Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 30 августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Климцева Н.В. /__________/ 31 августа 2019г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 100/1-р от «31» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«окружающий мир»
(68 часов)
4 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. (УМК «Перспективная начальная школа»)
Целями изучения курса «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.
Основными задачами реализации содержания являются:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных исследований и экспериментов, доступных ученику начальных классов способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения; • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер предмета, а также реализация межпредметных связей с «Литературным чтением», «Русским языком», «Математикой», «Технологией» в системе «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
1.2. место учебного предмета
Учебный предмет « Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание». В 4 классе количество часов на изучение предмета составляет 68 часов.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:
• читать условные обозначения природных зон, поверхностей и водоемов, полезных ископаемых, заповедных мест, народных промыслов и использовать их при работе с соответствующими картами, включая карты своего региона;
• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
• сравнивать, сопоставлять и находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);
• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
• принимать посильное участие в охране природы родного края;
• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система) и характеризовать их основные функции;
• используя соответствующие приборы, измерять температуру своего тела, свой вес и рост;
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов человека, правил безопасного поведения на природе;
• извлекать необходимую информацию из учебника в печатной и электронной формах, из оглавления, иллюстраций, справочников, из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
• подготавливать сообщения, доклады, презентации, обсуждать и оценивать результаты своего труда;
• понимать необходимость срочного обращения за помощью при несчастных случаях и заболеваниях.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать условные обозначения природных зон, поверхностей и водоемов, полезных ископаемых, заповедных мест, народных промыслов и использовать их как при работе с соответствующими картами, включая карты своего региона, так и при самостоятельном оформлении плана местности в масштабе, заданном учителем;
• моделировать Солнечную систему с целью объяснения причин смены времен года;
• использовать интернет-ресурсы для расширения знаний о заповедных местах своего края, о его культурном архитектурном наследии, проводить экскурсии по памятным местам своего края;
• соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
• понимать и делать сообщения о взаимосвязи систем органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система) с целью пропаганды здорового образа жизни;
• принимать посильное участие в охране природы родного края, пропагандировать необходимость защиты от недобросовестного использования человеком почвы, водных ресурсов, полезных ископаемых;
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов человека, правил безопасного поведения на природе и для пропаганды здорового образа жизни среди окружающих людей;
• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «человек и общество» выпускник научится:
• объяснять значимость государственных символов (Государственного флага, герба и гимна России) для страны и каждого ее гражданина;
• оценивать значимость коллективных форм работы с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в печатной и электронной формах, позволяющих увеличить объем получаемой информации;
• использовать источники массовой информации для получения сведений о важнейших событиях, определяющих жизнь страны;
• использовать соответствующие статьи Конституции РФ в своих сообщениях и презентациях: о правах ребенка; о правах и обязанностях граждан по охране окружающей среды и памятников культуры; о правах граждан РФ на труд, отдых, бесплатное образование и медицинскую помощь;
• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
• определять местное время, сопоставляя его с московским;
• работая с картой, называть сухопутные и морские границы России; столицы государств, граничащих с Россией;
• оценивать значимость своих знаний об исторических событиях, датах и именах великих людей, связанных с этими историческими событиями (Крещение Руси, основание городов Москвы, Санкт-Петербурга, первый полет человека в космос, Великая Отечественная война, присоединение Крыма и Севастополя к России в наши дни др.);
• определять по ленте времени последовательность исторических событий, называя соответствующие века (даты);
• проводить «экскурсии» по памятным местам столицы (Московский Кремль, памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», Аллея Героевкосмонавтов; фонтан «Дружба народов»);
• ценить свои знания о возможном алгоритме изучения стран мира (название, расположение на карте, имя столицы, политическое устройство, главные достопримечательности);
• составлять экскурсионный маршрут по памятным местам своего края.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать свои знания о государственных символах России для изучения их истории в условиях внеурочной деятельности;
• использовать источники массовой информации для получения сведений для подготовки своих сообщений и презентаций в условиях урочной и внеурочной деятельности о важнейших событиях, определяющих жизнь страны;
• использовать информацию о правах и обязанностях человека, о правах ребенка как аргумент при отстаивании своей точки зрения о правах и обязанностях школьника;
• проявлять толерантность при обсуждении проблем, касающихся различия и особенностей религиозных представлений людей и их обрядовой практики;
• определять часовой пояс своего края;
• при сообщениях о родном крае, находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
• собирать материал и самостоятельно заполнять страницы «Дневника достижений» о родном крае (места исторических событий, памятники истории и культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних и летних каникул, на улицах города (села, поселка), в бытовых условиях;
• соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсий и прогулок в лес, в парк, на луг;
• соблюдать правила гигиены и безопасного поведения во время приема пищи;
• обосновывать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья, исходя из своих знаний об организме и органах чувств человека (сохранение осанки, курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних и летних каникул и обучать им окружающих; • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг и отстаивать их при необходимости; • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность:
• расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть начальными практико-ориентированными знаниями о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• почувствовать гордость за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры своей страны; ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
• определить свое место в семье, классе, школе;
• оценить преимущества делового общения со своими одноклассниками и с окружающими людьми;
• научиться уважительному отношению к иному мнению, истории, культуре, религии других народов;
• овладев некоторыми способами изучения природы и общества, находить причинно-следственные связи между событиями и явлениями окружающего мира;
• приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;
• научиться делать презентации в поддержку собственных сообщений;
• принять и освоить социальную роль обучающегося с развитым мотивом к учебной деятельности, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений об их нравственной норме.
В результате изучения предмета выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Основные содержательные линии четвертого класса: Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек — член общества; история Отечества.
человек и природа (36 ч) Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла). Родной край — часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса. Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма.
человек и общество (26 ч) Наша родина — Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Родной край — часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы. Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптевых, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина). Страны и народы мира. Япония, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм — международная опасность (США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.). История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь «из варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988). Первый на Руси свод законов «Русская Правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010). Объединение территорий Древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович — Красное Солнышко (960–1015), Ярослав Владимирович — Ярослав Мудрый (ок. 980–1054), Владимир Мономах (1053–1125), князь новгородский и владимирский Александр Невский (1221–1263). Московская Русь: основание Москвы (1147), князь Юрий Долгорукий (1090-е – 1157). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена — времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог — Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах — духовная власть и сила), иудеи (Бог — Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда — духовная связь всех проявлений жизни). Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники — дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа. Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября — День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, названия улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая — День Победы — память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину — первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», Аллея Героев-космонавтов (12 апреля — День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила соблюдения и сохранения здоровья, правила безопасного поведения (6 ч) Правила соблюдения и сохранения здоровья. Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде). Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг. Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| | |
1-2 (2) | Древние славяне. | 2 |
3-4.(2) | Древняя Русь. | 2 |
5-6.(2) | Крещение Руси. | 2 |
7. (2) | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 |
8-9.(2) | Возникновение Москвы. Первые московские князья. | 2 |
10-11.(2) | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.) | 2 |
12.(1) | Солнечная система. | 1 |
13.(1) | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. | 1 |
14-15.(1) | Природные зоны нашей страны. | 2 |
16-17.(1) | Ледяная зона. (Второе заседание клуба.) | 2 |
18-19.(1) | Тундра. | 2 |
20-21.(1) | Зона лесов. | 2 |
22-23.(1) | Зона степей. | 2 |
24.(1) | Зона пустынь. | 1 |
25-26. (1, 3) | Субтропическая зона.. (Третье заседание клуба.) | 2 |
27.(1) | Твой родной край.Карта твоего края. | 1 |
28.(1) | Московское время. | 1 |
29.(1) | Поверхность и водоемы твоего края.А что можешь сделать ты? | 1 |
30.(1) | Полезные ископаемые твоего края. | 1 |
31.(1) | Растения твоего края. | 1 |
32.(1) | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | 1 |
33-34. (1) | Народные промыслы твоего края.Экскурсия в краеведческий музей. | 2 |
35.(1) | Заповедные места твоего края. | 1 |
36.(1,2) | Проверочная работа «Родной край – часть великой Родины». | 1 |
37.(1,2) | Письмо руководителей клуба школьникам. | 1 |
38.(1) | Как устроен организм человека. | 1 |
39.(1) | Путешествие в мир клеток. | 1 |
40.(1) | Самый большой орган чувств. | 1 |
41-42. (1,3) | Как человек двигается? | 2 |
43-44. (1,3) | Пищеварительная система. | 2 |
45-46.(1) | Система кровообращения. | 2 |
47-48. (1,3) | Познакомимся с дыхательной системой.Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | 2 |
49.(1) | Как почки удаляют из организма вредные вещества. | 1 |
50-51.(1) | Нервная система человека. | 2 |
52-54. (1,3) | «Как мы воспринимаем окружающий мир». (Четвертое заседание клуба.) | 3 |
55-56. (2) | Границы России. | 2 |
57.(2) | Соединенные штаты Америки (США). | 1 |
58.(2) | Великобритания. | 1 |
59.(2) | Франция. | 1 |
60.(2) | День народного единства. | 1 |
61.(2) | Москва: память о войне 1812 года. | 1 |
62.(2) | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. | 1 |
63.(2) | Фонтан «Дружба народов» на Всероссийском выставочном центре в Москве. | 1 |
64.(2) | Памятники Москвы покорителям космоса. | 1 |
65-66. (2) | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. | 2 |
67.(2) | Основной закон страны – Конституция России. | 1 |
68 .(2) | Президент России | 2 |