в ГПД МБОУ «Мглинская СОШ №2» __________ Соловьева Л.Н. Протокол № ___ от « » 2022 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» _____________ Кондрат Е.В. «____»____________2022 г. | Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____________ Жевна С.А. Приказ № ___ от «____»_________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2236103)
учебного предмета
«Окружающий мир»
1 класс
Соловьевой Лидии Николаевны
Прокопенко Татьяны Анатольевны
1квалификационная категория
2022-2023 учебный год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №______
от « » ____ 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2022-2023 учебный год.
Учебник для общеобразовательных учреждений 1 класс (авторы: Плешаков А.А. «Окружающий мир», М.: «Просвещение», 2018г.)
Цели и задачи.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66ч
(2ч в неделю, 33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровья.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
Учёт программы воспитания.
Освоение школьниками мирового культурного опыта, общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме способствуют их социализации, приобретению опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения, становлению навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям и раскрытие роли человека в природе и обществе. Ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах "Человек и природа", "Человек и общество", "Человек и другие люди", "Человек и познание" направлено на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные ресурсы |
всего | к/р | п-р | |
Раздел 1. Человек и общество. | |
1.1. | Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. | 1 | 0 | 0 | Урок «Когда учиться интересно? Мой класс и моя школа» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5958/start/104569/ |
1.2. | Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. | 1 | 0 | 0 | Урок «Ты ученик» (Инфоурок) https://iu.ru/video- lessons/818f4005-e65b-4c76-86ae-8975b5585f05 |
1.3. | Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | 1 | 0 | 0 | Урок «Режим дня школьника» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/c960ef9f-5eb5-4199-8aab- 74cda879504a |
1.4. | Россия Москва — столица России. Народы России. | 2 | 0 | 0 | https://www.youtube.com/watch?v=YhM6NnaGzY0 https://www.youtube.com/watch?v=7X0IIcNvTHI |
1.5. | Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. | 2 | 0 | 0 | Урок «Что такое Родина и что мы знаем о народах России?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/ |
1.6. | Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. | 2 | 0 | 0 | Урок «Страна, в которой мы живем» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/983ad6a6-401d-42a5-9b12- 057623d1e631 |
1.7. | Правила поведения в социуме. | 2 | 0 | 0 | https://www.youtube.com/watch?v=s3ahD--OODg |
1.8. | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. | 2 | 0 | 0 | Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c |
1.9. | Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. | 1 | 0 | 1 | Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c |
1.10. | Домашний адрес. | 2 | 0 | 0 | Урок «Занятия родителей» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/861f77e7-33e8-4476-9d93- 95c925d00b9c |
Итого по разделу | 16 | | | |
Раздел 2. Человек и природа. | |
2.1. | Природа и предметы, созданные че-ловеком. Природные материалы. Бе-режное отношение к предметам, вещам, уход за ними. | 4 | 0 | 0 | Урок «Природа вокруг тебя» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/2e182dda-b204-48d4-a2a5- 8fd39b6a8133 |
2.2. | Неживая и живая природа. | 3 | 0 | 0 | Урок «Живая и неживая природа» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713- fa3369dc6234 |
2.3. | Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. | 5 | 0 | 1 | Урок «Когда придёт суббота? Когда наступит лето?»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5364/start/154731/ |
2.4. | Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | 2 | 0 | 1 | Урок «Откуда берется мусор и грязь?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3963/start/295927/ |
2.5. | Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | 4 | 0 | 0 | Урок «Что у нас над головой и что у нас под ногами?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ |
2.6. | Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. | 5 | 0 | 0 | Урок «Деревья, кустарники, травы» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/10e8273a-de65-42c6-b8fc- 53c8ee23f72a |
2.7. | Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. | 4 | 0 | 1 | Урок «Растения. Части растения» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/8109edd1-6631-4a13-8374- 052a83838684 |
2.8. | Комнатные растения, правила содержания и ухода. | 2 | 0 | 1 | Урок «Что общего у разных растений? Какие растения растут дома и на клумбе?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3610/start/154046/ |
2.9. | Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). | 1 | 0 | 0 | Урок «Такие разные животные?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ |
2.10. | Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). | 4 | 0 | 0 | Урок «Царство Животные» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/bb301165-36be-4f7e-9dfd- af44a99792d4 |
2.11. | Забота о домашних питомцах. | 3 | 0 | 1 | Урок «Почему мы любим кошек и собак? Мои домашние питомцы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3664/start/154781/ |
Итого по разделу | 37 | | | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | |
3.1. | Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | 2 | 0 | 0 | Урок «Как мы будем заботиться о здоровье?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4002/start/119243/ |
3.2. | Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами. | 2 | 0 | 0 | Урок «Здоровый образ жизни. Гигиена» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/c18093fe-4889-44a3-8fd2- 789b4a2ff520 |
3.3. | Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | 2 | 0 | 0 | Урок «Что окружает нас дома? Что может быть опасным дома и на дороге?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ |
3.4. | Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 1 | 0 | Урок «Итоговый урок по разделу «Что и кто?»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3999/start/270597/ |
Итого по разделу | 8 | | | |
Резервное время | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 | 1 | 6 | |
Поурочное планирование.
| Тема урока | Кол. час | Дата |
1 | Школьные традиции и праздники. классный ,школьный коллектив, совместная деятельность. | 1 | |
2 | Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. | 1 | |
3 | Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | 1 | |
4 | Россия. Москва-столица России. Народы России. | 1 | |
5 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |
6 | Что такое Родина? | 1 | |
7 | Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города),региона. | 1 | |
8 | Проект "Моя малая Родина" | 1 | |
9 | Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. | 1 | |
10 | Правила поведения в социуме. | 1 | |
11 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
12 | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. | 1 | |
13 | Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. | 1 | |
14 | Проект "Генеалогическое древо". | 1 | |
15 | Домашний адрес. | 1 | |
16 | Маршрут до дома. | 1 | |
17 | Природа и предметы, созданные человеком. | 1 | |
18 | Природные материалы. | 1 | |
19 | Бережное отношение к предметам, вещам. | 1 | |
20 | Уход за вещами. | 1 | |
21 | Неживая природа. | 1 | |
22 | Живая природа. | 1 | |
23 | Что у нас над головой? | 1 | |
24 | Погода и термометр. | 1 | |
25 | Наблюдение за погодой своего края. | 1 | |
26 | Сезонные изменения в природе. | 1 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | |
28 | Когда наступит лето? | 1 | |
29 | Взаимосвязи между человеком и природой. | 1 | |
30 | Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | 1 | |
31 | Растения ближайшего окружения (название, узнавание, краткое описание). | 1 | |
32 | Что общего у разных растений? | 1 | |
33 | Что растёт на подоконнике? | 1 | |
34 | Что растёт на клумбе? | 1 | |
35 | Лиственные и хвойные растения. | 1 | |
36 | Что такое хвоинки? | 1 | |
37 | Что это за листья? | 1 | |
38 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | |
39 | Как живут растения? | 1 | |
40 | Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. | 1 | |
41 | Корень. | 1 | |
42 | Стебель. Лист. | 1 | |
43 | Цветок. Плод. Семя. | 1 | |
44 | Комнатные растения, правила содержания и ухода. | 1 | |
45 | Проект "Мои комнатные растения". | 1 | |
46. | Разные группы животных (звери, насекомые, птицы и рыбы) | 1 | |
47. | Домашние животные. | 1 | |
48. | Дикие животные. | 1 | |
49. | Различия в условиях жизни диких и домашних животных. | 1 | |
50. | Как живут животные? | 1 | |
51. | Забота о домашних питомцах. | 1 | |
52. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
53. | Проект "Наши домашние питомцы". | 1 | |
54. | Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | 1 | |
55. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
56. | Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. | 1 | |
57. | Что нас окружает дома? | 1 | |
58. | Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода. | 1 | |
59. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
60. | Безопасность в сети Интернет | 1 | |
61. | Итоговый творческий проект. | 1 | |
62. | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | |
63. | Признаки лета. | 1 | |
64. | Правила поведения в лесу. | 1 | |
65. | Правила поведения на улице. | 1 | |
66. | Правила поведения в гостях. | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 | |