СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по " Окружающему миру" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогромма по "Окружающему миру" 3 класс. УМК "Школа России. Автор Плешаков А. А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по " Окружающему миру" 3 класс»

Приложение к ООП НОО на 2019-2020 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 2 г. Сальска



Рассмотрена на заседании

методического объединения

учителей начальных классов МБОУ гимназии №2 г. Сальска.

Руководитель МО

_________ / Дудка Н.Н./

Протокол №1 от 28.08.2019

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Педагогическим советом МБОУ гимназии №2 г. Сальска.

Протокол №1 от 29.08.2019г

.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

гимназии №2 г. Сальска

________ /Ольховская Н.В./

приказ № 222 от 29.08.2019г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 3 «А» класса





учитель Коновалова Л.Е.,

категория высшая

Предмет окружающий мир

Класс 3 «А» МО начальных классов

учебный год 2019-2020







г. Сальск

2019 г.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 3 «А» класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. ( с изменениями и дополнениями)

2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373) ( с изменениями и дополнениями)

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).


4. Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир».- М : Просвещение, 2018.

5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №2 г. Сальска на 2016-2020 учебные годы с изменениями на 2019-2020 уч. год (Приказ №222 от 29.08.2019 г.)


6. Положение о рабочей программе МБОУ гимназии № 2 г. Сальска.

7. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 2 г.Сальска.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Школа России»

Состав УМК:

Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник для 3 класса в 2 ч. М.: Просвещение. 2014, 2015, 2018.

Цели и задачи учебного предмета


Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 3 «Б» классе являются формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.


Основными задачами обучения предмету «Окружающий мир» в 3 «Б» классе являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.





Место предмета в учебном плане


В учебном плане МБОУ гимназии №2 г. Сальска на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 «А» классе выделено 2 часа в неделю, всего 69 часов в год. Программа будет реализована в полном объёме.


Общая характеристика предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.


  1. Содержание учебного предмета (69 часов)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

13


Итого

69 часов


Как устроен мир (7 ч.)

  • Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при­роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.

  • Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

  • Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

  • Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.


Эта удивительная природа (19 ч.)

  • Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

  • Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источнику загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

  • Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

  • Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея­тельности людей. Охрана почвы.

  • Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. растения из Красной книги России. Охрана растений.

  • Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­смыкающиеся, птицы, звери и др.)

  • Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

  • Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

  • Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, орга- низмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

  • Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук­тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10 ч.)

  • Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

  • Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожо­гах, обмораживании.

  • Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

  • Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

  • Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

  • Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду­преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

  • Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (8 ч.)

  • Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово­да, утечке газа.

  • Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело­сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещаю­щие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

  • Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй­площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоем - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное яв­ление природы. Как вести себя во время грозы.

  • Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

  • Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен­ной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

  • Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.



Чему учит экономика (12 ч.)

  • Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

  • Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

  • Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

  • Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

  • Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Зара­ботная плата.

  • Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государстве тратит деньги.

  • Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйствен­ной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофа Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

  • Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растения­ми. Знакомство с различными монетами.


Путешествие по городам и странам (13 ч.)

  • Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на­стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

  • Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

  • Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

  • Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

  • Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.



Основные виды учебной деятельности:

Особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).



Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты УУД

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Система оценки планируемых результатов.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Критерии оценивания планируемых результатов связаны с качественными уровнями успешности:

  1. Базовый уровень – освоение учебных действий с опорной системой знаний и правильное выполнение учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале (осознанное восприятие и запоминание, применение знаний в сходной ситуации).

  2. Повышенный уровень  – усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями (действие в новой непривычной ситуации; использование новых знаний, в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний; продуктивная деятельность на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные способы действий).  

Система оценки предусматривает использование традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При этом достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)



  1. Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

3 «А» класс

1 четверть

Как устроен мир (7 ч.)

1.

Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия.

1

03.09

2.

Человек.

1

05.09

3.

Богатства, отданные людям.

1

10.09

4.

Общество.

1

12.09

5.

Что такое экология.

1

17.09

6.

Природа в опасности! Охрана природы.

1

19.09

7.

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

1

24.09

Эта удивительная природа (19 ч.)

8.

Тела, вещества, частицы.

1

26.09

9.

Разнообразие веществ.

1

01.10

10.

Воздух и его охрана. «Охрана воздуха»

1

03.10

11.

Вода.

1

08.10

12.

Превращения и круговорот воды.

1

10.10

13.

Берегите воду! Тест «Берегите воду»

1

15.10

14.

Что такое почва.

1

17.10

15.

Разнообразие растений.

1

22.10

16.

Солнце, растения, и мы с вами. Экскурсия.

1

24.10


2 четверть




17.

Размножение и развитие растений.

1

05.11

18.

Охрана растений. Тест «Разнообразие и жизнь растений»

1

07.11

19.

Разнообразие животных.

1

12.11

20.

Кто что ест.

1

14.11

21.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

19.11

22.

Размножение и развитие животных.

1

21.11

23.

Охрана животных. Тест «Разнообразие и жизнь животных»

1

26.11

24.

В царстве грибов.

1

28.11

25.

Великий круговорот жизни.

1

03.12

26.

Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа».

1

05.12

Мы и наше здоровье (10 ч.)

27.

Организм человека.

1

10.12

28.

Органы чувств.

1

12.12

29.

Надёжная защита организма.

1

17.12

30.

Опора тела и движение. Тест «Опорно-двигательная система»

1

19.12

31.

Наше питание.

1

24.12

32.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

26.12


3 четверть




33.

Дыхание и кровообращение.

1

09.01

34.

Умей предупреждать болезни.

1

14.01

35.

Здоровый образ жизни.


1

16.01

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье».

1

21.01

Наша безопасность (8 ч.)

37.

Огонь, вода и газ. «Огонь, вода, газ»

1

23.01

38

Чтобы путь был счастливым.

1

28.01

39.

Дорожные знаки. Тест «Правила поведения на дорогах»

1

30.01

40.

Наши проекты: «Кто нас защищает».

1

04.02

41.

Опасные места.

1

06.02

42.

Природа и наша безопасность.

1

11.02

43.

Экологическая безопасность.

1

13.02

44.

Проверочная работа по теме «Наша безопасность».

1

18.02

Чему учит экономика (12 ч.)

45.

Для чего нужна экономика.

1

20.02

46.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

25.02

47.

Полезные ископаемые.

1

27.02

48.

Растениеводство.

1

03.03

49.

Животноводство.

1

05.03

50.

Какая бывает промышленность.

1

10.03

51.

Административный тест.

1

12.03

52.

Что такое деньги.

1

17.03

53.

Государственный бюджет.

1

19.03


4 четверть




54.

Семейный бюджет. «Деньги. Бюджет»

1

31.03

55.

Экономика и экология.

1

02.04

56.

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

1

07.04

Путешествие по городам и странам (11 ч.)

57.

Золотое кольцо России. Знакомство.

1

09.04

58.

Золотое кольцо России. Продолжение.

1

14.04

59.

Золотое кольцо России. Обобщение.

1

16.04

60.

Наши проекты: «Музей путешествий»

1

21.04

61.

Наши ближайшие соседи.

1

23.04

62.

На севере Европы. Ближайшие соседи Европы.

1

28.04

63.

Что такое Бенилюкс.

1

30.04

64.

В центре и на юге Европы.

1

05.05

65.

По Франции и Великобритании.

1

07.05

66.

По знаменитым местам мира.

1

12.05

67.

Итоговая контрольная работа.

1

14.05

68

Работа над ошибками.

1

19.05

69

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

1

21.05


За год: экскурсий – 2 проверочных работ – 5 проектов – 4 тестов – 6 к/р - 1


V. Система оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС НОО основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Достижение личностных результатов образовательной деятельности обучающихся не подлежит итоговой оценке. Оценка предметных и метапредметных результатов осуществляется на основе Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 2 г.Сальска.



Критерии и нормы оценок обучающихся по окружающему миру

В соответствии с требованиями ФГОС НОО основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. Достижение личностных результатов образовательной деятельности обучающихся не подлежит итоговой оценке. Оценка предметных и метапредметных результатов осуществляется на основе Положения об организации контроля за уровнем освоения обучающимися 2 – 11 классов образовательных программ Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2 г. Сальска.



Оценка «5» ставится обучающемуся, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.


Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.


Оценка «3» ставится обучающемуся, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.


Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

        Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.



Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.


Тесты

        Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.





Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Печатные пособия

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса . М. : Просвещение. 2018

  2. Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник для 3 класса М.: Просвещение. 2014

  3. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М. : Просвещение. 2014


  1. Экранно-звуковые пособия::

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс

  1. Натуральные объекты:

  • натуральные живые пособия – комнатные растения;

  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

  1. Демонстрационные пособия:

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

  • географические и исторические карты;

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Термометры для измерения температуры воздуха.

  • Термометр медицинский.

  • Лупа.

  • Компас.

  • Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

  • Микроскоп.

  • Датчики света, влажности, температуры поверхности.



  1. Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела,

темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту































































































































































































































30