ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Школа дистанционного обучения
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей Корнева Н.Ю.____________ Протокол № 1 от 30 » ___________2018 г. | Согласовано Методист ____________Гоголева М.Ю. «31» августа 2018 г | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ______________ Е.Н. Шипкова Приказ № 01-06/138 от «31 » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
***** Максима, ученика 4 класса, обучающегося по основной общеобразовательной программе начального общего образования
Корнева Н.Ю., учитель начальных классов
Ярославль, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№ 1015»;
Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);
ПисьмаМинистерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Методического письма об организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области
в 2018/2019 уч. г;
Приказа № 01-06/137 от 28 августа 2018 года «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ;
Примерной образовательной программы начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г;
УМК «Школа России» (автор А. А. Плешаков);
c учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/, рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения ***** Максима.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане примерной образовательной программы начального общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
В учебном плане обучающегося Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» *****Максима на освоение программы учебного предмета отводится максимальная учебная нагрузка из 68 часов.
Особые образовательные потребности выпускника
Данная программа по окружающему миру учитывает индивидуальные особенности обучающегося. В результате обучения на дому у ***** Максима присутствует система знаний, основные мировоззренческие ориентиры сформированы под влиянием семьи и школы.
Работоспособность у ***** Максима средняя, он мало утомляется при интенсивной работе. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя и не провоцирует учителя на участие в такой работе, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям есть. В связи с особенностями личности выпускника преподавание сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями, учебными фильмами. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.
Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, множество иллюстративного материала – карты, рисунки, фотографии, плакаты.
Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, творческие задания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Выпускник научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Выпускник научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Выпускник научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Выпускник получит возможность научиться:
пониманию особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительному отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознанию целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела из программы |
Общее кол-во часов | Характеристика видов деятельности (прописывается с учетом специфики предмета) | Контроль (кол-во к/р, пр/р, лаборатоных работ) |
| Земля и человечество
| 9 | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы; - моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своей работы на уроке. - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать (виртуально) краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; - различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; - характеризовать формы рельефа России; - различать моря и озера; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - характеризовать природные особенности зон - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; - находить на карте региона крупные овраги и балки; - описывать одну из рек по данному в учебнике плану; - составлять план описания озера (пруда); - моделировать наиболее знакомый водный объект; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - различать зерна зерновых культур; - выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. | 2 |
| Природа России
| 10 | 2 |
| Родной край – часть большой страны.
| 15 | 2 |
| Страницы всемирной истории
| 5 | 1 |
| Страницы истории России
| 20 | 2 |
| Современная Россия | 9 | 1 |
| Итого | 68 | | 9 |
Содержание учебного предмета
«Человек и природа»
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Глобус как модель Земли.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу Географическая карта.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края (2–3 примера),
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Практические работы:
знакомство с картой звездного неба;
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
знакомство с историческими картами;
поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
рассматривание растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
знакомство с картой края;
рассматривание полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животными луга, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание с помощью атласа-определителя.
Проект: «Человек и природа» (тема по выбору)
«Человек и общество»
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Историческая карта.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Виртуальная экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
«Правила безопасной жизни»
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Календарно-тематическое планирование по предмету
№ урока | Дата проведения | Содержание урока | Домашнее задание |
План | Факт |
« Человек и природа» Земля и человечество |
1 | Сентябрь 1 неделя | 04.09 | Повторение. Мир глазами астронома. Изучение схемы строения Солнечной системы. | с.4-8. Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. |
2 | Сентябрь 1 неделя | 06.09 | Планеты Солнечной системы. Анализ схем вращения Земли. Практическая работа «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | с.9-15. Знать причину смены дня и ночи, времен года. Знать названия некоторых созвездий и звезд. |
3 | Сентябрь 2 неделя | 11.09 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Формирование представлений о звездах, созвездиях. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира» | с.16-21. Называть созвездия. |
4 | Сентябрь 2 неделя | 13.09 | Стартовый контроль | |
5 | Сентябрь 3 неделя | 18.09 | Мир глазами географа. Формирование представлений о географической карте и глобусе. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | с.22-28. Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли |
6 | Сентябрь 3 неделя | 20.09 | Мир глазами историка. Формирование представления об истории как науке. | с.29-36. Знать, что изучает история. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества |
7 | Сентябрь 4 неделя | 25.09 | Когда и где? Ознакомление с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление». Практическая работа. «Знакомство с историческими картами» | с.36-40. Уметь использовать ленту времени |
8 | Сентябрь 4 неделя | 27.09 | Мир глазами эколога. Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды. | с. 41-47. |
9 | Октябрь 1 неделя | 02.10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Ознакомление с объектами Всемирного природного и культурного наследия. Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | с. 48-56. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. |
Природа России |
10 | Октябрь 1 неделя | 04.10 | Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности. | с. 59-65. Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины. |
11 | Октябрь 2 неделя | 09.11 | Моря, озёра и реки России. Характеристика водные объекты. | с.66-70 Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе моря, озера, реки (без указания названий) |
12 | Октябрь 2 неделя | 11.11 | Природные зоны России. Знакомство с закономерным чередованием природных зон. | с.71-75 Знать общие условия смены природных зон. Уметь находить на карте природные зоны России. |
13 | Октябрь 3 неделя | 16.10 | Зона арктических пустынь. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. | с.76-83 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. |
14 | Октябрь 3 неделя | 18.10 | Тундра. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. | с.84-94 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. |
15 | Октябрь 4 неделя | 23.10 | Леса России. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. | с. 95-102Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. |
16 | Октябрь 4 неделя | 25.10 | Лес и человек Роль леса в жизни человека и природы. | с. 103-109 Знать правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. |
17 | Ноябрь 1 неделя | 30.10 | Зона степей. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. | с. 110-117 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. |
18 | Ноябрь 1 неделя | 01.11 | Пустыни. Знакомство с особенностями природы, ее использованием. | с. 118-125. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. |
19 | Ноябрь 2 неделя | 13.11 | У Чёрного моря. Знакомство с особенностями природы, ее использованием | с. 126-134. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. |
20 | Ноябрь 2 неделя | 15.11 | Обобщение и контроль по теме «Природа России» | |
Родной край — часть большой страны |
21 | Ноябрь 3 неделя | 20.11 | Наш край. Знакомство с особенностями природы своего края. | с.137-138. Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край. |
22 | Ноябрь 3 неделя | 22.11 | Поверхность нашего края. Формирование представления о поверхности родного края. | с.139-144. Знать формы земной поверхности. |
23 | Ноябрь 4 неделя | 27.11 | Водные богатства нашего края. Формирование представления о водоемах своего края. | с. 145-148. Уметь показывать на карте края водоемы. Давать характеристику реки родного края. |
24 | Ноябрь 4 неделя | 29.11 | Наши подземные богатства. Формирование представления о подземных богатствах. | с. 149-159. Знать полезные ископаемые своего края, их свойства и применение. |
25 | Декабрь 1 неделя | 04.12 | Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. | Составить описание полезных ископаемых родного края. |
26 | Декабрь 1 неделя | 06.12 | Земля – кормилица. Ознакомление с видами почв и их составом. | с. 160-163. Знать понятие «почва», состав воды и почв. |
27 | Декабрь 2 неделя | 11.12 | Виртуальная экскурсия в лес и на луг. Ознакомление с разнообразием растений. | |
28 | Декабрь 2 неделя | 13.12 | Жизнь леса. Формирование представления о лесе как природном сообществе. | с. 164-169.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. |
29 | Декабрь 3 неделя | 18.12 | Жизнь луга. Формирование представления о луге как природном сообществе. | с. 170-177.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных луга. |
30 | Декабрь 3 неделя | 20.12 | Жизнь в пресных водах. Формирование представления о жизни пресноводного водоема. | с. 178-186.Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пресных водоемов. |
31 | Декабрь 4 неделя | 25.12 | Виртуальная экскурсия к водоему. Знакомство с обитателями водоема. | |
32 | Декабрь 4 неделя | 27.12 | Растениеводство в нашем крае. Формирование представления о растениеводстве своего края. | с. 187-194. Знать отрасли растениеводства в родном крае. |
33 | Январь 1 неделя | 10.01 | Животноводство в нашем крае. Формирование представления о животноводстве своего края. | с. 195-203. Знать отрасли животноводства в родном крае. |
34 | Январь 1 неделя | 15.01 | Обобщение и контроль по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. | |
«Человек и общество» Страницы всемирной истории. |
35 | Январь 2 неделя | 17.01 | Начало истории человечества. Формирование представления о жизни первобытных людей. | с. 4-7. Знать историю первобытного мира. Использовать ленту времени |
36 | Январь 3 неделя | | Мир древности: далёкий и близкий. Знакомство с Древним Египтом, Грецией и Римом | с. 8-14. Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени |
37 | Январь 3 неделя | | Средние века: время рыцарей и замков. Формирование представления о средневековье. | с. 15-21. Знать историю средних веков |
38 | Январь 4 неделя | | Новое время: встреча Европы и Америки. Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох. | с. 22-28. Знать историю средних веков |
39 | Январь 4 неделя | | Новейшее время: история продолжается сегодня. Ознакомление с достижениями в данный период. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» | с. 28-32. Знать историю Нового времени. |
Страницы истории Отечества. |
40 | Февраль 1 неделя | | Жизнь древних славян | с. 34-39. Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. |
41 | Февраль 1 неделя | | Во времена Древней Руси. Формирование представления о Древней Руси. | с. 40-45.Уметь показывать на карте границы Древней Руси. |
42 | Февраль 2 неделя | | Страна городов. Формирование представления о городах Х-ХI вв. | с.46-53. |
43 | Февраль 2 неделя | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси. | с.55-58.Уметь рассказывать о истории книги на Руси. |
44 | Февраль 3 неделя | | Трудные времена на Русской земле. Формирование представления о военном деле на Руси. | с.59-64 |
45 | Февраль 3 неделя | | Русь расправляет крылья. Формирование представления о возрождении Руси. | с.65-69 Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. |
46 | Февраль 4 неделя | | Куликовская битва. Формирование представления о подвигах защитников Руси. | с. 70-74. |
47 | Февраль 4 неделя | | Иван Третий. Формирование представления о Москве времен Ивана III. | с. 75-81. |
48 | Март 1 неделя | | Мастера печатных дел. Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси. | с. 82-86 Знать историю книгопечатания на Руси |
49 | Март 1 неделя | | Патриоты России. Формирование представления о народном ополчении. | с.87-93 Знать патриотов России XVII вв. |
50 | Март 2 неделя | | Пётр Великий. Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах. | с. 94-100. Знать реформы Петра Великого. |
51 | Март 2 неделя | | Михаил Васильевич Ломоносов. Формирование представления о его жизни и деятельности. | с. 101-104. Знать вклад Ломоносова в отечественную и мировую науку и культуру. |
52 | Март 3 неделя | | Екатерина Великая. Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II. | с. 105-111. Знать реформы Екатерины Великой |
53 | Март 3 неделя | | Отечественная война 1812 года. Ознакомление с историческим периодом. | с.112-117. Уметь работать с исторической картой |
54 | Апрель 1 неделя | | Страницы истории XIX века. Формирование представления о жизни в ХIХ веке. | с.122-126. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России |
55 | Апрель 1 неделя | | Россия вступает в XX век. Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века | с. 127-133. Знать основные события. |
56 | Апрель 2 неделя | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Формирование представления о жизни страны в данный период. | с. 136-139. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России |
57 | Апрель 2 неделя | | Великая война и великая Победа. Формирование представления о Великой Отечественной войне | с. 140-146. Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг |
58 | Апрель 3 неделя | | Великая война и великая Победа. Знакомство с героями ВОВ. | с. 140-146 |
59 | Апрель 3 неделя | | Страна, открывшая путь в космос. Формирование представления о жизни страны в послевоенное время. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». | с.147-152. Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. Знать первого космонавта. |
Современная Россия |
60 | Апрель 4 неделя | | Основной закон России и права человека. | С. 154-163 |
61 | Апрель 4 неделя | | Мы – граждане России. Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание». | С. 164-167 Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию |
62 | Май 1 неделя | | Славные символы России. Формирование представления о символах России | С. 164-174 |
63 | Май 1 неделя | | Такие разные праздники. Формирование представления о праздниках в России, их особенностях. | С. 175-179 |
64 | Май 2 неделя | | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях. | С. 180-185 |
65 | Май 2 неделя | | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях. | С. 186-192 |
66 | Май 3 неделя | | Путешествие по России (по Волге, по югу России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях. | С. 193-203 |
67 | Май 3 неделя | | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение. | |
68 | Май 4 неделя | | Презентация проектов. Представление результатов проектной деятельности. | |