Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №18 пос. РАОС
140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС ____________Постнова Н.В. «31» августа 2018 г. |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
(базовый уровень)
3 класс
Составитель:
Рыбнова Светлана Михайловна
учитель высшей категории

2018 год
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Авторской программы «Окружающий мир 1 - 4 классы» / Автор: Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2018-2019 учебный год (Приказ № О-64/3 от __.08.2018)
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
«Окружающий мир» 3 класс
к концу 3 класса учащиеся научатся:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
учащиеся получат возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; – осознавать ценность природы и необходимость нести
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
проекты | экскурсии | провер. работы | практ. работы |
1 | Как устроен мир | 6 | 1 | 1 | 1 (тест) | |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 1 | 1 | 1 | 6 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | | 1 тест, 1 пр. раб. | 3 |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 12 | 1 | | 1 | 3 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 1 | | 1 пр. раб, 1 тест | |
| Итого | 68 | 6 | 3 | 8 | 11 |
Как устроен мир (6 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Формы организации учебных занятий
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков; экскурсии; виртуальные экскурсии; практические работы; проектная деятельность
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Основные виды учебной деятельности
Работа с учебником; работа в тетради с печатной основой; работа в тетради «Тесты»; наблюдение; проблемный вопрос; эвристическая беседа; сократическая беседа; демократическая беседа; опыт; эксперимент; моделирование; упражнение; ЭОР.
Календарно – тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.
№ | Название темы/урока | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
Как устроен мир (7 ч.) |
1 | Экскурсия: Что нас окружает? Природа. Ценность природы для людей | 04.09.18 | |
2 | Человек | 06.09.19 | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 11.09.18 | |
4 | Общество | 13.09.18 | |
5 | Что такое экология | 18.09.18 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 20.09.18 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | 25.09.18 | |
Эта удивительная природа (19 ч.) |
8 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа. | 27.09.18 | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа. | 02.10.18 | |
10 | Воздух и его охрана. Практическая работа. | 04.10.18 | |
11 | Вода. Практическая работа. | 09.10.18 | |
12 | Превращение и круговорот воды | 11.10.18 | |
13 | Берегите воду! | 16.10.18 | |
14 | Что такое почва. Практическая работа. | 18.10.18 | |
15 | Разнообразие растений | 23.10.18 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 25.10.18 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа. | 30.10.18 | |
18 | Охрана растений | 13.11.18 | |
19 | Разнообразие животных | 15.11.18 | |
20 | Кто что ест | 20.11.18 | |
21 | Наши проекты «Разнообразие родного края» | 22.11.18 | |
22 | Размножение и развитие животных | 27.11.18 | |
23 | Охрана животных | 29.11.18 | |
24 | Царство грибов | 04.12.18 | |
25 | Великий круговорот жизни. Виртуальная экскурсия. | 06.12.18 | |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа | 11.12.18 | |
Мы и наше здоровье (10ч) |
27 | Организм человека. Практическая работа. | 13.12.18 | |
28 | Органы чувств | 18.12.18 | |
29 | Надёжная защита организма. Практическая работа. | 20.12.18 | |
30 | Опора тела и движения | 25.12.18 | |
31 | Наше питание. Практическая работа. | 27.12.18 | |
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» | 10.01.19 | |
33 | Дыхание и кровообращение | 15.01.19 | |
34 | Умей предупреждать болезни | 17.01.19 | |
35 | Здоровый образ жизни | 22.01.19 | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа | 24.01.19 | |
Наша безопасность ( 8 ч.) |
37 | Огонь, вода и газ | 29.01.19 | |
38 | Чтобы путь был счастливым | 31.01.19 | |
39 | Дорожные знаки | 05.02.19 | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 07.02.19 | |
41 | Опасные места | 12.02.19 | |
42 | Природа и наша безопасность. Виртуальная экскурсия. | 14.02.19 | |
43 | Экологическая безопасность. Практическая работа. | 19.02.19 | |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа | 21.02.19 | |
Чему учит экономика (12 ч.) |
45 | Для чего нужна экономика | 26.02.19 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 28.02.19 | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа. | 05.03.19 | |
48 | Растениеводство. Практическая работа. | 07.03.19 | |
49 | Животноводство | 12.03.19 | |
50 | Какая бывает промышленность | 14.03.19 | |
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 19.03.19 | |
52 | Что такое деньги. Практическая работа. | 21.03.19 | |
53 | Государственный бюджет | 02.04.19 | |
54 | Семейный бюджет | 04.04.19 | |
55 | Экономика и экология | 09.04.19 | |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 11.04.19 | |
Путешествие по городам и странам (12 ч.) |
57 | Золотое кольцо России | 16.04.19 | |
58 | Золотое кольцо России | 18.04.19 | |
59 | Золотое кольцо России | 23.04.19 | |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 25.04.19 | |
61 | Наши ближайшие соседи | 30.04.19 | |
62 | На севере Европы | 07.05.19 | |
63 | Что такое Бенилюкс | 14.05.19 | |
64 | В центре Европы | 16.05.19 | |
65 | По Франции и Великобритании | 21.05.19 | |
66 | На юге Европы | 23.05.19 | |
67 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 28.05.19 | |
68 | По знаменитым местам мира | 30.05.19 | |
| ИТОГО: | 68 часов | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ ООШ №18 пос. РАОС
_____________/Волкова С.В./
«30» августа 2018 года
11