СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Школа России»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

МБОУ "Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова"

РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения учителей


Руководитель методического объединения

______________ Санкина О.Ю.

Протокол №1

от "26" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

______________ Бражникова Т.А.

Протокол № .

от "29" августа  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

______________ Киселёва В.И.

Приказ № .

от "30" августа 2022 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1089163)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год







Составитель: Фогель Ольга Романовна

Учитель начальных классов













с.Налобиха 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами  учебного  предмета  «Окружающий  мир» с   учётом   возрастных   особенностей   младших   школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. 

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 

  2. развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и  жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; 

  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; 

  4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе; 

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.  Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества.   Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.  Свойства воды.  Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).   Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края,  названия  и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов  и  семян  растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; 

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; 

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; 

  • моделировать цепи питания в природном сообществе; 

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; 

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; 

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; 

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

  1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 

  2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 

  3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки; 

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; 

  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; 

  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); 

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; 

  • справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; 

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; 

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве); 

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); 

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); 

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)  Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; 

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; 

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; 

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 

  • различать расходы и доходы семейного бюджета; 

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; 

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; 

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; 

  • использовать различные  источники  информации  о  природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; 

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; 

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); 

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; 

  • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; 

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; 

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе; 

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

2

1

0


Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;

Устный опрос;
Письменный контроль;


1.2.

Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна.

2

0

0


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;
Тестирование;


1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

2

0

0


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;


1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

2

0

1


Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;

Устный опрос;
Практическая работа;


1.5.

Города Золотого кольца России.

2

0

0


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;

Устный опрос;
Тестирование;


1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.
 

2

0

0


Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный опрос;
Тестирование;


1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

2

0

0


Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный опрос;


1.8.

Семья — коллектив близких, родных людейПоколения в семье.

2

0

0


Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»;

Устный опрос;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;


1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.
 

3

0

0


Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Устный опрос;


1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

2

0

0


Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;

Устный опрос;


1.11.

Страны и народы мира на карте.
 

2

0

0


Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета);
Символы стран, с которыми знакомятся дети;

Устный опрос;
Письменный контроль;


1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

2

1

0


«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный опрос;
Тестирование;


Итого по разделу

25

 

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество.  Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

0


Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;

Устный опрос;
Тестирование;


2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение для жизни.

2

0

0


Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

1


Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха;

Устный опрос;
Практическая работа;


2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

1

0


Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;
Тестирование;


2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

1

0

0


Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;

Устный опрос;
Тестирование;


2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности  человека.

2

0

0


Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление.  Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

2

0

0


Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий;
Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;
Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;

Устный опрос;


2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей  среды.

1

0

0


Рассказ-рассуждение о жизни растений;

Устный опрос;


2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
 

2

0

0


Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Устный опрос;
Тестирование;


2.10.

Роль растений  в  природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.

2

0

0


Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

2

0

0


Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный опрос;


2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

1

0


Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций);

Устный опрос;


2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

2

0

0


Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;

Устный опрос;


2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

2

0

0


Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0


Учебный диалог по теме «Как животные питаются»;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

0

0


Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»;

Устный опрос;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;


2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0


Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Устный опрос;


2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

0


Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Устный опрос;
Тестирование;


2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0


Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Устный опрос;


2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0


Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

1

0


Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе;

Устный опрос;
Письменный контроль;


2.22.

Человек  —  часть  природы. Общее представление о строении тела человека.

1

0

0


Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;

Устный опрос;


2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств),  их роль в жизнедеятельности организма.

1

1

0


Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Устный опрос;


2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0


Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Устный опрос;


2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

1


Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Устный опрос;


Итого по разделу

34

 

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый  образ  жизни;  забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

1

0


Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»;

Устный опрос;


3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

0


Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;

Устный опрос;
Тестирование;


3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

3

0

1


Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;
Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;

Устный опрос;
Письменный контроль;


3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

0

0


Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный опрос;
Тестирование;


Итого по разделу

9

 

Резервное время

0

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

4

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Природа. Ценность природы для людей.

1

0

0


Устный опрос;

2.

Человек.

1

0

0


Письменный контроль;

3.

Входная контрольная работа.

1

1

0


Контрольная работа;

4.

Общество.

1

0

0


Устный опрос;

5.

Российская Федерация.

1

0

0


Устный опрос;

6.

О чем расскажет план.

1

0

0


Тестирование;

7.

Что такое экология.

1

0

0


Устный опрос;

8.

Проект «Богатства, отданные людям».

1

0

1


Практическая работа;

9.

Звёздное небо-Великая книга Природы 

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

10.

Как мы познаём  мир. Проверочная работа

1

1

0


Контрольная работа;

11.

Тела, вещества, частицы.

1

0

0


Тестирование;

12.

Разнообразие веществ.

1

0

0


Устный опрос;

13.

Воздух и его охрана.

1

0

0


Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

14.

Вода.

1

0

0


Устный опрос;

15.

Превращения и круговорот воды.

1

0

0


Тестирование;

16.

Берегите воду.

1

0

0


Устный опрос;

17.

Что такое почва.

1

0

0


Устный опрос;

18.

Разнообразие растений.

1

0

0


Тестирование;



19.

Солнце, растения и мы с вами. 

1

0

0


Устный опрос;
Тестирование;

20.

Размножение и развитие растений. 

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

21.

Охрана растений.

1

0

0


Устный опрос;

22.

Разнообразие животных

1

0

0


Устный опрос;

23.

Кто что ест.

1

0

0


Тестирование;

24.

Размножение и развитие животных. 

1

0

0


Устный опрос;

25.

Охрана животных.

1

0

0


Устный опрос;
Тестирование;

26.

В царстве грибов

1

0

0


Устный опрос;

27.

Великий круговорот жизни

1

0

0


Устный опрос;

28.

Презентация проекта «Разнообразие природы родного края».

1

0

1


Практическая работа;

29.

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1

1

0


Контрольная работа;

30.

Организм человека.

1

0

0


Устный опрос;

31.

Органы чувств

1

0

0


Устный опрос;

32.

Надежная защита организма.

1

0

0


Устный опрос;

33.

Опора тела и движение.

1

0

0


Тестирование;

34.

Наше питание.

1

0

0


Устный опрос;

35.

Дыхание и кровообращение.   

1

0

0


Устный опрос;

36.

Умей предупреждать болезни.

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

37.

Здоровый браз жизни

1

0

0


Устный опрос;

38.

Как устроены и работают наши органы чувств 

1

0

0


Устный опрос;

39.

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

1

1

0


Контрольная работа;

40.

Наши проекты «Школа кулинаров»

1

0

1


Практическая работа;

41.

Огонь, вода и газ.

1

0

0


Устный опрос;

42.

Чтобы путь был счастливым.

1

0

0


Устный опрос;

43.

Дорожные знаки.

1

0

0


Тестирование;

44.

 Опасные места. Природа и наша безопасность.

1

0

0


Устный опрос;

45.

Экологическая безопасность

1

0

0


Устный опрос;

46.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

1

1

0


Контрольная работа;

47.

Для чего нужна экономика.

1

0

0


Письменный контроль;

48.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

0

0


Устный опрос;

49.

Полезные ископаемые.

1

0

0


Устный опрос;

50.

Растениеводство

1

0

0


Устный опрос;
Тестирование;

51.

Растениеводство

1

0

0


Устный опрос;

52.

Животноводство

1

0

0


Устный опрос;

53.

Животноводство

1

0

0


Устный опрос;

54.

Какая бывает промышленность.

1

0

0


Устный опрос;

55.

Что такое деньги?

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

56.

Государственный  бюджет. Семейный бюджет.

1

0

0


Устный опрос;
Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

57.

Экономика и экология. Экологическая катастрофа.

1

0

0


Устный опрос;

58.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

1

0


Контрольная работа;

59.

Золотое кольцо России

1

0

0


Устный опрос;

60.

Наши ближайшие соседи.

1

0

0


Устный опрос;

61.

На севере Европы.

1

0

0


Устный опрос;
Тестирование;

62.

Что такое Бенилюкс?

1

0

0


Устный опрос;

63.

В центре Европы

1

0

0


Устный опрос;
Тестирование;

64.

По Франции и Великобритании.

1

0

0


Устный опрос;

65.

На юге Европы.

1

0

0


Устный опрос;

66.

Всемирное наследие

1

0

0


Устный опрос;

67.

Итоговый тест за 3 класс.

1

1

0


Тестирование;

68.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по  городам и странам».

1

0

1


Устный опрос;
Письменный контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

4

 













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс (Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьева А. Е.)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://infourok.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1941537.html
https://pedsovet.su/load/241-1-0-18039
https://infourok.ru/eor_i_cor_po_obschestvoznaniyu-400402.htm

https://catalog.prosv.ru/attachment/f9939401-b298-11e0-9fda-001018890642.pdf
https://infourok.ru/pourochnie-razrabotki-po-kursu-okruzhayuschiy-mir-klass-k-umk-apleshakova-3121603.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/03/14/pourochnye-plany-okruzhayushchiy-mir-3-klass-shkola
www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista».
www.mail.ru — бесплатная почтовая система.
www.ed.gov.ni — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
www.rfh.ni — Российский гуманитарный научный фонд.
www.int-edu.ni — сайт Института новых технологий.
www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.
http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.
http://www.mccme.ru —сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.kinder.ru/default.htm —интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты».
http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск».
http://education.recom.ru — журнал «Образование и общество».
http://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php — журнал «Вестник образования».
http://www.viofio.ru/vio_site/default.htm — журнал «Вопросы Интернет-образования».
http://www.courier.com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».
http://www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный журнал «Почитайка».
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др.
http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко».
http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок.
http://www.vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://www.freepuzzles.com — сайт, содержащий математические головоломки.
http://www.library.thinkquest.org — сайт об оригами для детей и родителей.
http://playroom.com.ru — детская игровая комната.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компакт-диск «Окружающий мир 3 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ.)
Компакт-диск «Детская энциклопедия о животных»

Компакт-диск «Живая планета»
Компакт-диск «Живая природа (для 1,2,3 кл.)
Комплект таблиц по окружающему миру для 1-4кл. Растения.Животные 20 таблиц (формат А2)
Модель-аппликация «Природные зоны» (ламинированная)
Мультимедийный проектор, компьютер

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Детская справочная литература: справочники, атлас-определитель «От земли до неба»; «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» - книги для учащихся начальной школы; энциклопедии об окружающем мире

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)