СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»





Окружающий

мир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ

«Утверждаю»

Директор школы № 7

Очирова С.Х. _____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Класс - 3 «Г» Количество часов в год – 68

Учитель: Миронович С.Я. Категория – первая Стаж работы – 31 года


Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по окружающему миру, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником А.А.Плешаков «Окружающий мир» и учебно-методической литературой.


Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2018 года Рук. центра: Нечаева Л.В.


Одобрена МС «____» сентября 2018 года

Зам.директора по НМР: Гармаева Л.А.

Зам.директора по УВР: Жалсанова Н.К.

«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2018____________

«____» ноября 2018____________

«____» января 2019 _________

«____» апреля 2019 _________

I. Планируемые результаты

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

раскрывать роль экономики в нашей жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

понимать, как ведётся хозяйство семьи;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

II.Содержание тем учебного курса

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.


Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД


Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучения;

- свободный урок;

- урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие


Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к

педагогу

Творческая мастерская


Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Индивидуальное занятие


Форма организации деятельности по построению индивидуальных

образовательных маршрутов

Внеучебные формы


Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.


III.Тематическое планирование по окружающему миру

3 класс (68 часов)

п/п

Тема раздела

количество часов

1

Как устроен мир

6ч.

2

Эта удивительная природа

18ч

3

Мы и наше здоровье

10 ч.

4

Наша безопасность

7ч.

5

Чему учит экономика

12 ч.

6

Путешествия по городам и странам

15 ч.




Тематическое планирование по окружающему миру

3 класс (68 часов)


Тема

Кол-во часов

Дата проведе-

ния


Содержания темы

Вид деятельности учащихся (УУД)




план


факт




I четверть

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа

(экскурсия).

Живая и неживая природа

1ч.



Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

работать в паре: анализировать текст учебника , извлекать из него необходимую информацию; сравнить объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задания к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Человек.

.

1ч.



Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать как возникают богатства внутреннего мира человека;

моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



3



Наши проекты: «Богатства, отданные людям».



1ч.





Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы



В ходе выполнения проекта ученики учатся:

определять цель проекта;

распределять обязанности по проекту в группах;

собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

подбирать иллюстративный материал(фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации(фотографии, рисунки), оформлять стенд;

презентовать проект;

оценивать результаты работы

4

Общество.

1ч.



Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества;

обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

сопоставлять формы правления в государствах мира;

работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации;

описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Что такое экология.

1ч.



Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать текст учебника с целью

обнаружения взаимосвязей в природе, между природой человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой , обсуждать и оцени­вать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

Природа в опасности!

1ч.



Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская королева, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Эта удивительная природа (18 часов)

7

Тела, вещества, частицы.

1ч.



Знакомство с целями и задами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предложения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений;

различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а так же расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Разнообразие веществ.

1ч.



Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

Воздух и его охрана.

1ч.



Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

Вода.

.

1ч.



Вода как вещество. Знание воды для жизни на Земле. Свойства воды.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради);

работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени­вать достижения на уроке.

11

Превращения и круговорот воды.

1ч.



Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предложения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12

Берегите воду!


1ч.



Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста;

рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13

Как разрушаются камни.

1ч.



Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о причинах горных разрушения пород в природе; Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14

Что такое почва.

1ч.



Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения о том, почему почва плодородна; анализировать схему связей почвы и растения; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15

Разнообразие растений.

1ч.



Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны; работать в группе: классифицировать растения, определять растения с помощью атласа определителя, осуществлять взаимопроверку; подготавливать сообщение об одном из видов растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16

Солнце, растения и мы с вами.

1ч.



Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

Размножение и развитие растений.

1ч.



Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для растения и их распространения;

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

характеризовать с помощью схем стадии развитии растения из семени;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18

Охрана растений.

1ч.



Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

Оформлять памятку «Берегите растения»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19

Разнообразие животных

1ч.



Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Виды животных. Зоология – наука о животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1 – 2 классах;

Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

Приводить примеры животных разных групп;

С помощью атласа-определителя «от земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определённой группе;

Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20

Кто что ест?

1ч.



Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания;

Анализировать схемы цепей питания;

Характеризовать защитные приспособления растений и животных;

Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках;

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21

Размножение и развитие животных.

1ч.



Размножение и развитие животных разных групп

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения;

Моделировать стадии размножения животных разных групп;

Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

Обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Охрана животных.

1ч.



Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1 – 2 классах;

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

Обсуждать меры по охране животных;

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в красную книгу, которые не изучали ранее;

Создать книжку-малышку «Берегите животных»;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

В царстве грибов

1ч.



Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. лишайники

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов;

с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

моделировать различие грибов-двойников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

Великий круговорот жизни.



Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-разрушители, организмы-потребители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Мы и наше здоровье (10 часов)

25

Организм человека.

1ч.



Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятия об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

Характеризовать системы органов человека;

обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Органы чувств.

1ч.



Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

формулировать правила гигиены органов чувств;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Надежная защита организма.

1ч.



Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи;

Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

Подготовить рассказ об уходе за кожей;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Опора тела и движения.

1ч.



Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

Следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

Выполнять физкультминутки;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1ч.



Питательные вещества, необходимые организму, продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

Моделировать строение пищеварительной системы;

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

Обсуждать правила рационального питания;

Составлять меню здорового питания;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

30

Дыхание и кровообращение

1ч.



Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

Характеризовать строение дыхательной системы;

Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

Моделировать строение кровеносной системы;

Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

Работать с терминологическим словариком;

Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Умей предупреждать болезни.

1ч.



Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания;

Формулировать правила закаливания;

Составлять памятку по закаливанию;

Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

Работать с терминологическим словариком;

Регулярно проводить закаливание своего организма;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Здоровый образ жизни.

1ч.



Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

Работать с терминологическим словариком;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1ч.



Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выполнять тесты с выбором ответа;

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1ч.



Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

Обсуждать выступление учащихся;

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Наша безопасность (7 часов)

35

Огонь, вода и газ.

1ч.



Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 – 2 классах;

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа

Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей

Работать с терминологическим словариком

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Чтобы путь был счастливым.

1ч.



Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде на автомобиле, общественном транспорте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильно поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

.

37

Дорожные знаки (викторина).

1ч.



Дорожные знаки.

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 кл.; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; .

38

Проект «Кто нас защищает».



Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-находить в интернете и др. источниках информации сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

-интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов;

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39

Опасные места.

1ч.



Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, парке, в лесу, на обледеневших поверхностях

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать ранее полученные знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

40

Природа и наша безопасность.

1ч.



Опасности природного характера (гроза, ядовитые грибы, змеи, собаки, кошки)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах; характеризовать правила гигиены при обращении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; .

41

Экологическая безопасность.


1ч.



Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практич. работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

Чему учит экономика (12 часов)

42

Для чего нужна экономика.

1ч.



Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги, приводить примеры; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

43

Природные богатства и труд людей — основа экономики.

1ч.



Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: раскрывать роль профессий родителей в экономике; . формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

44

Полезные ископаемые.



Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 кл.; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя; выявлять, при производстве каких товаров применяют изучаемые полезные ископаемые; Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; .

45

Растениеводство

1ч.



Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем с/х растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; выявлять связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты растениеводства исследуются в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

46

Животноводство

1ч.



Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние с/х животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних с/х животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных; классифицировать домашних с/х животных; характеризовать роль разведения с/х животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

47

Какая бывает промышлен-

ность.


1ч.



Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;

48

В/д Проект «Экономика родного края».

1ч.



Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-собирать информацию об экономике своего края, (города);

-оформлять собранные материалы в виде фото - выставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

Что такое деньги.

1ч.



Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена товарами (бартер, купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ;



50


Государствен-

ный бюджет.

.


1ч.




Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Семейный бюджет.

1ч.



Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важными; моделировать семейный бюджет; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52-53

Экономика и экология.

2ч.



Положительное и отрицательное воздействие экономки на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь м/у экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествия по городам и странам (15 часов)

54-56

Золотое кольцо России.

.

3ч.



Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы по викторине по Золотому кольцу; с помощью интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57

Проект «Музей путешествий».

1ч.



Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

-оформлять экспозицию музея; готовить сообщения;

-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

58

Наши ближайшие соседи.


1ч.



Государства, граничащие с Россией, их столицы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59

На севере Европы.

1ч.



Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; соотносить государства и их флаги; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

60

Что такое Бенилюкс.

1ч.



Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксенбурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

В центре Европы.

1ч.



Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Франции; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

По Франции и Великобритании (Франция).



Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, символы, достопримечательности, знаменитые люди

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Франции; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты о Франции;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

По Франции и Великобритании (Великобрита-

ния).

1ч.



Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, символы, достопримечательности, знаменитые люди

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы для викторины о Великобритании; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

На юге Европы.

1ч.



Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; в доп. литературе и Интернете найти интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

65

По знаменитым местам мира.

1ч.



Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносит памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


66


Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.





Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67-68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

2ч.



Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения др. учащихся.