СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б. /__________/

Протокол № 1 от

30 августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Климцева Н.В. /__________/


31 августа 2019г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 100/1-р от «31» августа 2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«окружающий мир»


(68 часов)


4 класс









Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов








2019 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Кудровой Л.Г. (УМК «Перспективная начальная школа»)

Целями изучения курса «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.

Основными задачами реализации содержания являются:

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных исследований и экспериментов, доступных ученику начальных классов способов изучения природы и общества (наблюдение,

запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

• воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения; • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


    1. Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер предмета, а также реализация межпредметных связей с «Литературным чтением», «Русским языком», «Математикой», «Технологией» в системе «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

1.2. место учебного предмета

Учебный предмет « Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание». В 4 классе количество часов на изучение предмета составляет 68 часов.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• читать условные обозначения природных зон, поверхностей и водоемов, полезных ископаемых, заповедных мест, народных промыслов и использовать их при работе с соответствующими картами, включая карты своего региона;

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• сравнивать, сопоставлять и находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• принимать посильное участие в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система) и характеризовать их основные функции;

• используя соответствующие приборы, измерять температуру своего тела, свой вес и рост;

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов человека, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника в печатной и электронной формах, из оглавления, иллюстраций, справочников, из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);

• подготавливать сообщения, доклады, презентации, обсуждать и оценивать результаты своего труда;

• понимать необходимость срочного обращения за помощью при несчастных случаях и заболеваниях.

Выпускник получит возможность научиться:

• читать условные обозначения природных зон, поверхностей и водоемов, полезных ископаемых, заповедных мест, народных промыслов и использовать их как при работе с соответствующими картами, включая карты своего региона, так и при самостоятельном оформлении плана местности в масштабе, заданном учителем;

• моделировать Солнечную систему с целью объяснения причин смены времен года;

• использовать интернет-ресурсы для расширения знаний о заповедных местах своего края, о его культурном архитектурном наследии, проводить экскурсии по памятным местам своего края;

• соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• понимать и делать сообщения о взаимосвязи систем органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система) с целью пропаганды здорового образа жизни;

• принимать посильное участие в охране природы родного края, пропагандировать необходимость защиты от недобросовестного использования человеком почвы, водных ресурсов, полезных ископаемых;

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов человека, правил безопасного поведения на природе и для пропаганды здорового образа жизни среди окружающих людей;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «человек и общество» выпускник научится:

• объяснять значимость государственных символов (Государственного флага, герба и гимна России) для страны и каждого ее гражданина;

• оценивать значимость коллективных форм работы с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в печатной и электронной формах, позволяющих увеличить объем получаемой информации;

• использовать источники массовой информации для получения сведений о важнейших событиях, определяющих жизнь страны;

• использовать соответствующие статьи Конституции РФ в своих сообщениях и презентациях: о правах ребенка; о правах и обязанностях граждан по охране окружающей среды и памятников культуры; о правах граждан РФ на труд, отдых, бесплатное образование и медицинскую помощь;

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• определять местное время, сопоставляя его с московским;

• работая с картой, называть сухопутные и морские границы России; столицы государств, граничащих с Россией;

• оценивать значимость своих знаний об исторических событиях, датах и именах великих людей, связанных с этими историческими событиями (Крещение Руси, основание городов Москвы, Санкт-Петербурга, первый полет человека в космос, Великая Отечественная война, присоединение Крыма и Севастополя к России в наши дни др.);

• определять по ленте времени последовательность исторических событий, называя соответствующие века (даты);

• проводить «экскурсии» по памятным местам столицы (Московский Кремль, памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», Аллея Героевкосмонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• ценить свои знания о возможном алгоритме изучения стран мира (название, расположение на карте, имя столицы, политическое устройство, главные достопримечательности);

• составлять экскурсионный маршрут по памятным местам своего края.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать свои знания о государственных символах России для изучения их истории в условиях внеурочной деятельности;

• использовать источники массовой информации для получения сведений для подготовки своих сообщений и презентаций в условиях урочной и внеурочной деятельности о важнейших событиях, определяющих жизнь страны;

• использовать информацию о правах и обязанностях человека, о правах ребенка как аргумент при отстаивании своей точки зрения о правах и обязанностях школьника;

• проявлять толерантность при обсуждении проблем, касающихся различия и особенностей религиозных представлений людей и их обрядовой практики;

• определять часовой пояс своего края;

• при сообщениях о родном крае, находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и самостоятельно заполнять страницы «Дневника достижений» о родном крае (места исторических событий, памятники истории и культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних и летних каникул, на улицах города (села, поселка), в бытовых условиях;

• соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсий и прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила гигиены и безопасного поведения во время приема пищи;

• обосновывать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья, исходя из своих знаний об организме и органах чувств человека (сохранение осанки, курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних и летних каникул и обучать им окружающих; • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг и отстаивать их при необходимости; • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования получат возможность:

• расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть начальными практико-ориентированными знаниями о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• почувствовать гордость за свою Родину, российский народ и его историю;

• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры своей страны; ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

• определить свое место в семье, классе, школе;

• оценить преимущества делового общения со своими одноклассниками и с окружающими людьми;

• научиться уважительному отношению к иному мнению, истории, культуре, религии других народов;

• овладев некоторыми способами изучения природы и общества, находить причинно-следственные связи между событиями и явлениями окружающего мира;

• приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

• научиться делать презентации в поддержку собственных сообщений;

• принять и освоить социальную роль обучающегося с развитым мотивом к учебной деятельности, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений об их нравственной норме.

В результате изучения предмета выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.



  1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Основные содержательные линии четвертого класса: Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек — член общества; история Отечества.

человек и природа (36 ч) Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла). Родной край — часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса. Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма.

человек и общество (26 ч) Наша родина — Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Родной край — часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы. Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптевых, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина). Страны и народы мира. Япония, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм — международная опасность (США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.). История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь «из варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988). Первый на Руси свод законов «Русская Правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010). Объединение территорий Древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович — Красное Солнышко (960–1015), Ярослав Владимирович — Ярослав Мудрый (ок. 980–1054), Владимир Мономах (1053–1125), князь новгородский и владимирский Александр Невский (1221–1263). Московская Русь: основание Москвы (1147), князь Юрий Долгорукий (1090-е – 1157). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена — времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог — Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах — духовная власть и сила), иудеи (Бог — Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда — духовная связь всех проявлений жизни). Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники — дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа. Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября — День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, названия улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая — День Победы — память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину — первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», Аллея Героев-космонавтов (12 апреля — День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила соблюдения и сохранения здоровья, правила безопасного поведения (6 ч) Правила соблюдения и сохранения здоровья. Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде). Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг. Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов




1-2 (2)

Древние славяне.

2

3-4.(2)

Древняя Русь.

2

5-6.(2)

Крещение Руси.

2

7. (2)

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

8-9.(2)

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

2

10-11.(2)

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)

2

12.(1)

Солнечная система.

1

13.(1)

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

1

14-15.(1)

Природные зоны нашей страны.

2

16-17.(1)

Ледяная зона. (Второе заседание клуба.)

2

18-19.(1)

Тундра.

2

20-21.(1)

Зона лесов.

2

22-23.(1)

Зона степей.

2

24.(1)

Зона пустынь.

1

25-26.

(1, 3)

Субтропическая зона.. (Третье заседание клуба.)

2

27.(1)

Твой родной край.Карта твоего края.

1

28.(1)

Московское время.

1

29.(1)

Поверхность и водоемы твоего края.А что можешь сделать ты?

1

30.(1)

Полезные ископаемые твоего края.

1

31.(1)

Растения твоего края.

1

32.(1)

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

1

33-34.

(1)

Народные промыслы твоего края.Экскурсия в краеведческий музей.

2

35.(1)

Заповедные места твоего края.

1

36.(1,2)

Проверочная работа «Родной край – часть великой Родины».

1

37.(1,2)

Письмо руководителей клуба школьникам.

1

38.(1)

Как устроен организм человека.

1

39.(1)

Путешествие в мир клеток.

1

40.(1)

Самый большой орган чувств.

1

41-42. (1,3)

Как человек двигается?

2

43-44.

(1,3)

Пищеварительная система.

2

45-46.(1)

Система кровообращения.

2

47-48.

(1,3)

Познакомимся с дыхательной системой.Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

2

49.(1)

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

1

50-51.(1)

Нервная система человека.

2

52-54.

(1,3)

«Как мы воспринимаем окружающий мир». (Четвертое заседание клуба.)

3

55-56.

(2)

Границы России.

2

57.(2)

Соединенные штаты Америки (США).

1

58.(2)

Великобритания.

1

59.(2)

Франция.

1

60.(2)

День народного единства.

1

61.(2)

Москва: память о войне 1812 года.

1

62.(2)

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

1

63.(2)

Фонтан «Дружба народов» на Всероссийском выставочном центре в Москве.

1

64.(2)

Памятники Москвы покорителям космоса.

1

65-66.

(2)

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.

2

67.(2)

Основной закон страны – Конституция России.

1

68 .(2)

Президент России

2