СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Окружающий
мир
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс - 3 «Г» Количество часов в год – 68
Учитель: Миронович С.Я. Категория – первая Стаж работы – 31 года
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по окружающему миру, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником А.А.Плешаков «Окружающий мир» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2018 года Рук. центра: Нечаева Л.В.
| Одобрена МС «____» сентября 2018 года Зам.директора по НМР: Гармаева Л.А. Зам.директора по УВР: Жалсанова Н.К. |
«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2018____________
«____» ноября 2018____________
«____» января 2019 _________
«____» апреля 2019 _________
I. Планируемые результаты
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
II.Содержание тем учебного курса
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД
Урок: - проблемная ситуация; - диалог; - взаимообучения; - свободный урок; - урок разновозрастного сотрудничества и т.д. | Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач |
Учебное занятие
| Место различных групповых и индивидуальных практик |
Консультативное занятие | Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу |
Творческая мастерская
| Для организации навыков творческой коллективной деятельности |
Конференция, семинар | Форма подведения итогов творческой деятельности |
Индивидуальное занятие
| Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов |
Внеучебные формы
| Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. |
III.Тематическое планирование по окружающему миру
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема раздела | количество часов |
1 | Как устроен мир | 6ч. |
2 | Эта удивительная природа | 18ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч. |
4 | Наша безопасность | 7ч. |
5 | Чему учит экономика | 12 ч. |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 ч. |
Тематическое планирование по окружающему миру
3 класс (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведе- ния
| Содержания темы | Вид деятельности учащихся (УУД) | ||
|
|
| план | факт |
|
| |
I четверть | |||||||
Как устроен мир (6 часов) | |||||||
1 | Природа (экскурсия). Живая и неживая природа | 1ч. |
|
| Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника , извлекать из него необходимую информацию; сравнить объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задания к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
2 | Человек. . | 1ч. |
|
| Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
3 |
Наши проекты: «Богатства, отданные людям». |
1ч. |
|
|
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта ученики учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал(фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации(фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы | |
4 | Общество.
| 1ч. |
|
| Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
5 | Что такое экология.
| 1ч. |
|
| Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой , обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
6 | Природа в опасности!
| 1ч. |
|
| Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская королева, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
Эта удивительная природа (18 часов) | |||||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1ч. |
|
| Знакомство с целями и задами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предложения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а так же расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
8 | Разнообразие веществ. | 1ч. |
|
| Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
9 | Воздух и его охрана. | 1ч. |
|
| Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
10 | Вода. . | 1ч. |
|
| Вода как вещество. Знание воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради); работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
11 | Превращения и круговорот воды. | 1ч. |
|
| Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предложения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
12 | Берегите воду!
| 1ч. |
|
| Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
13 | Как разрушаются камни. | 1ч. |
|
| Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о причинах горных разрушения пород в природе; Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
14 | Что такое почва. | 1ч. |
|
| Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения о том, почему почва плодородна; анализировать схему связей почвы и растения; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
15 | Разнообразие растений.
| 1ч. |
|
| Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны; работать в группе: классифицировать растения, определять растения с помощью атласа определителя, осуществлять взаимопроверку; подготавливать сообщение об одном из видов растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1ч. |
|
| Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
17 | Размножение и развитие растений. | 1ч. |
|
| Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для растения и их распространения; Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развитии растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
18 | Охрана растений. | 1ч. |
|
| Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; Оформлять памятку «Берегите растения»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
19 | Разнообразие животных | 1ч. |
|
| Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Виды животных. Зоология – наука о животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1 – 2 классах; Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; Приводить примеры животных разных групп; С помощью атласа-определителя «от земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определённой группе; Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
20 | Кто что ест?
| 1ч. |
|
| Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; Анализировать схемы цепей питания; Характеризовать защитные приспособления растений и животных; Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках; Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1ч. |
|
| Размножение и развитие животных разных групп | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; Моделировать стадии размножения животных разных групп; Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; Обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; Работать с терминологическим словариком; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
22 | Охрана животных.
| 1ч. |
|
| Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1 – 2 классах; Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; Обсуждать меры по охране животных; Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в красную книгу, которые не изучали ранее; Создать книжку-малышку «Берегите животных»; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
23 | В царстве грибов | 1ч. |
|
| Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. лишайники | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
24 | Великий круговорот жизни. | 1ч |
|
| Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-разрушители, организмы-потребители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||||||
25 | Организм человека. | 1ч. |
|
| Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятия об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; Характеризовать системы органов человека; обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
26 | Органы чувств. | 1ч. |
|
| Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
27 | Надежная защита организма. | 1ч. |
|
| Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; Подготовить рассказ об уходе за кожей; Работать с терминологическим словариком; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
28 | Опора тела и движения. | 1ч. |
|
| Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; Следить за правильной осанкой на уроке и вне его; Выполнять физкультминутки; Работать с терминологическим словариком; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1ч. |
|
| Питательные вещества, необходимые организму, продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; Моделировать строение пищеварительной системы; Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; Обсуждать правила рационального питания; Составлять меню здорового питания; Работать с терминологическим словариком; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» | |
30 | Дыхание и кровообращение | 1ч. |
|
| Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; Характеризовать строение дыхательной системы; Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; Моделировать строение кровеносной системы; Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; Работать с терминологическим словариком; Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
31 | Умей предупреждать болезни. | 1ч. |
|
| Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; Формулировать правила закаливания; Составлять памятку по закаливанию; Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; Работать с терминологическим словариком; Регулярно проводить закаливание своего организма; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
32 | Здоровый образ жизни. | 1ч. |
|
| Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; Работать с терминологическим словариком; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1ч. |
|
| Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выполнять тесты с выбором ответа; Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1ч. |
|
| Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; Обсуждать выступление учащихся; Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |
Наша безопасность (7 часов) | |||||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1ч. |
|
| Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 – 2 классах; Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей Работать с терминологическим словариком Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1ч. |
|
| Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде на автомобиле, общественном транспорте | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильно поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; . | |
37 | Дорожные знаки (викторина). | 1ч. |
|
| Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 кл.; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; . | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | 1ч |
|
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: -находить в интернете и др. источниках информации сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; -интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов; -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |
39 | Опасные места. | 1ч. |
|
| Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, парке, в лесу, на обледеневших поверхностях | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать ранее полученные знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
40 | Природа и наша безопасность.
| 1ч. |
|
| Опасности природного характера (гроза, ядовитые грибы, змеи, собаки, кошки) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах; характеризовать правила гигиены при обращении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; . | |
41 | Экологическая безопасность.
| 1ч. |
|
| Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практич. работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
Чему учит экономика (12 часов) | |||||||
42 | Для чего нужна экономика.
| 1ч. |
|
| Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги, приводить примеры; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1ч. |
|
| Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: раскрывать роль профессий родителей в экономике; . формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
44 | Полезные ископаемые.
| 1ч |
|
| Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 кл.; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя; выявлять, при производстве каких товаров применяют изучаемые полезные ископаемые; Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; . | |
45 | Растениеводство | 1ч. |
|
| Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем с/х растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; выявлять связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты растениеводства исследуются в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
46 | Животноводство | 1ч. |
|
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние с/х животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних с/х животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных; классифицировать домашних с/х животных; характеризовать роль разведения с/х животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
47 | Какая бывает промышлен- ность.
| 1ч. |
|
| Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
48 | В/д Проект «Экономика родного края». | 1ч. |
|
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать информацию об экономике своего края, (города); -оформлять собранные материалы в виде фото - выставки, стенгазеты, альбома и т.д.; -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |
49 | Что такое деньги. | 1ч. |
|
| Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена товарами (бартер, купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; | |
50 |
Государствен- ный бюджет. . |
1ч. |
|
|
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
51 | Семейный бюджет. | 1ч. |
|
| Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важными; моделировать семейный бюджет; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
52-53 | Экономика и экология.
| 2ч. |
|
| Положительное и отрицательное воздействие экономки на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь м/у экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
Путешествия по городам и странам (15 часов) | |||||||
54-56 | Золотое кольцо России. . | 3ч. |
|
| Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы по викторине по Золотому кольцу; с помощью интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
57 | Проект «Музей путешествий». | 1ч. |
|
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); -оформлять экспозицию музея; готовить сообщения; -презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | |
58 | Наши ближайшие соседи.
| 1ч. |
|
| Государства, граничащие с Россией, их столицы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
59 | На севере Европы. | 1ч. |
|
| Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; соотносить государства и их флаги; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
60 | Что такое Бенилюкс. | 1ч. |
|
| Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксенбурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
61 | В центре Европы. | 1ч. |
|
| Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Франции; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1ч |
|
| Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, символы, достопримечательности, знаменитые люди | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Франции; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты о Франции; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобрита- ния). | 1ч. |
|
| Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, символы, достопримечательности, знаменитые люди | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Великобритании; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
64 | На юге Европы. | 1ч. |
|
| Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
65 | По знаменитым местам мира.
| 1ч. |
|
| Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносит памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. |
1ч |
|
|
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |
67-68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 2ч. |
|
| Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными сообщениями; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения др. учащихся. |