СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для ученика, получающего образование по индивидуальному образовательному маршруту.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа России"»

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения



Рассмотрено

Руководитель методического объединения учителей

Корнева Н.Ю.____________


Протокол № 1

от 30 » ___________2018 г.

Согласовано

Методист


____________Гоголева М.Ю.



«31» августа 2018 г

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора


______________ Е.Н. Шипкова


Приказ № 01-06/138

от «31 » августа 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру










***** Максима, ученика 4 класса, обучающегося по основной общеобразовательной программе начального общего образования






Корнева Н.Ю., учитель начальных классов














Ярославль, 2018


Пояснительная записка



Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру составлена на основе:


  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.

№ 1015»;

  • Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);

  • ПисьмаМинистерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Методического письма об организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области
    в 2018/2019 уч. г;

  • Приказа № 01-06/137 от 28 августа 2018 года «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ;

  • Примерной образовательной программы начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г;

  • УМК «Школа России» (автор А. А. Плешаков);

c учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/, рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения ***** Максима.





Место предмета в учебном плане

В учебном плане примерной образовательной программы начального общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

В учебном плане обучающегося Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» *****Максима на освоение программы учебного предмета отводится максимальная учебная нагрузка из 68 часов.







Особые образовательные потребности выпускника

Данная программа по окружающему миру учитывает индивидуальные особенности обучающегося. В результате обучения на дому у ***** Максима присутствует система знаний, основные мировоззренческие ориентиры сформированы под влиянием семьи и школы.

Работоспособность у ***** Максима средняя, он мало утомляется при интенсивной работе. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя и не провоцирует учителя на участие в такой работе, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям есть. В связи с особенностями личности выпускника преподавание сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями, учебными фильмами. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.

Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, множество иллюстративного материала – карты, рисунки, фотографии, плакаты.

Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, творческие задания.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Выпускник научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Выпускник научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


Выпускник получит возможность научиться:

  • пониманию особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительному отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознанию целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.










Тематическое планирование


п/п

Название раздела из программы



Общее кол-во часов

Характеристика видов деятельности

(прописывается с учетом специфики предмета)

Контроль (кол-во к/р, пр/р, лаборатоных работ)


Земля и человечество














9

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;

- моделировать строение Солнечной системы;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать результаты своей работы на уроке.

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать (виртуально) краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;

- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;

- характеризовать формы рельефа России;

- различать моря и озера;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

- характеризовать природные особенности зон

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- находить на карте региона крупные овраги и балки;

- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;

- составлять план описания озера (пруда);

- моделировать наиболее знакомый водный объект;

- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- различать зерна зерновых культур;

- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;

- находить на карте местоположение древних государств;

- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;

- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

2


Природа России


















10

2


Родной край – часть большой страны.




















15

2


Страницы всемирной истории




















5

1


Страницы истории России








20

2


Современная Россия


9

1


Итого

68


9



Содержание учебного предмета

«Человек и природа»

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Глобус как модель Земли.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу Географическая карта.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края (2–3 примера),

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.


Практические работы:

знакомство с картой звездного не­ба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте;

знакомство с историческими картами;

поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов;

поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России;

рассмат­ривание растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

знакомство с картой края;

рассмат­ривание полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животными луга, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание с по­мощью атласа-определителя.

Проект: «Человек и природа» (тема по выбору)



«Человек и общество»



Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Историческая карта.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Виртуальная экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.



Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

«Правила безопасной жизни»

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.














Календарно-тематическое планирование по предмету



урока

Дата проведения

Содержание урока


Домашнее задание

План

Факт

« Человек и природа»

Земля и человечество

1

Сентябрь

1 неделя

04.09

Повторение. Мир глазами астронома. Изучение схемы строения Солнечной системы.

с.4-8. Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

2

Сентябрь

1 неделя

06.09

Планеты Солнечной системы. Анализ схем вращения Земли. Практическая работа «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

с.9-15. Знать причину смены дня и ночи, времен года. Знать названия некоторых созвездий и звезд.


3

Сентябрь

2 неделя

11.09

Звёздное небо – Великая книга Природы. Формирование представлений о звездах, созвездиях. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира»

с.16-21. Называть созвездия.


4

Сентябрь

2 неделя

13.09

Стартовый контроль


5

Сентябрь

3 неделя

18.09

Мир глазами географа. Формирование представлений о географической карте и глобусе. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

с.22-28. Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

6

Сентябрь

3 неделя

20.09

Мир глазами историка. Формирование представления об истории как науке.


с.29-36. Знать, что изучает история. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

7

Сентябрь

4 неделя

25.09

Когда и где? Ознакомление с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление». Практическая работа. «Знакомство с историческими картами»

с.36-40. Уметь использовать ленту времени

8

Сентябрь

4 неделя

27.09

Мир глазами эколога. Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды.

с. 41-47.

9

Октябрь

1 неделя

02.10

Сокровища Земли под охраной человечества. Ознакомление с объектами Всемирного природного и культурного наследия. Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

с. 48-56. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Природа России

10

Октябрь

1 неделя

04.10

Равнины и горы России. Характеристика  земной поверхности.


с. 59-65. Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины.

11

Октябрь

2 неделя

09.11

Моря, озёра и реки России. Характеристика водные объекты.


с.66-70 Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе моря, озера, реки (без указания названий)

12

Октябрь

2 неделя

11.11

Природные зоны России. Знакомство с закономерным чередованием природных зон.

с.71-75 Знать общие условия смены природных зон.

Уметь находить на карте природные зоны России.

13

Октябрь

3 неделя

16.10

Зона арктических пустынь. Знакомство с особенностями природы, ее использованием.


с.76-83 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

14

Октябрь

3 неделя

18.10

Тундра. Знакомство с особенностями природы, ее использованием.


с.84-94 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

15

Октябрь

4 неделя

23.10

Леса России. Знакомство с особенностями природы, ее использованием.


с. 95-102Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

16

Октябрь

4 неделя

25.10

Лес и человек Роль леса в жизни человека и природы.


с. 103-109 Знать правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

17

Ноябрь

1 неделя

30.10

Зона степей. Знакомство с особенностями природы, ее использованием.


с. 110-117 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей.

18

Ноябрь

1 неделя

01.11

Пустыни. Знакомство с особенностями природы, ее использованием.


с. 118-125. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

19

Ноябрь

2 неделя

13.11

У Чёрного моря. Знакомство с особенностями природы, ее использованием


с. 126-134. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья.

20

Ноябрь

2 неделя

15.11

Обобщение и контроль по теме «Природа России»


Родной край — часть большой страны

21

Ноябрь

3 неделя

20.11

Наш край. Знакомство с особенностями природы своего края.


с.137-138. Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край.

22

Ноябрь

3 неделя

22.11

Поверхность нашего края. Формирование представления о поверхности родного края.

с.139-144. Знать формы земной поверхности.


23

Ноябрь

4 неделя

27.11

Водные богатства нашего края. Формирование представления о водоемах своего края.

с. 145-148. Уметь показывать на карте края водоемы. Давать характеристику реки родного края.

24

Ноябрь

4 неделя

29.11

Наши подземные богатства. Формирование представления о подземных богатствах.

с. 149-159. Знать полезные ископаемые своего края, их свойства и применение.

25

Декабрь

1 неделя

04.12

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.

Составить описание полезных ископаемых родного края.

26

Декабрь

1 неделя

06.12

Земля – кормилица. Ознакомление с видами почв и их составом.

с. 160-163. Знать понятие «почва», состав воды и почв.

27

Декабрь

2 неделя

11.12

Виртуальная экскурсия в лес  и на луг. Ознакомление с разнообразием растений.


28


Декабрь

2 неделя

13.12

Жизнь леса. Формирование представления о лесе как природном сообществе.

с. 164-169.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

29

Декабрь

3 неделя

18.12

Жизнь луга. Формирование представления о луге как природном сообществе.

с. 170-177.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных луга.

30

Декабрь

3 неделя

20.12

Жизнь в пресных водах. Формирование представления о жизни пресноводного водоема.

с. 178-186.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пресных водоемов.


31

Декабрь

4 неделя

25.12

Виртуальная экскурсия к водоему. Знакомство с обитателями водоема.


32

Декабрь

4 неделя

27.12

Растениеводство в нашем крае. Формирование представления о растениеводстве своего края.

с. 187-194. Знать отрасли растениеводства в родном крае.

33

Январь

1 неделя

10.01

Животноводство в нашем крае. Формирование представления о животноводстве своего края.

с. 195-203. Знать отрасли животноводства в родном крае.

34

Январь

1 неделя

15.01

Обобщение и контроль по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов.


«Человек и общество»

Страницы всемирной истории.

35

Январь

2 неделя

17.01

Начало истории человечества. Формирование представления о жизни первобытных людей.

с. 4-7. Знать историю первобытного мира. Использовать ленту времени

36

Январь

3 неделя


Мир древности: далёкий и близкий. Знакомство с Древним Египтом, Грецией и Римом

с. 8-14. Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

37

Январь

3 неделя


Средние века: время рыцарей и замков. Формирование представления о средневековье.

с. 15-21. Знать историю средних веков

38

Январь

4 неделя


Новое время: встреча Европы и Америки. Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох.

с. 22-28. Знать историю средних веков

39

Январь

4 неделя


Новейшее время: история продолжается сегодня. Ознакомление с достижениями в данный период.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»

с. 28-32. Знать историю Нового времени.

Страницы истории Отечества.

40

Февраль

1 неделя


Жизнь древних славян

с. 34-39.

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

41

Февраль

1 неделя


Во времена Древней Руси. Формирование представления о Древней Руси.

с. 40-45.Уметь показывать на карте границы Древней Руси.

42

Февраль

2 неделя


Страна городов. Формирование представления о городах Х-ХI вв.

с.46-53.

43

Февраль

2 неделя


Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси.

с.55-58.Уметь рассказывать о истории книги на Руси.

44

Февраль

3 неделя


Трудные времена на Русской земле. Формирование представления о военном деле на Руси.

с.59-64


45

Февраль

3 неделя


Русь расправляет крылья. Формирование представления о возрождении Руси.

с.65-69 Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

46

Февраль

4 неделя


Куликовская битва. Формирование представления о подвигах защитников Руси.

с. 70-74.

47

Февраль

4 неделя


Иван Третий. Формирование представления о Москве времен Ивана III.

с. 75-81.

48

Март

1 неделя


Мастера печатных дел. Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси.

с. 82-86 Знать историю книгопечатания на Руси

49

Март

1 неделя


Патриоты России. Формирование представления о народном ополчении.

с.87-93 Знать патриотов России XVII вв.


50

Март

2 неделя


Пётр Великий. Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах.

с. 94-100. Знать реформы Петра Великого.


51

Март

2 неделя


Михаил Васильевич  Ломоносов. Формирование представления о его жизни и деятельности.

с. 101-104. Знать вклад Ломоносова в отечественную и мировую науку и культуру.

52

Март

3 неделя


Екатерина Великая. Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II.

с. 105-111. Знать реформы Екатерины Великой

53

Март

3 неделя


Отечественная война 1812 года. Ознакомление с историческим периодом.

с.112-117. Уметь работать с исторической картой

54

Апрель

1 неделя


Страницы истории XIX века. Формирование представления о жизни в ХIХ веке.

с.122-126. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

55

Апрель

1 неделя


Россия вступает в XX век. Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века

с. 127-133. Знать основные события.

56

Апрель

2 неделя


Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Формирование представления о жизни страны в данный период.

с. 136-139. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России

57

Апрель

2 неделя


Великая война и великая Победа. Формирование представления о Великой Отечественной войне

с. 140-146. Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг

58

Апрель

3 неделя


Великая война и великая Победа. Знакомство с героями ВОВ.

с. 140-146

59

Апрель

3 неделя


Страна, открывшая путь в космос. Формирование представления о жизни страны в послевоенное время. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

с.147-152. Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. Знать первого космонавта.

Современная Россия

60

Апрель

4 неделя


Основной закон России и права человека.

С. 154-163


61

Апрель

4 неделя


Мы – граждане России. Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание».

С. 164-167 Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

62

Май

1 неделя


Славные символы России. Формирование представления о символах России

С. 164-174


63

Май

1 неделя


Такие разные праздники. Формирование представления о праздниках в России, их особенностях.

С. 175-179


64

Май

2 неделя


Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

С. 180-185


65

Май

2 неделя


Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

С. 186-192


66

Май

3 неделя


Путешествие по России (по Волге, по югу России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

С. 193-203


67

Май

3 неделя


Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.


68

Май

4 неделя


Презентация проектов. Представление результатов проектной деятельности.