СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эту рабочую программу я использую по УМК "Школа 21 века"
МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ____________________ «___»________________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________________ «___» ________________г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _______________________ « __»__________________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру 3 класса «В»
Тогочакова Лилия Георгиевна
учитель начальных классов
2017/2018 учебный год
с. Таштып
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы начального общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир:3 класс: в 2ч. /Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова., утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение: контрольные работы- 4
Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения окружающего мира указаны в основной образовательной программе основного (начального) общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса окружающего мира, на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что закладывает основы для дальнейшего получения личностных, метапредметных и предметных результатов, требуемых ФГОС в условиях общего среднего образования.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающая технология, ИКТ, игровые технологии, проектная технология.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Т
Тематическое планирование ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1 | Земля — наш общий дом | 5 | Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха | Ориентируется в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее; характеризует условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света; устанавливает зависимость между состоянием воды и температурой воздуха; описывает свойства воды (воздуха), приводит примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; называет источники воды, характеризует различные водоемы; моделирует несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. |
3 | Как человек изучает Землю | 3 | Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование | Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом | Анализирует модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); различает географическую и историческую карты; анализирует масштаб, условные обозначения на карте; ориентируется на плане, карте: находит объекты в соответствии с учебной задачей; объясняет назначение масштаба и условных обозначений. |
4 | Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные | 24 | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» | Характеризует понятие бактерии; различает полезные и вредные бактерии. Объясняет отличия грибов от растений; различает грибы съедобные от ядовитых. Характеризует значение растений для жизни; различает (классифицирует) растения разных видов, описывает их; объясняет последовательность развития жизни растения; характеризует значение органов растения; проводит несложные опыты по размножению растений; приводит примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале); определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Характеризует роль животных в природе; приводит примеры (классифицирует) одноклеточных и многоклеточных животных; характеризует животное как организм; устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; приводит примеры (конструирует) цепи питания; составляет описательный рассказ о животных разных классов; составляет рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечисляет причины исчезновения животных; ориентируется в понятии «одомашнивание» животных: перечисляет признаки, приводит примеры домашних животных. |
5 | Наша Родина: от Руси до России | 8 | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена | Различение названий российского государства в разные исторические времена | Воспроизводит названия русского государства в разные исторические эпохи; характеризует великих личностей, внесших вклад в развитие России; составляет словесный портрет славянина: отвечает на вопрос «Какими были наши предки?»; описывает особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; воспроизводит дату Крещения Руси, кратко рассказывает о значении этого события. |
6 | Как люди жили в старину | 26 | Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; воспроизводит названия русского государства в разные исторические эпохи; характеризует великих личностей, внесших вклад в развитие России; составляет словесный портрет славянина: отвечает на вопрос «Какими были наши предки?»; описывает особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; воспроизводит дату Крещения Руси, кратко рассказывает о значении этого события. |
7 | Как трудились в старину | 14 | Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» | Ориентируется в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризуют их; рассказывает о возникновении ремесел на Руси, различает характер ремесла по результату труда ремесленника; приводит примеры изобретений в прошлом и настоящем России; называет древние города, описывает их достопримечательности; ориентируется в понятиях «рабочий», «капиталист»; объединяет (обобщает) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывает об основных исторических событиях, происходивших в это время; называет даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; называет имена отдельных руководителей государств, деятелей. |
8 | Резервные уроки | 4 |
|
|
|
| итого | 68 часов |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | № урока | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности | Возможные направления творческой, исследов, проектной деятельности | Фактическая дата | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||||
1 четверть 1.09. –28.10. 16 часов | |||||||||
Раздел 1. Земля – наш общий дом. 5 уроков | |||||||||
1 неделя сентября | 1 | Где и когда ты живёшь. | комбинированный | Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. | Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет- сервисов. Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». | Нарисовать ленту времени |
| |
2 | Солнечная система | комбинированный | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. | Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научнопознавательную литературу. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. | Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. | Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. |
| ||
2 неделя сентября | 3 | Солнечная система. | комбинированный | Характеризует форму и размер Солнца. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. Солнце – звезда. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. | Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Тест «Солнечная система» | Презентация «Земля-планета» Опыт: «Смена дня и ночи».
|
| |
4 | Условия жизни на Земле. | комбинированный | Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. | Презентация «Солнце источник тепла» |
| ||
3 неделя сентября | 5 | Условия жизни на Земле. | Комбинированный | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. | Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. | Презентация «Круговорот воды в природе» Опыт «Роль света и воды в жизни растений» | 19.09 | |
Раздел 2. Как человек изучает Землю. 3 урока | |||||||||
| 6 | Как человек познает мир
| Урок изучения нового материала. | Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. | Работа с глобусом Земли. |
| |
4 неделя сентября | 7 | Как человек познает мир
| Комбинированный урок. | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. | Практическая работа «Работа с картой» |
| |
8 | «Земля – наш общий дом» | контроль | Условия жизни на земле. Смена смены дня и ночи, смены времен года
| Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Проверочная работа |
|
| ||
Раздел 3. Царства природы. 24 урока | |||||||||
1 неделя октября | 9 | Бактерии | Комбинированный | Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному |
|
| |
10 | Грибы | комбинированный | Понимает, что грибы - это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.. | Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи». | Презентация «Разновидности грибов» |
| ||
2 неделя октября | 11 | Растения. Если бы на Земле не было растений.
| комбинированный | Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения. | Презентация «Разнообразие растений» |
| |
12 | Разнообразие растений на Земле.
| Урок-проект. | Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. | Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям. Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея» | Проект «Разнообразие растений» |
| ||
3 неделя октября
| 13 | Растения – живые существа (организмы).
| Комбинированный | Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. | Практическая работа «Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами» |
| |
14 | Растения – живые существа (организмы).
| Комбинированный | Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. | Опыт «Содержание воды в листе» |
| ||
4 неделя октября | 15 | Контрольная работа «Земля-наш общий дом. Как человек изучает землю» | Урок-контроль | Выполняет задания контрольной работы по изученным в первой четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | Выполнять задания работы по изученным в первой четверти темам. |
|
| |
16 | Растения – живые существа (организмы).
| Комбинированный | Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Проверь себя» |
|
| ||
2 четверть 16 часов | |||||||||
2 неделя ноября | 17 | Размножение растений.
| Урок-исследование. | Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания | Презентация «Размножение растений» |
| |
18 | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.
| Комбинированный урок. | Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку- самоделку «Культурные растения». | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. Проверочная работа «Растения» | » |
| ||
3 неделя ноября | 19 | Красная книга России.
| Урок-экскурсия | Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). | Экскурсия в «Визит-центр» г. Абаза»
|
| |
20 | Животные. Роль животных в природе.
| Комбинированный урок. | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки- самоделки «Роль животных в природе». | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» | Презентация «Животные мира» |
| ||
4 неделя ноября | 21 | Разнообразие животных
| Урок-проект | Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа). | Проект «Разнообразие животных» |
| |
22 | Животные –живые существа (организмы).
| Комбинированный урок. | Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Различать объекты живой и неживой природы. Проводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. |
|
| ||
1 неделя декабря | 23 | Животные –живые существа (организмы).
| Комбинированный урок | Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). |
|
| |
24 | Животные –живые существа (организмы).
| Комбинированный урок. | Рассказывает о способах размножения животных Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.. | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» |
|
| ||
2 неделя декабря | 25 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | Комбинированный урок. | Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам - врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных. |
|
| |
26 | Беспозвоночные животные | Урок изучения нового материала. | Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые - самая большая группа беспозвоночных животных. | Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. | Презентация фильма «Беспозвоночные» |
| ||
3 неделя декабря | 27 | Позвоночные животные. | Урок изучения нового материала. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | Презентация фильма «Позвоночные» |
| |
28 | Позвоночные животные. | Комбинированный урок. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. Проверочная работа «Животные» |
|
| ||
4 неделя декабря | 29 | Природные сообщества.
| Урок-исследование. | Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи». |
|
| |
30 | Почему люди приручали диких животных. | Комбинированный урок. | Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные» | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Работа с рубрикой «Проверь себя» | Презентация «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
| ||
5 неделя декабря | 31 | Контрольная работа «Царства растений» | Урок-контроль | Выполняет задания контрольной работы по изученным во второй четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Выполнять контрольной работы по изученным во второй четверти темам. |
|
| |
| 32 | О заповедниках. | Урок-путешествие. | Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | Составлять рассказ- рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. | Презентация «Заповедники России» |
| |
3 четверть. 20 уроков
| |||||||||
Раздел 5. Наша Родина: от Руси до России. 8 уроков
| |||||||||
3 неделя января | 33 | Древнерусское государство. | Урок изучения нового материала. | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян - русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
Рассматривать форзац «Как мы узнаём о прошлом». Слушать рассказ учителя о восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположения». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». |
|
| |
| 34
| Древнерусское государствоПервые русские князья. | Комбинированный урок. | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. / | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. |
|
| |
4 неделя января | 35 | Древнерусское государствоПервые русские князья. | Комбинированный уро | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.
| Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. |
|
| |
| 36 | Московская Русь. | Комбинированный урок. | Правильно говорит одно из названий нашей страны - Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». Тест «Русь» |
|
| |
5 недля января | 37 | Российская империя. | Урок изучения нового материала. | Правильно говорит одно из названий нашей страны - Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр 1 - император. Приводит примеры деятельности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Слушать рассказ учителя «Пётр 1». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт- Петербургу. | Презентация «Санкт-Петербург» Создание синквейна Петр 1 |
| |
| 38 | Российская империя. | Комбинированный урок. | Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Слушать сообщение учителя - вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Создание синквейна «Екатерина II» |
| |
1 неделя февраля | 39 | Российская империя. | Комбинированный урок. | Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию - выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни | Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». | Презентация «Выставка русских художников» |
| |
| 40 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
| Комбинированный урок. | Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. |
|
| |
Раздел 6. Как люди жили в старину. 10 уроков | |||||||||
2 неделя февраля | 41 | Из истории имён. | Комбинированный урок. | Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». |
|
| |
| 42 | Какими были славяне. Как выглядели |
| Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». | Подготовка к проекту |
| |
3 неделя февраля | 43 | Какими людьми были славяне | Урок изучения нового материала. | Приводит примеры труда славян в далёкой древности. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). | Подготовка к проекту |
| |
| 44 | Какими людьми были славяне | Комбинированный урок. | Понимает, что защита Родины - долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем - черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение | Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки- самоделки «Игры русского народа». Проверочная работа «Славяне» | Подготовка к проекту |
| |
4 неделя февраля | 45 | Какие предметы окружали людей в старину |
| Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. | Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста. | Подготовка к проекту |
| |
| 46 | Какие предметы окружали людей в старину |
| Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина). Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста. | Модель «Крестьянская изба» |
| |
1 неделя марта | 47 | Русская трапеза. | Комбинированный урок. | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода - крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом - обильная еда. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. | Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». | Защита проектов «Как люди жили в старину» |
| |
| 48 | Верования языческой Руси | Урок изучения нового материала. | Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие». | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники». | Презентация «Боги древних славян» |
| |
2 неделя марта | 49 | Принятие христианства на Руси | Урок изучения нового материала. | Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение. |
|
| |
| 50 | Контрольная работа «Наша Родина от Руси до России» | Контрольный урок. | Выполняет задания контрольной работы по изученным в третьей четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Предвидит результат своей деятельности | Выполнять задания контрольной работы по изученным в третьей четверти темам. |
|
| |
Раздел 7 «Как люди жили в старину». 16 уроков
| |||||||||
3 неделя марта | 51 | Что создавалось трудом крестьянина. | Комбинированный урок. | Рассказывает о возникновении земледелия на Руси Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. |
|
| |
| 52 | Что создавалось трудом крестьянина. | Комбинированный урок. | Рассказывает о возникновении земледелия на Руси Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями |
|
| |
4 четверть 16 часов | |||||||||
1 неделя апреля | 53 | Что создавалось трудом ремесленника | Комбинированный урок | Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
| Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. | Презентация «Труд ремесленника» |
| |
| 54 | Что создавалось трудом ремесленника | Комбинированный урок. | Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умеет работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. | Проект «Любимая игрушка моих родителе (бабушек и дедушек)» |
| |
2 неделя апреля | 55 | Что создавалось трудом ремесленника? 0 гончарном ремесле. | Комбинированный урок. | Понимает, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия - пример таланта гончаров. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий. |
|
| |
| 56 | Что создавалось трудом ремесленника? 0 веретене, прялке и ткацком станке. | Комбинированный урок. | Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. |
|
| |
3 неделя апреля | 57 | Что создавалось трудом ремесленника? Русские оружейники. | Комбинированный урок. | Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России. | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах. Проверочная работа «Труд людей» |
|
| |
| 58 | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | Комбинированный урок. | Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в ...». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. | Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. |
|
| |
4 неделя апреля | 59 | Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах. | Комбинированный урок. | Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни. | Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России. | Презентация «Первые железные дороги в России» |
| |
| 60 | Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX (19-20) веках. О пароходе. | Урок изучения нового материала. | Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Презентация «Первые пароходы в России» |
| |
1 неделя марта | 61 | Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX (19-20) веках. Об автомобиле. | Комбинированный урок. | Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». |
|
| |
| 62 | Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX (19-20) веках. О самолете и аэростате. | Комбинированный урок. | Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы. | Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины A.A. Дейнеки «Никитка - первый русский летун»). |
|
| |
2 неделя марта | 63 | Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX (19-20) веках. Время космических полётов. | Комбинированный урок. | Называет «отца российской космонавтики» - К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями | Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. | Презентация «Первые космонавты» |
| |
| 64 | Контрольная работа «Как трудились в старину» | Контрольный урок. | Выполняет задания контрольной работы по изученным в последней четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | Выполнять задания контрольной работы по изученным в последней четверти темам. |
|
| |
3-4 неделя мая | 65 - 68 | Резервы |
|
|
|
|
|
|