СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «Окружающий мир» для 4 класса на 2022–2023 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по учебнику автора А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс», Москва, «Просвещение»
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения: основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающего 4-ый класс.
Цель курса: Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
- создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (10 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тема блока | Количество часов |
Земля и человечество. | 10 ч |
Природа России. | 10 ч |
Родной край – часть большой страны. | 12 ч |
Страницы всемирной истории. | 6 ч |
Страницы истории Отечества. | 20 ч |
Современная Россия. | 10 ч |
Итого: | 68 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
•Земля –планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;
•способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
•что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории, особенности исторической карты;
•некоторые современные экологические проблемы; природные зоны России;
•особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные
•ископаемые, водоёмы, природные сообщества;
•исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, новое время, новейшее время;
•важнейшие события и великих людей отечественной истории;
•государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
•распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
•различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для луга, леса, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
•проводить наблюдения природных тел и явлений; в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,
•определять возможные причины отрицательных изменений в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
•приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
•соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
•приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
•приводить примеры народов России;
•самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера излагать их в виде сообщения, рассказа;
•применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстраций;
•владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих начальную школу
Предметные результаты
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
Метопредметные результаты
Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать формы информационной избирательности, этики и этикета.
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного вида (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, селе и др.).
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Личностные результаты
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы.
Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов России.
Уважительное отношение истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности.
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса начальной школы: в 4 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А. рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Тесты. / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова – М.: ВАКО, 2012.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор, магнитофон, компьютер, принтер.
Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Слайды, соответствующие тематики программы по окружающему миру.
Видеофильмы
Материально – техническое обеспечение:
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Коллекции полезных ископаемых
Карта России
Карта мира
тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
№ | Наиме- | Тема урока. ОБЖ (16 час.) | Кол-во ча-сов | Тип | Элементы | Требования к уровню | Вид | Элементы | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1
| Земля и челове-чество (10 ч) 1 четв. (18 ч) | Мир глазами астронома. | 1 | Комби-ниро-ванный | Солнце. Земля – планета,
| Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Текущий | Астрономия. |
|
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа. 1.Ожоги. Первая помощь. | 1 | Комби-ниро-ванный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие Уметь работать с готовыми моделя- | Фрон- тальный опрос | Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
| ми (глобусом и картой), создавать несложные |
|
|
|
3 | Звездное небо – великая книга | 1 | Комбиниро-ванный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Фрон-тальный опрос | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия |
| |
4 | Мир глазами географа. | 1 | Комбиниро-ванный | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Фрон-тальный опрос | Наука «география». История |
| |
5 | Пояса Земли. | 1 | Практического применения знаний | Условия жизни | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать | Фрон-тальный опрос | Тепловые пояса Земли. Карта |
| |
6 | Мир глазами историка. | 1 | Комбиниро- | Способы позна- | Уметь описывать отдельные (изученные) | Тест (10 мин) | Науки «история» и «археология» |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
| 2.Что такое травма. Перелом. |
| ванный | мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | события из истории |
|
|
|
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | урок-игра | Способы позна- | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фрон-тальный опрос | Счет лет в истории. Работа с лентой времени |
| |
8 | Прошлое | 1 | Комбиниро-ванный | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, | Тест | Красная книга России (отдельные представи- |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 |
| Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Комбиниро-ванный | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Фрон-тальный опрос | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы |
|
10 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» | 1 | Комбиниро-ванный | Охрана растительного и животного мира | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Самостоятельная | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы |
| |
11 | При- | Равнины и горы России | 1 | Экскурсия | Россия на карте. Неживая и живая Формы земной Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фрон-тальный опрос | Образование гор |
|
12 | Моря, озера и реки России. 3.Безопас-ность на воде. Чистота и здоровье. | 1 | Комбиниро-ванный | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) | Великие озера |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 |
| Зона арктических пустынь | 1 | Комбиниро-ванный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фрон-тальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
|
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | Комбиниро-ванный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Фрон-тальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
| |
15 | Леса России | 1 | Урок- игра | Роль растений | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Графический диктант | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
16 |
| Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин). 4.Уступи змее дорогу. | 1 | Комбиниро-ванный | Роль растений | Понимать основные правила поведения Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Прове- | Природные зоны |
|
17 | Зона степей | 1 | Комбиниро-ванный | Растительный | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фрон-тальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
| |
18 | Пустыни | 1 | Комбиниро-ванный | Растительный | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить | Фрон-тальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
19
| 2 четв. (14 ч) | У Черного 5.Водный транспорт. | 1 | Комби-ниро-ванный | Растительный | Знать общие условия, | Фрон-тальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон |
|
20 | Экологичес-кое равно-
| 1 | Урок-игра | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Формы земной | Знать общие условия, Уметь использовать | Работа с Красной книгой родного края Тест Тематический | Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление) Природные |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
21 | Родной край – часть | Наш край | 1 | Комбиниро-ванный | Наблюдение | Знать название родного города.
| Текущий | Природные сообщества родного края. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| большой страны (12 ч) |
|
|
| наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Уметь показывать |
|
|
|
22 | Поверхность нашего края. | 1 | Экскурсия | Особенности | Уметь показывать | Текущий | Изменение |
| |
23 | Водоемы нашего края | 1 | Комбиниро-ванный | Водоемы родного края (названия, краткая характе- | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Графический диктант | Природные сообщества родного края. |
| |
24 | Наши подземные богатства | 1 | Комбиниро-ванный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать | Текущий | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
25 |
| Земля-кормилица | 1 | Комбиниро-ванный | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять | Текущий | Почва, ее значение для жизни |
|
26 | Жизнь леса. Лес – при- 6.Пожар в лесу. | 1 | Комбиниро-ванный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | Работа с Красной книгой | Растения и жи- Съедобные |
| |
27 | Жизнь луга. Луг – при- 7.Помощь при укусе насекомых.
| 1 | Комби-ниро-ванный | Графический диктант | Растения и жи- |
| |||
28 | Жизнь | 1 | Урок-игра | Текущий. Фрон-тальный опрос | Растения и жи- |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
| раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) |
|
|
|
29 | Растениевоство | 1 | Комбиниро-ванный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края. Виды растениеводства |
| |
30 | Незаметные защитники урожая | 1 | Комбиниро-ванный | Роль животных | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фрон-тальный опрос | Виды растениеводства |
| |
31 | Животноводство 8. Правила общения с животными. | 1 | Комбиниро-ванный | Роль животных | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Фрон-тальный опрос | Виды животноводства. Ветеринария |
| |
32 | Обобщение по разделу «Родной | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведе- |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
| ния из истории |
|
33
| Страницы всемир-ной истории 3 четв. (20 ч) | Начало истории человечества | 1 | Комбиниро-ванный | Человек – часть Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фрон-тальный опрос | История первобытного человека. Счет лет |
|
34 | Мир древности: далекий | 1 | Комбиниро-ванный | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Фрон-тальный опрос | История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет |
| ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Комбиниро-ванный | Знать историю средних веков | Фрон-тальный опрос | История феодального общества. Рыцарь |
| ||
36 | Новое время: встреча 9.Что влияет на здоровье. | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | Фрон-тальный опрос | Открытие |
| |
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей новейшего времени | Фрон-тальный опрос | Новейшая |
| |
38 | Обобщение по разделу | 1 | Комбиниро- | Счет лет в истории. Человек – | Уметь использовать приобретенные знания | Тест (10 мин) | Новейшая история. Страны |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
| «Страницы всемирной истории». 10.Вредные привычки. |
| ванный | часть природы | и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач |
| и народы мира |
|
39 | Стра- | Жизнь древних славян | 1 | Комбиниро-ванный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать | Фрон-тальный опрос | Древняя Русь |
|
40 | Во времена Древней Руси | 1 | Комбиниро-ванный | Фрон-тальный опрос | Древняя Русь |
| |||
41 | Страна 11. ПДД в городе. | 1 | Комбиниро-ванный | Тематический | Столицы Древней Руси |
| |||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) | Фрон-тальный опрос | Музеи. Экспонаты Древней Руси |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| ков истории | события из истории |
|
|
|
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Комбиниро-ванный | Россия на карте Охрана памятников истории | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать | Фрон-тальный опрос | Жизнь древних славян на Руси |
| |
44 | Русь расправляет крылья | 1 | Комбиниро-ванный | Фрон-тальный опрос | Историческая |
| |||
45 | Куликовская | 1 | Комбиниро-ванный | Фрон-тальный опрос | Историческая |
| |||
46 | Иван Третий | 1 | Комбиниро-ванный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории | Фрон-тальный опрос | Реформы Ивана Третьего |
| ||
47 | Мастера печатных дел | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать | Фрон-тальный опрос | История книгопечатания на Руси |
| |
48 | Патриоты 12.Можно ли уберечься от травм? | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Фрон-тальный опрос |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
49 | 4 чет-верть (16 ч) | Петр Великий | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся | познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Тест | Реформы Петра Великого |
|
50 | Михаил | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | Фрон-тальный опрос | Образование |
| |
51 | Екатерина | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | Тематический | Правление Екатерины Великой |
| |
52 | Отечествен-ная война 1812 года. 13.Первая помощь при травмах. | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фрон-тальный опрос | Историческая |
| |
53
| Страницы истории | 1 | Комбиниро-ванный | Россия на карте | Знать историю России XIX века. Уметь показывать | Фрон-тальный опрос | Историческая |
| |
54 | Россия вступает в XX век | 1 | Комбиниро- | Отдельные яркие | Уметь использовать | Тематический | Название основных достоприме- |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
| ванный | ные события общественной | для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества |
| чательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы |
|
55 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | Комбиниро-ванный | Россия на карте | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фрон-тальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы |
| |
56 | Великая война и Великая Победа | 1 | Комбиниро-ванный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого | Фрон-тальный опрос | Историческая |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
57 |
| Страна, открывшая путь в космос. 14.Здоровый образ жизни. | 1 | Комбиниро-ванный | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать | Фрон-тальный опрос | История покорения космоса |
|
58 | История | 1 | Комбиниро-ванный | Охрана памятников истории | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест (10 мин). Темати-ческий | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы |
| |
59 | Современная Россия | Основной | 1 | Комбиниро-ванный | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фрон-тальный опрос | Конституция – Основной закон Российской |
|
60 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». 15.Влияние положитель-ных эмоций на здоровье ребенка. | 1 | Комбиниро-ванный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Фрон-тальный опрос | Права ребенка |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
61 |
| Мы – граждане России | 1 | Комбиниро-ванный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Тематический. Тест | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта |
|
62 | Славные символы России | 1 | Комбиниро-ванный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, | Фрон-тальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы |
| |
63 | Такие разные праздники. 16. Влияние спиртных напитков и наркотиков на здоровье человека. | 1 | Комбиниро-ванный | Государственные праздники (День | Знать государственные праздники. Уметь описывать | Фрон-тальный опрос | Важнейшие события, происходящие в современной России. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) |
|
| характерные особенности быта |
|
64 | Путешествие по России | 1 | Комбиниро-ванный | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | Народы, насе- |
| |
65 | Путешествие по России | 1 | Комбиниро-ванный | Текущий | Народы, насе- |
| |||
66-67 | Путешествие по России | 2 | Комбиниро-ванный | Текущий. Графический диктант | Народы, насе- |
| |||
68 |
| Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест (10 мин) |
|
|