СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (обновлённый ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру выполнена в конструкторе рабочих программ. Адаптирована под УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (обновлённый ФГОС)»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В.БАЛАНДИНА»

УТВЕРЖЕНО

Директор

______________Зайцева Т.И.

Приказ №1

от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4180366)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 4 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Биланчук Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов

Балашиха 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления



культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

— раскрытие роли человека в природе и обществе;

— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.

Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование



маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:

— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией:

— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).



Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);

— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.



Трудового воспитания:

— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия:

— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2) Базовые исследовательские действия:

— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его



последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:



1) Самоорганизация:

— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль:

— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);

— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3) Самооценка:

— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

— ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

— находить место изученных событий на «ленте времени»;

— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;



— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;

— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

— называть экологические проблемы и определять пути их решения;

— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

— соблюдать правила нравственного поведения на природе;

— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);

— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;

— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы


Раздел 1. Правила безопасной жизни.

1.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

5

0

0

17.10.2022 31.10.2022

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»;
Работа в группах: составление текста по
теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных
местах»;
Анализ ситуаций по теме «Что может
произойти, если…», обсуждение результатов работы групп;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

1.2.

Безопасность в городе. Планирование
безопасных маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения
велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты
велосипедиста).

2

0

0

01.11.2022 07.11.2022

Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

1.3.

Безопасность в Интернете (поиск
достоверной информации опознание государственных образовательных
ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

1

0

08.11.2022 14.11.2022

Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

9



Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

0

0

15.11.2022 18.11.2022

Игра-соревнование по теме «Клуб
астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.2.

Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет.

1

0

0

28.11.2022 30.11.2022

Обсуждение выступлений учащихся
(дифференцированное задание) о планетах;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

1

0

0

01.12.2022 02.12.2022

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси —причина смены дня и ночи;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

0

0

05.12.2022 07.12.2022

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси —причина смены дня и ночи;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/




2.5.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

3

0

2

08.12.2022 16.12.2022

Работа с картой: равнины и горы на
территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.6.

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).

2

0

1

19.12.2022 23.12.2022

Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.7.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток.

1

0

0

26.12.2022 27.12.2022

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для
хозяйственной деятельности»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.8.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.

Использование человеком водоёмов и рек.

1

0

0

28.12.2022 30.12.2022

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для
хозяйственной деятельности»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.9.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика.

1

0

0

09.01.2023 11.01.2023

Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.10.

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом.

1

0

0

12.01.2023 13.01.2023

Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире— остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг
(Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.11.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира.

Международная Красная книга (3—4 примера).

1

0

0

16.01.2023 18.01.2023

Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.12.

Правила нравственного поведения в природе.

1

0

0

19.01.2023 20.01.2023

Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

2.13.

Природные зоны России: общее
представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы.

6

0

2

23.01.2023 10.02.2023

Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно
составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из Интернета);

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/




2.14.

Связи в природной зоне.

2

1

0

13.02.2023 17.02.2023

Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно
составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из Интернета);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

23



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 3. Человек и общество.

3.1.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

0

0

27.02.2023 01.03.2023

Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения
республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.2.

Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

0

0

02.03.2023 03.03.2023

Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.3.

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России.

1

0

0

06.03.2023 08.03.2023

Рассказ учителя по теме «Забота о детстве —главная особенность нашего государства»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.4.

Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

2

0

0

09.03.2023 14.03.2023

Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.5.

Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.

1

0

0

15.03.2023 17.03.2023

Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.6.

Праздники и памятные даты своего
региона. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.

1

0

0

20.03.2023 22.03.2023

Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.7.

История Отечества «Лента времени» и историческая карта.

5

0

0

23.03.2023 14.04.2023

Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в
котором происходили исторические
события»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/




3.8.

Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

4

0

0

17.04.2023 28.04.2023

Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.9.

Картины быта, труда; духовно-
нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

0

0

01.05.2023 03.05.2023

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.10.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

4

0

0

04.05.2023 16.05.2023

Экскурсия в художественный музей,
просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство
Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси»,«Образование от Древней Руси до XIX века»,«Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные
исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г.,
Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.11.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта).

Охрана памятников истории и культуры.

2

0

0

17.05.2023 22.05.2023

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире— Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.12.

Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.

1

1

0

23.05.2023 26.05.2023

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

3.13.

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

0

0

29.05.2023

Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России
(дифференцированное задание);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/

Итого по разделу

25


Резервное время

11


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

5





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Как устроен организм человека

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Нервная система

1

0

0

06.09.2022

Устный опрос;

3.

Двигательная система

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос;

4.

Пищеварительная и дыхательная системы

1

0

0

13.09.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

5.

Кровеносная система

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;

6.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа.

1

0

0

20.09.2022

Устный опрос;

7.

Как человек воспринимает окружающий мир

2

0

0

23.09.2022

27.09.2022

Устный опрос;

8.

Мир чувств

1

0

0

30.09.2022

Устный опрос;

9.

Обрати внимание на внимание.

1

0

0

04.10.2022

Письменный контроль;

10.

Помни о памяти

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

11.

Контрольная работа №1

1

1

0

18.10.2022

Контрольная работа;

12.

Здоровье человека

1

0

0

21.10.2022

Устный опрос;

13.

Режим дня школьника. Здоровый человек -
здоровый сон.

1

0

0

25.10.2022

Устный опрос;

14.

О правильном питании

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос;

15.

Правила закаливания.

Можно ли снять усталость

1

0

0

01.11.2022

Устный опрос;

16.

Поговорим о вредных привычках

1

0

0

04.11.2022

Устный опрос;

17.

Когда дом становится опасным

1

0

0

08.11.2022

Устный опрос;




18.

Какие опасности
подстерегают нас на дороге

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос;

19.

Если случилась беда

2

0

0

15.11.2022

18.11.2022

Устный опрос;

20.

Солнце — ближайшая к
нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

0

0

29.11.2022

Устный опрос;

21.

Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет.

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос;

22.

Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

1

0

0

06.12.2022

Устный опрос;

23.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

24.

Формы земной
поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.

1

0

1

13.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

25.

Восточно-Европейская и Западно-Сибирская
равнины

1

0

1

16.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

26.

Урал - Каменный пояс. Кавказские горы

1

0

1

20.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

27.

Особенности поверхности родного края

1

0

1

23.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

28.

Почвы России

1

0

1

27.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

29.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток.

1

0

0

30.12.2022

Устный опрос;



30.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.

Использование человеком водоёмов и рек.

1

0

0

10.01.2023

Устный опрос;

31.

Водоёмы и реки родного края

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

32.

Наиболее значимые
природные объекты списка Всемирного наследия в
России и зарубежом.

1

0

0

17.01.2023

Устный опрос;

33.

Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира.

Международная Красная книга

1

0

0

20.01.2023

Устный опрос;

34.

Правила нравственного поведения в природе.

1

0

0

24.01.2023

Устный опрос;

35.

Природные зоны России. Край льда и снегов

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос;

36.

Тундра

1

0

0

31.01.2023

Тестирование;

37.

Тайга

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

38.

Зона смешанных и
широколиственных лесов

1

0

0

07.02.2023

Устный опрос;

39.

Степь

1

0

0

10.02.2023

Устный опрос;

40.

Пустыня

1

0

0

14.02.2023

Тестирование;

41.

Субтропики

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

42.

Контрольная работа №2

1

1

0

28.02.2023

Контрольная работа;

43.

Наше государство -
Российская Федерация.

Русский язык -
государственный язык России

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;




44.

Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и
обязанности гражданина РФ.

1

0

0

07.03.2023

Устный опрос;

45.

Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России.

1

0

0

10.03.2023


Устный опрос;

46.

Общая характеристика
родного края: природа,
главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.

2

0

0

14.03.2023

17.03.2023


Устный опрос;

47.

Государственные
праздники в жизни
российского
общества. Праздники и памятные даты своего региона.

1

0

0

21.03.2023


Устный опрос;

48.

Лента времени. Как Русь боролась с половцами. Победа над шведскими захватчиками.

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос;

49.

Куликовская битва

1

0

0

28.03.2023

Устный опрос;

50.

Отечественная война 1812 года

1

0

0

31.03.2023

Устный опрос;

51.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

2

0

0

11.04.2023

14.04.2023

Устный опрос; Письменный
контроль;

52.

Человек - творец
культурных ценностей

1

0

0

18.04.2023

Устный опрос;

53.

Из истории письменности

1

0

0

21.04.2023

Устный опрос;

54.

Образование - часть культуры общества

2

0

0

25.04.2023

28.04.2023

Устный опрос;

55.

Русское искусство до XVIII века

2

0

0

02.05.2023

05.05.2023

Устный опрос;




56.

Искусство России XVIII века Архитектура,
живопись, театр.

1

0

0

09.05.2023

Устный опрос;

57.

Золотой век русской
культуры - XIX век. Поэты и писатели, композиторы, художники.

1

0

0

12.05.2023

Устный опрос;

58.

Искусство России XX века. Архитектурные сооружения Москвы

1

0

0

16.05.2023

Устный опрос;

59.

Наиболее значимые
объекты списка
Всемирного культурного наследия в России и
зарубежом. Охрана
памятников истории и
культуры.

2

0

0

19.05.2023 23.05.2023

Устный опрос;

60.

Контрольная работа №3

1

1

0

26.05.2023

Контрольная работа;

61.

Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.

1

0

0

30.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

5





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С., Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3–4 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. — 3-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2019.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/719507/library/main/ https://www.yaklass.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Интерактивная доска.

2. Персональный компьютер учителя.

3. Ноутбуки для учащихся
4. Мультимедийный проектор
5. Документ-камера
6. Учебные плакаты

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

1. Электронная система голосования.
2. Электронные микроскопы
3. Электронные лаборатории.