МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи
МБОУ "Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова"
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей Руководитель методического объединения ______________ Санкина О.Ю. Протокол №1 от "26" августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Бражникова Т.А. Протокол № . от "29" августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________ Киселёва В.И. Приказ № . от "30" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1089163)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Фогель Ольга Романовна
Учитель начальных классов
с.Налобиха 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Человек и общество. |
1.1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 2 | 1 | 0 | | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
1.2. | Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. | 2 | 0 | 0 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; Тестирование; | |
1.3. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. | 2 | 0 | 0 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; | |
1.4. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 2 | 0 | 1 | | Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае; | Устный опрос; Практическая работа; | |
1.5. | Города Золотого кольца России. | 2 | 0 | 0 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»; | Устный опрос; Тестирование; | |
1.6. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 2 | 0 | 0 | | Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России; | Устный опрос; Тестирование; | |
1.7. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 2 | 0 | 0 | | Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России; | Устный опрос; | |
1.8. | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»; | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |
1.9. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 3 | 0 | 0 | | Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»; | Устный опрос; | |
1.10. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 2 | 0 | 0 | | Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»; | Устный опрос; | |
1.11. | Страны и народы мира на карте. | 2 | 0 | 0 | | Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета); Символы стран, с которыми знакомятся дети; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
1.12 | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 2 | 1 | 0 | | «Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций; | Устный опрос; Тестирование; | |
Итого по разделу | 25 | |
Раздел 2. Человек и природа. |
2.1. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | 0 | 0 | | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.; | Устный опрос; Тестирование; | |
2.2. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 2 | 0 | 0 | | Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.3. | Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. | 2 | 0 | 1 | | Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; | Устный опрос; Практическая работа; | |
2.4. | Охрана воздуха, воды. | 1 | 1 | 0 | | Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; | Устный опрос; Тестирование; | |
2.5. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края. | 1 | 0 | 0 | | Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; | Устный опрос; Тестирование; | |
2.6. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 2 | 0 | 0 | | Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей); | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.7. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 2 | 0 | 0 | | Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий; Рисование схемы: «Шляпочный гриб»; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; | Устный опрос; | |
2.8. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | 0 | 0 | | Рассказ-рассуждение о жизни растений; | Устный опрос; | |
2.9. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 2 | 0 | 0 | | Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; | Устный опрос; Тестирование; | |
2.10. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 2 | 0 | 0 | | Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.11. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 2 | 0 | 0 | | Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; | Устный опрос; | |
2.12 | Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. | 1 | 1 | 0 | | Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций); | Устный опрос; | |
2.13 | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 2 | 0 | 0 | | Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»; | Устный опрос; | |
2.14. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 2 | 0 | 0 | | Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.15. | Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.16. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. | 1 | 0 | 0 | | Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»; | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |
2.17. | Животные родного края, их названия. | 1 | 0 | 0 | | Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; | Устный опрос; | |
2.18. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. | 1 | 0 | 0 | | Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»; Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ; | Устный опрос; Тестирование; | |
2.19. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 1 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»; | Устный опрос; | |
2.20. | Природные сообщества родного края. | 1 | 0 | 0 | | Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.21. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | 1 | 0 | | Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.22. | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 1 | 0 | 0 | | Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; | Устный опрос; | |
2.23. | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 1 | 1 | 0 | | Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; | Устный опрос; | |
2.24. | Гигиена отдельных органов и систем органов человека. | 1 | 0 | 0 | | Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; | Устный опрос; | |
2.25. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»; | Устный опрос; | |
Итого по разделу | 34 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 2 | 1 | 0 | | Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»; | Устный опрос; | |
3.2. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 2 | 0 | 0 | | Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; | Устный опрос; Тестирование; | |
3.3. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 3 | 0 | 1 | | Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»; Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
3.4. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»; | Устный опрос; Тестирование; | |
Итого по разделу | 9 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 4 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Человек. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
3. | Входная контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
4. | Общество. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
5. | Российская Федерация. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | О чем расскажет план. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
7. | Что такое экология. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
9. | Звёздное небо-Великая книга Природы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
10. | Как мы познаём мир. Проверочная работа | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
11. | Тела, вещества, частицы. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
12. | Разнообразие веществ. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Воздух и его охрана. | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
14. | Вода. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Превращения и круговорот воды. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
16. | Берегите воду. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Что такое почва. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Разнообразие растений. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
19. | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
20. | Размножение и развитие растений. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
21. | Охрана растений. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Разнообразие животных | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Кто что ест. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
24. | Размножение и развитие животных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Охрана животных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
26. | В царстве грибов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Великий круговорот жизни | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
29. | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
30. | Организм человека. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Органы чувств | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Надежная защита организма. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Опора тела и движение. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
34. | Наше питание. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Дыхание и кровообращение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
36. | Умей предупреждать болезни. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
37. | Здоровый браз жизни | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
38. | Как устроены и работают наши органы чувств | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
40. | Наши проекты «Школа кулинаров» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
41. | Огонь, вода и газ. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Дорожные знаки. | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
44. | Опасные места. Природа и наша безопасность. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
45. | Экологическая безопасность | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
47. | Для чего нужна экономика. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
48. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
49. | Полезные ископаемые. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
50. | Растениеводство | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
51. | Растениеводство | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
52. | Животноводство | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Животноводство | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Какая бывает промышленность. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
55. | Что такое деньги? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
56. | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
57. | Экономика и экология. Экологическая катастрофа. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
58. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
59. | Золотое кольцо России | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
60. | Наши ближайшие соседи. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
61. | На севере Европы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
62. | Что такое Бенилюкс? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
63. | В центре Европы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
64. | По Франции и Великобритании. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
65. | На юге Европы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
66. | Всемирное наследие | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Итоговый тест за 3 класс. | 1 | 1 | 0 | | Тестирование; |
68. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 4 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс (Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьева А. Е.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1941537.html
https://pedsovet.su/load/241-1-0-18039
https://infourok.ru/eor_i_cor_po_obschestvoznaniyu-400402.htm
https://catalog.prosv.ru/attachment/f9939401-b298-11e0-9fda-001018890642.pdf
https://infourok.ru/pourochnie-razrabotki-po-kursu-okruzhayuschiy-mir-klass-k-umk-apleshakova-3121603.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/03/14/pourochnye-plany-okruzhayushchiy-mir-3-klass-shkola
www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista».
www.mail.ru — бесплатная почтовая система.
www.ed.gov.ni — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
www.rfh.ni — Российский гуманитарный научный фонд.
www.int-edu.ni — сайт Института новых технологий.
www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.
http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.
http://www.mccme.ru —сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.kinder.ru/default.htm —интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты».
http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск».
http://education.recom.ru — журнал «Образование и общество».
http://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php — журнал «Вестник образования».
http://www.viofio.ru/vio_site/default.htm — журнал «Вопросы Интернет-образования».
http://www.courier.com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».
http://www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный журнал «Почитайка».
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др.
http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко».
http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок.
http://www.vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://www.freepuzzles.com — сайт, содержащий математические головоломки.
http://www.library.thinkquest.org — сайт об оригами для детей и родителей.
http://playroom.com.ru — детская игровая комната.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компакт-диск «Окружающий мир 3 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ.)
Компакт-диск «Детская энциклопедия о животных»
Компакт-диск «Живая планета»
Компакт-диск «Живая природа (для 1,2,3 кл.)
Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Растения.Животные 20 таблиц (формат А2)
Модель-аппликация «Природные зоны» (ламинированная)
Мультимедийный проектор, компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Детская справочная литература: справочники, атлас-определитель «От земли до неба»; «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» - книги для учащихся начальной школы; энциклопедии об окружающем мире
Плакаты по основным темам естествознания
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)