Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6»
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№ _____________ от ________________
Директор МБОУ «Лицей № 6»
____________ А.М. Купцов
Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир» в 4а классе
к учебнику А.А.Плешакова
(68 часов)
составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта
начального общего образования
УМК «Школа России»
учителя начальных классов:
Дружининой
Ольги Борисовны
Данная программа
Заслушана на ШМО «25» мая 2020г.
Руководитель ШМО: О. А.Трунёва / /
Согласована на МСШ «27» мая 2020г.
Председатель МСШ: В.И.Меньшикова/
г. Северобайкальск
2020 – 2021 учебный год
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
У выпускника будут сформированы:
Регулятивные УУД:
• совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
• отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
• приобретут базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
• доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание учебного курса (68 часов)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX–начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дата по факту |
| Земля и человечество | 9 ч | | |
1 | Мир глазами астронома | 1 | 02.09-04.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | 07.09-11.09 | |
3 | Звездное небо - великая книга Природы | 1 | 07.09-11.09 | |
4 | Мир глазами географа | 1 | 14.09-18.09 | |
5 | Мир глазами историка. Памятники нашего города. Великие люди нашего города. | 1 | 14.09-18.09 | |
6 | Когда и где? | 1 | 21.09-25.09 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | 21.09-25.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | 28.09-02.10 | |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Тест №1 | 1 | 28.09-02.10 | |
| Природа России | 10 ч | | |
10 | Равнины и горы России. | 1 | 05.10-09.10 | |
11 | Моря, озера и реки России | 1 | 05.10-09.10 | |
12 | Природные зоны России | 1 | 12.10-16.10 | |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | 12.10-16.10 | |
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | 19.10-25.10 | |
15 | Леса России | 1 | 19.10-25.10 | |
16 | Лес и человек | 1 | 26.10-30.10 | |
17 | Зона степей | 1 | 26.11-30.10 | |
18 | Пустыни | 1 | 09.11-13.11 | |
19 | У Черного моря | 1 | 09.11-13.11 | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». Тест №2 | 1 | 16.11-20.11 | |
| Родной край - часть большой страны | 15 ч | | |
21 | Наш край | 1 | 16.11-20.11 | |
22 | Поверхность нашего края | 1 | 23.11-27.11 | |
23 | Поверхность нашего края (экскурсия) | 1 | 23.11-27.11 | |
24 | Водоемы нашего края. Озеро Байкал. | 1 | 30.11-04.12 | |
25 | Наши подземные богатства | 1 | 30.11-04.12 | |
26 | Земля-кормилица | 1 | 07.12-11.12 | |
27 | Наши проекты. Пробные ВПР | 1 | 07.12-11.12 | |
28 | Жизнь леса | 1 | 14.12-18.12 | |
29 | Жизнь луга | 1 | 14.12-18.12 | |
30 | Жизнь в пресных водах | 1 | 21.12-25.12 | |
31 | Экскурсия к водоёму | 1 | 21.12-25.12 | |
32 | Растениеводство в нашем крае. Республика Бурятия. | 1 | 11.01-15.01 | |
33 | Животноводство в нашем крае. Республика Бурятия. | 1 | 11.01-15.01 | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Тест№3 | 1 | 18.01-22.01 | |
| Страницы всемирной истории | 5 ч | | |
35 | Начало истории человечества. | 1 | 18.01-22.01 | |
36 | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | 25.01-29.01 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 25.01-29.01 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 01.02-05.02 | |
39 | Новейшее время: история продолжается Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Тест №4 | 1 | 01.02-05.02 | |
| Страницы истории Отечества | 20 ч | | |
40 | Жизнь древних славян. | 1 | 08.02-12.02 | |
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | 08.02-12.02 | |
42 | Страна городов. | 1 | 15.02-19.02 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 15.02-19.02 | |
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | 22.02-26.02 | |
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | 22.02-26.02 | |
46 | Куликовская битва. | 1 | 01.02-05.03 | |
47 | Иван Третий. | 1 | 01.03-05.03 | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | 09.03-12.03 | |
49 | Патриоты России | 1 | 09.03-12.03 | |
50 | Петр Великий | 1 | 15.03-19.03 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 15.03-19.03 | |
52 | Екатерина Великая | 1 | 29.03-02.04 | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | 29.03-02.04 | |
54 | Страницы истории XIX века. | 1 | 05.04-09.04 | |
55 | Россия вступает в XX век. | 1 | 05.04-09.04 | |
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 | 12.04-16.04 | |
57 -58 | Великая война и Великая Победа. Экскурсия в музей. Встреча с ветеранами ВОВ и тыла | 2 | 12.04-16.04 19.04-23.04 | |
59 | Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговые ВПР | 1 | 19.04-23.04 | |
| Современная Россия | 9 ч | | |
60 | Основной закон России и права человека | 1 | 26.04-30.04 | |
61 | Мы – граждане России. Наши Проекты | 1 | 26.04-30.04 | |
62 | Славные символы России | 1 | 03.05-07.05 | |
63 | Такие разные праздники | 1 | 03.05-07.05 | |
64-66 | Путешествие по России | 3 | 10.05-14.05 10.05-14.05 17.05-21.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. Тест №6 | 1 | 17.05-21.05 | |
68 | Презентация проектов | 1 | 24.05-28.05 | |