ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286;
- Примерные программы по учебным предметам.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ календарно-тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы
№ 14 х. Ильинов Мартыновского района Ростовской области.
- Учебный план МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Составлена на основе программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» Издательство «Просвещение», 2014 г;
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана в 3классе на 67 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Обучающиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
3 КЛАСС (67ч) |
Как устроен мир? (6 ч) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18 ч) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (6 ч) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (11 ч) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (16 ч) |
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт (обосно-вание) | Тема урока, тип урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Опыты и наблюдения, знания и умения |
1 четверть (18 ч) |
Как устроен мир (6 ч) |
1 | 01.09 | | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей (комбинированный) | Природа. Разнообразие природы и ее классификация. Значение природы в жизни человека | Наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека |
2 | 03.09 | | Человек. Ступеньки познания (изучение нового материала) | Внутренний мир человека. Познание окружающего мира – результат познавательной деятельности человека. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями | Отличие человека от других объектов живой природы. Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение. Наблюдения над процессами памяти |
3 | 08.09 | | Проект «Богатства, отданные людям» (заочная экскурсия) | Проектная деятельность. История города (села), символы города (села), исторические достопримечательности города (села), известные люди города(села). Защита (презентация) проекта | Знание истории города (села), его достопримечательностей.Умение работать с различными источниками сбора информации, презентовать собранный материал |
4 | 10.09 | | Общество (изучение нового материала) | Человек как член общества, а семья – часть общества. Представление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества | Различие понятий государство, территория. Государственные символы РФ – герб, флаг. Генеалогическое древо |
5 | 15.09 | | Мир глазами эколога (комбинированный) | Экология как на-ука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу | Отличие экологии от других похожих наук, определение экологических связей. Наблюдение над связями каждой группы в природе |
6 | 17.09 | | Природа в опасности. Охрана природы (комбинированный) Стартовая диагностика | животные, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки | Знание правил поведения в при-роде, некоторых видов растений и животных, занесённых в Красную книгу. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7 | 22.09 | | Тела, вещества, частицы (изучение нового мате-риала) | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ. легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | Умения определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества, приводить примеры. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» |
8 | 24.09 | | Разнообразие веществ (изучение нового материала) | Вещества – поваренная соль, сахар, крахмал, кислота | Знание веществ (соль, сахар, крахмал, кислота). Умение правильно пользо ваться данными веществами. Опыт: определение наличия крахмала в продуктах |
9 | 29.09 | | Воздух и его охрана (изучение нового мате-риала) | Воздух. Состав и свойства воздуха. Опыт Джозефа Пристли. Проблема загрязнения воздуха. Источники загрязнения. Меры по охране воздуха. Использование свойств воздуха | Знание состава и свойств воздуха. Опыт: расширение воздуха |
10 | 01.10 | | Вода и жизнь. Свойства воды (комбинированный) | Вода и ее свойства, распространение в природе, значение для живых организмов. три состояния воды | Умения определять свойства воды, очищать воду с помощью фильтра. Знание значения воды. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» |
11 | 06.10 | | Превращения и круговорот воды в природе (изучение нового материала) | Вода. Свойства воды. Три состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное. Процессы, происходящие при переходах из одного состояния вещества в другое. Круговорот воды в природе | Знание процесса осуществления круговорота воды в природе, понятий: испарение, круговорот воды. Умение соотносить круговорот воды с ее свойствами. Опыт: наблюдение за круговоротом воды |
12 | 08.10 | | Берегите воду! (комбинированный) | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию | Знание причин загрязнения водоемов, мер охраны водоемов от загрязнения. Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду |
13 | 13.10 | | Что такое почва (изучение нового мате риала) | Почва, ее значение для живой природы. Свойства и состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы | Умения определять причины разрушения твердых тел, наличие разных компонентов в почве. Знание основных свойств, состава почвы. Опыты: наблю-дение за свойствами твердых тел; состав почвы |
14 | 15.10 | | Разнообразие растений (комбинированный) | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях | Умения отличать растения одной группы от другой, делать сообщения. Знание основной классификации растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» |
15 | 20.10 | | Солнце, растения и мы с вами (комбинированный) | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Умения устанав-ливать взаимосвязь солнца, растений и человека, составлять схему дыхания и питания растений. Опыт: испарение воды листьями. Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» |
16 | 22.10 | | Размножение и развитие растений (изучение нового материала) | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Знание этапов развития растения из семени, способов размножения растений. Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными» |
17 | 27.10 | | Охрана растений (изучение нового материала) | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям | Умение объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знание основных экологических правил. Наблюдение за деятельностью человека, приводящей к исчезновению растений |
18 | 29.10 | | Разнообразие животных (комбинированный) | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология – наука о животных | Знание классификации животных и их групповых признаков. Умения относить животное к определенной группе, анализировать схемы цепей питания. Моделирование |
2 ЧЕТВЕРТЬ (14 ЧАСОВ)
19 | 10.11 | | Кто что ест? Цепи питания (изучение нового мате- риала) | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов | Знание классификации животных по типу пищи. Умение составлять цепи питания. Практическая работа № 7 «Моделирование цепей питания» |
20 | 12.11 | | Невидимая сеть и невидимая пирамида (изучение нового материала) | Правила поведения в лесу. Пищевые сети дубового леса. Экологическая пирамида. Невидимая пищевая сеть. Невидимая экологическая пирамида | Умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знание обитателей дубовых лесов. Наблюдение цепей питания в природе |
21 | 17.11 | | Размножение и развитие животных (изучение нового мате- риала) | Размножение и развитие животных разных групп | Знание способов размножения животных. Практическая работа № 8. Моделирование этапов развития бабочки и/или лягушки» |
22 | 19.11 | | Охрана животных (комбинированный) | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира | Умение определять причины исчезновения животных. Знание экологических правил. Наблюдение в природе причин исчезновения животных |
23 | 24.11 | | В Царстве грибов (изучение нового материала) | Разнообразие грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев | Знание съедобных и несъедобных грибов, правил сбора грибов. Умение определять строение шляпочного гриба. Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов |
24 | 26.11 | | Великий круговорот жизни (изучение нового материала) Проверочная работа. Эта удивительная природа | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | Знание основных звеньев круговорота жизни. Умение устанавливать взаимосвязь между ними. Моделирование: круговорот веществ в природе |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 | 01.12 | | Организм человека (изучение нового материала) | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятия об органах и системе органов тела человека: нервная, пищеварительная, кровеносная системы | Знание внутреннего строения организма человека. Умение показывать органы на модели человека |
26 | 03.12 | | Органы чувств (комбинированный) | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | Знание органов чувств и их значения для человека. Умение беречь органы чувств. Наблюдение за работой органов чувств |
27 | 08.12 | | Надёжная защита организма (комбинированный) | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа; ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Знание функции кожи. Умение оказывать первую помощь при небольших повреждениях. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» |
28 | 10.12 | | Опора тела и движение (изучение нового мате- риала) | Опорно-двигатель-ная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | Знание о строении тела человека, правилах посадки за столом. Умение показывать основные кости скелета. Наблюдение за работой различных групп мышц |
29 | 15.12 | | О дыхании, движении крови (изучение нового материала) | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота | Знание об органах дыхания и выделения. Умение заботиться о своем здоровье. Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» |
30 | 17.12 | | Наше питание. Органы пищеварения (изучение нового материала) Промежуточная диагностическая работа. | Разнообразие питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты,в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и сохранение правильной осанки | Знание об органах пищеварительной системы. Умения соблюдать правила питания, устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы |
31 | 22.12 | | Умей предупреждать болезни (комбинированный) | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | Знание основных факторов закаливания. Умение закаливать свой организм.Практическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека» |
32 | 24.12 | | Здоровый образ жизни (Здоров будешь – все добудешь) (комбинированный) | Понятие о здоровом образе жизни | Знание главных правил здорового образа жизни, выполнение их. Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми |
3 ЧЕТВЕРТЬ (19 ЧАСОВ)
33 | 12.01 | | «Организм человека» (контроль и коррекция знаний) | Строение тела человека. Органы чувств. Значение кожи, скелета человека. Органы пищеварительной системы. Дыхательная, нервная, кровеносная системы человека. Правила здорового образа жизни. | Выполнение тестов |
34 | 14.01 | | Проектная работа «Школа кулинаров» (комбинированный) | Подготовительный этап: выбор темы, проекта, сбор информации из различных источников, составление плана работы над проектом. Подготовка презентационного материала. Презентация подготовленного проекта | Представление результатов проектной деятельности |
Наша безопасность (6 ч) |
35 | 19.01 | | Огонь, вода и газ (комбинированный) | действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Знание и умение выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами |
36 | 21.01 | | Чтобы путь был счастливым (комбинированный) | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте | Умение выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах |
37 | 26.01 | | Дорожные знаки (комбинированный) | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | Знание основных дорожных знаков. Умение ориентироваться на дороге |
38 | 28.01 | | Проектная работа «Кто нас защищает» (комбинированный) | Алгоритм работы над проектом: 1. Определение целей и задач. 2. Анализ литературы по проблеме. 3. Определение методов исследования. 4. Собственные исследования. 5. Анализ данных. 6. Оценка полученных данных. Оформление работы в виде презентации | Умения находить в различных источниках информацию о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы |
39 | 02.02 | | Опасные места (комбинированный) | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Знание опасных мест для человека. Умения предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко |
40 | 04.02 | | Природа и наша безопасность (комбинированный) | Опасности природного характера (молнии, змеи, собаки, кошки, ядовитые растения и грибы) | Знание и соблюдение правил безопасности при общении с природой |
Чему учит экономика (11 ч) |
41 | 09.02 | | Для чего нужна экономика (изучение нового материала) | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги | Умение определять понятие экономика, главную задачу экономики |
42 | 11.02 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики (изучение нового мате риала) | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике | Знание основных составляющих экономики |
43 | 16.02 | | Полезные ископаемые (изучение нового материала) | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых | Знание основных полезных ископаемых, их значения в жизни человека |
44 | 18.02 | | Растениеводство (изучение нового материала) | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промыш-ленных товаров. Классификация культурных растений | Умение отличать культурные растения от дикорастущих |
45 | 25.02 | | Животноводство (изучение нового материала) | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике Труд растениеводов и животноводов | Знание особенностей разведения и содержания домашних животных |
46 | 02.03 | | Какая бывает промышленность (изучение нового материала) | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность | Знание отраслей промышленности. Умение различать продукцию каждой отрасли промышленности |
47 | 04.03 | | Проектная работа «Экономика родного края» (комбинированный) | Алгоритм работы над проектом: 1. Определение целей и задач. 2. Анализ литературы по проблеме. 3. Определение ме-тодов исследования. 4. Собственные исследования. 5. Анализ данных. 6. Оценка полученных данных. Оформление работы в виде презентации проектной работы | Ознакомление с материалами учебника, распределение задания, обсуждение способов и сроков работы |
48 | 09.03 | | Что такое деньги (изучение нового материала) | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | Умение определять роль денег в экономике. Знание современных российских монет |
49 | 11.03 | | Государственный бюджет (изучение нового материала) | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | Умение оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы |
50 | 16.03 | | Семейный бюджет (изучение нового материала) Проверочная работа. Чему учит экономика | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | Знание основ семейного бюджета, понятия семейный бюджет |
51 | 18.03 | | Экономика и экология (изучение нового материала) | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | Знание задач экологии и двух сторон экономики. Умение составлять простейшие экологические прогнозы |
4 ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ) Путешествие по городам и странам (17 ч) |
52 | 30.03 | | Золотое кольцо России (изучение нового материала) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
53 | 01.04 | | Золотое кольцо России (изучение нового материала) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
54 | 06.04 | | Золотое кольцо России (изучение нового материала) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
55 | 08.04 | | Золотое кольцо России (изучение нового материала) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
56 | 13.04 | | Золотое кольцо России (изучение нового материала) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
57 | 15.04 | | Проектная работа «Музей путешествий» (изучение нового материала) | Сбор экспонатов для музея, оформление экспозиции музея | Ознакомление с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
58 | 20.04 | | Наши ближайшие соседи(изучение нового материала) | Государства, граничащие с Россией, их столицы | Знание государств – ближайших соседей России. Умение показывать их на карте |
59 | 22.04 | | На севере Европы (изучение нового материала) | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан-дия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Знание северных европейских государств. Умение показывать их на карте |
60 | 27.04 | | Что такое Бенилюкс (изучение нового материала) | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Знание стран Бенилюкса, особенностей их экономики. Умение показывать страны на карте |
61 | 29.04 | | В центре Европы (изучение нового материала) | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Знание государственного устройства, государственных языков, флагов, достопримечательностей, знаменитых людей стран Центральной Европы. Умение показывать страны на карте |
62 | 04.05 | | Путешествие по Франции (изучение нового материала) | Франция, ее местоположение на карте, ее столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди | Умения соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой, описывать достопримечательности Выполнение заданий проверочной работы |
63 | 06.05 | | Путешествие по Великобритании (изучение нового материала) | Великобритания, ее местоположение на карте, ее столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди |
64 | 11.05 | | На юге Европы (изучение нового материала) | Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности, знаменитые люди |
65 | 13.05 | | Итоговая контрольная работа(контроль и коррекция знаний) | Презентация. Проверочная работа |
66-67 | 18.05 20.05 | | Достопримечательности нашего города (села) (экскурсия) Повторение изученного в течение года | История города (села). Культурное наследие города (села). |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО ____________________ МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 20___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 20___г. |
27