СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»  разработана в соответствии с нормативно-правовыми и   инструктивно – методическими документами:

  • Авторской программы «Окружающий мир 1 - 4 классы» / Автор: Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
  • Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
  • Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ               №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
  • Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2018-2019 учебный год (Приказ № О-64/3 от __.08.2018)
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная

школа №18 пос. РАОС

140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС

____________Постнова Н.В.

«31» августа 2018 г.







Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

(базовый уровень)

3 класс







Составитель:

Рыбнова Светлана Михайловна

учитель высшей категории





2018 год

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:

  • Авторской программы «Окружающий мир 1 - 4 классы» / Автор: Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

  • Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС

  • Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)

  • Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2018-2019 учебный год (Приказ № О-64/3 от __.08.2018)

  • Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

«Окружающий мир» 3 класс

к концу 3 класса учащиеся научатся:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.



учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; – осознавать ценность природы и необходимость нести

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе.



Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

проекты

экскурсии

провер. работы

практ. работы

1

Как устроен мир

6

1

1

1 (тест)


2

Эта удивительная природа

18

1

1

1

6

3

Мы и наше здоровье

10

1


1 тест, 1 пр. раб.

3

4

Наша безопасность

7

1

1

1


5

Чему учит экономика

12

1


1

3

6

Путешествие по городам и странам

15

1


1 пр. раб, 1 тест



Итого

68

6

3

8

11




Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека


Формы организации учебных занятий

  1. Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков; экскурсии; виртуальные экскурсии; практические работы; проектная деятельность

  2. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Основные виды учебной деятельности
Работа с учебником; работа в тетради с печатной основой; работа в тетради «Тесты»; наблюдение; проблемный вопрос; эвристическая беседа; сократическая беседа; демократическая беседа; опыт; эксперимент; моделирование; упражнение; ЭОР.


Календарно – тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.


Название темы/урока

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

Как устроен мир (7 ч.)

1

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа. Ценность природы для людей

04.09.18


2

Человек

06.09.19


3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

11.09.18


4

Общество

13.09.18


5

Что такое экология

18.09.18


6

Природа в опасности! Охрана природы

20.09.18


7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа

25.09.18



Эта удивительная природа (19 ч.)

8

Тела, вещества, частицы. Практическая работа.

27.09.18


9

Разнообразие веществ. Практическая работа.

02.10.18


10

Воздух и его охрана. Практическая работа.

04.10.18


11

Вода. Практическая работа.

09.10.18


12

Превращение и круговорот воды

11.10.18


13

Берегите воду!

16.10.18


14

Что такое почва. Практическая работа.

18.10.18


15

Разнообразие растений

23.10.18


16

Солнце, растения и мы с вами

25.10.18


17

Размножение и развитие растений. Практическая работа.

30.10.18


18

Охрана растений

13.11.18


19

Разнообразие животных

15.11.18


20

Кто что ест

20.11.18


21

Наши проекты «Разнообразие родного края»

22.11.18


22

Размножение и развитие животных

27.11.18


23

Охрана животных

29.11.18


24

Царство грибов

04.12.18


25

Великий круговорот жизни. Виртуальная экскурсия.

06.12.18


26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа

11.12.18


Мы и наше здоровье (10ч)

27

Организм человека. Практическая работа.

13.12.18


28

Органы чувств

18.12.18


29

Надёжная защита организма. Практическая работа.

20.12.18


30

Опора тела и движения

25.12.18


31

Наше питание. Практическая работа.

27.12.18


32

Наши проекты «Школа кулинаров»

10.01.19


33

Дыхание и кровообращение

15.01.19


34

Умей предупреждать болезни

17.01.19


35

Здоровый образ жизни

22.01.19


36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа

24.01.19


Наша безопасность ( 8 ч.)

37

Огонь, вода и газ

29.01.19


38

Чтобы путь был счастливым

31.01.19


39

Дорожные знаки

05.02.19


40

Наши проекты: «Кто нас защищает»

07.02.19


41

Опасные места

12.02.19


42

Природа и наша безопасность. Виртуальная экскурсия.

14.02.19


43

Экологическая безопасность. Практическая работа.

19.02.19


44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа

21.02.19


Чему учит экономика (12 ч.)

45

Для чего нужна экономика

26.02.19


46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

28.02.19


47

Полезные ископаемые. Практическая работа.

05.03.19


48

Растениеводство. Практическая работа.

07.03.19


49

Животноводство

12.03.19


50

Какая бывает промышленность

14.03.19


51

Наши проекты: «Экономика родного края»

19.03.19


52

Что такое деньги. Практическая работа.

21.03.19


53

Государственный бюджет

02.04.19


54

Семейный бюджет

04.04.19


55

Экономика и экология

09.04.19


56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

11.04.19


Путешествие по городам и странам (12 ч.)

57

Золотое кольцо России

16.04.19


58

Золотое кольцо России

18.04.19


59

Золотое кольцо России

23.04.19


60

Наши проекты: «Музей путешествий»

25.04.19


61

Наши ближайшие соседи

30.04.19


62

На севере Европы

07.05.19


63

Что такое Бенилюкс

14.05.19


64

В центре Европы

16.05.19


65

По Франции и Великобритании

21.05.19


66

На юге Европы

23.05.19


67

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

28.05.19


68

По знаменитым местам мира

30.05.19



ИТОГО:

68 часов







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ ООШ №18 пос. РАОС

_____________/Волкова С.В./

«30» августа 2018 года

11