СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Окружающему миру на курс 1-4кл. разработана на основе Образовательной программы начального общего образования «В(С)ОШ при ФКУ «ИК№6» УФСИН России по Брянской области» 2019-2023г. Приказ № 951 от 09.08.19г.

Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Особенности программы.

Изложения и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, но в рабочую программу внесены изменения в связи с количеством выделенных часов в Учебном плане «В(С)ОШ при ФКУ «ИК№6» УФСИН России по Брянской области» (заочная форма обучения рассчитана на самостоятельное изучение). Данная программа обеспечивает обязательный минимум изучения курса.


2.Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

3.Место курса в учебном плане

Часовая нагрузка на изучение учебного курса определяется Учебным планом ГКУ Брянской области « Вечерняя (сменная) образовательная школа при ФКУ ИК 6 УФСИН России по Брянской области».

4. Планируемые результаты освоения курса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

5. Описание материально-техническое обеспечение учебного предмета

Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Плешаков А.А, Окружающий мир 1 класс в 2ч. М: «Просвещение» 2017г.

Плешаков А.А, Окружающий мир 2 класс в 2ч. М: «Просвещение» 2017г.

Плешаков А.А, Окружающий мир 3 класс в 2ч. М: «Просвещение» 2017г.

Плешаков А.А, Окружающий мир 4 класс в 2ч. М: «Просвещение» 2017г.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений:  М.: Просвещение, 2010

Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»  (авт. А. А.  Плешаков, М.: Просвещение, 2010

Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга  для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

Печатные пособия

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Информационно-коммуникативные средства

           Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СД)

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Интерактивная доска

Компьютер.

Сканер.

Принтер.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский. 

Доска.


6. Содержание курса.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Работа с цифровым микроскопом.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Датчик расстояния.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого ее члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп и индивидуальных особенностей: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественнозначимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видео- чаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката, или стенной газеты, или создание гипермедиа-сообщения к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»

« Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам.директора поУВР Директор школы

Горло С.В._______ Погуляева А.И._____ Ковалев А.М.____

Пр№1 «31» августа 2020г «31»августа 2020г Приказ№54/2020

от «31» августа2020г.

Содержание учебного предмета

окружающий мир 4 класс 2020-2021 уч. год

34 часов за год (1 час в неделю)

Горло С.В. (составитель Ф.И.О.)

Раздел и содержание

Кол-во часов

УУД по разделам

Земля и человечество.

Понятие об астрономии как науке. Планеты солнечной системы. Понятие о географии, истории, экологии как науке. Моря озера иреки России. Природные зоны России.

7

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать

Родной край - часть большой страны. Наш край на карте России. Растениеводство и животноводство нашего края.

2

Регулятивные:

-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные:

аспределять обязанности при работе в группе;

-учитывать мнение партнёра -обосновывать своё решение.

Страницы всемирной истории.

Начало истории человечества. Мир древности и средние века. Новое и новейшее время.

3

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта.

- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

-устанавливать причинно-следственные связи.

-сравнивать исторические события , делать обобщения

Страницы истории России.

Древняя Русь. Трудные времена на Русси. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Матера печатных дел. Петр Великий. М.В.Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812г. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страна открывшая путь в космос.

15

Регулятивные:

-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

сопоставлять информацию, представленную в

различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

-сравнивать исторические и литературные источники

- собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные:

аспределять обязанности при работе в группе;

-учитывать мнение партнёра обосновывать своё решение.


Современная Россия.

Мы –граждане России. Символы России.

Проверка знаний и умений.

7

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый - контроль.

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

-понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта.

- использовать готовые модели (глобус, карта).

-устанавливать причинно-следственные связи.

-сравнивать исторические события , делать обобщения

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку






Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»


« Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам.директора поУВР Директор школы

Горло С.В._______ Погуляева А.И._____ Ковалев А.М.____

Пр№1 «31» августа 2020г «31»августа 2020г Приказ№54/2020

от «31» августа2020г.

Календарно- тематический план

по окружающему миру в 4 классе 2020-2021 уч. год

34 часов за год (1 час в неделю)

Горло С.В. (составитель Ф.И.О.)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся.

план

факт

Земля и человечество. 7ч.

1



Понятие об астрономии как науке.

1









Знакомятся с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирают проекты для выполнения. Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Рассказают о мире с точки зрения астронома. Работают в паре: изучают по схеме строение Солнечной системы, перечисляют планеты в правильной последовательности, моделируют строение Солнечной системы, извлекают из учебника цифровые данные о Солнце, выписывают их в рабочую тетрадь. Работают со взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете материал, готовить сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

2



Солнца – ближайшая к Земле звезда.

1


3



Планеты солнечной системы.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризуют планеты, перечисляют их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществляют самопроверку. Различают планеты и их спутники. Работают в паре: анализируют схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливают причинно – следственные связи между движениями Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые

4



Причины смены дня и ночи и времен года.

1

5



Мир глазами географа.

1









Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Сравнивают глобус и карту полушарий, находят условные знаки на карте полушарий, обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества, составляют рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекают информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовят сообщения о них. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

6



Мир глазами историка.

1

Понимают учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составляют рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризуют роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещают краеведческий музей и готовят рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

7



Мир глазами эколога. (тест)

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Рассказывают о мире, с точки зрения эколога. Работают в паре: анализируют современные экологические проблемы, предлагают меры по их решению. Знакомятся с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находят в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовят сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Родной край - часть большой страны. 2ч.

8



Наш край на карте России

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Описывают по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находят на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекают из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждают меры по охране поверхности своего края. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

9



Растениеводство и животноводство нашего края.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Выявляют зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работают в группе: знакомятся по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовят сообщения. Практическая работа: определяют с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различают зёрна зерновых культур и сорта культурных растений. Выявляют зависимость животноводства в регионе от природных условий. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Страницы всемирной истории. 3ч.

10



Начало истории человечества.




1

Знакомятся с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирают проекты для выполнения. Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытной истории, обсуждают роль огня и приручения животных, анализируют иллюстрации учебника, рассказывают на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона, понимают роль археологии, работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

11



Мир древности и средние века.

1

12



Новое и новейшее время.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Определяют по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляют её с длительностью периодов Древнего мира и Средневековья. Сопоставляют жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживают по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждают методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Обсуждают роль великих географических открытий в истории человечества. Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

Страницы истории России. 15ч.

13



Жизнь древних славян.

1

Понимают учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживают по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках. Характеризуют систему государственной власти в 9 – 11 веках в Древней Руси. Отмечают на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения

14



Во временя Древней Руси.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Приводят факты возрождения северо – восточных земель Руси. Рассказывают по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты, прослеживают по карте объединение русских земель вокруг Москвы, обсуждают, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

15



Трудные времена на Руси.

1

Понимают учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживают по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках. Характеризуют систему государственной власти в 9 – 11 веках в Древней Руси. Отмечают на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения.

16



Куликовская битва

(тест за 1 полугодие)

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Прослеживают по карте передвижения русских и ордынских войск, составляют план пересказа о Куликовской битве. Отмечают на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждают, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского, рассказывают о поединках богатырей. Заполняют «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Осознают роль Куликовской битвы в истории России. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

17



Иван Третий.

1

Понимают учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Рассказывают об изменении политики в отношении Золотой Орды, описывают по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы, обсуждают значение освобождения от монгольского ига. Отмечают на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Заполняют «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

18



Мастера печатных дел.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Обсуждают, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывают о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставляют современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

19



Петр Великий.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Рассказывают о реформах Петра I на основе материала учебника. Извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I. Описывают достопримечательности Санкт – Петербурга. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт – Петербурга и год, когда Россия стала империей. Высказывают своё отношение к личности Петра Великого. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

20



М.В.Ломоносов.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Составляют план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживают по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждают, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечают на «ленте времени» дату основания Московского университета. Высказывают своё отношение к личности М.В. Ломоносова. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

21



Екатерина Великая.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Обсуждают, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Описывают достопримечательности Санкт – Петербурга. Сравнивают положение разных слоёв российского общества. Рассказывают по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва, о Ф.Ф. Ушакове, А.В. Суворове.

Прослеживают по карте рост территории государства. Извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в 18 веке. Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

22



Отечественная война 1812г.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывают о Бородинском сражении. Отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Заполняют «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Обсуждают, почему война 1812 года называлась отечественной, почему был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Извлекают из дополнительной литературы и Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

23



Страница истории 19 века.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (в группах) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучают текст учебника, выполняют задания из рабочей тетради и задания из электронного приложения к учебнику, готовят сообщения, презентовать в классе. Работают с историческими картами, сопоставляют исторические источники. Извлекают из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

24



Россия вступает в 20 века.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Отмечают на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составляют план рассказа о событиях начала XX века и рассказывают о них по плану. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

25-26



Великая война и Великая Победа.

2

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить. Составляют план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывают о ней по плану. Обсуждают значение Победы, прослушивают песни о войне, рассматривают фотографии и картины на тему Великой Отечественной войны. Собирают материал о мероприятиях празднования Дня Победы в родном городе. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые

27



Страна открывшая пусть в космос. (тест).

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Извлекают из дополнительной литературы и Интернета информацию об освоении космоса. Прослушивают в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина. Знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему. Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Современная Россия. 8ч.

28




Основной закон России и права человека.


1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Находят на политико – административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализируют закреплённые в Конвенции права ребёнка, обсуждают, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовят проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся). Выполняют задания из электронного приложения к учебнику. Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

29



Мы –граждане России.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить. Различают права и обязанности гражданина, устанавливают их взаимосвязь. Различают прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следят за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделируют деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры). Работают с терминологическим словариком. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

30



Символы России.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Знакомятся с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличают герб России от гербов других государств. Знакомятся с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем победы. Выучивают текст гимна России, знакомятся с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличают гимн Российской Федерации от гимнов Других государств. Обсуждают, зачем государству нужны символы. Моделируют символ класса. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

31



Такие разные праздники


1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомятся с праздниками и Памятными днями России, обсуждают их значение для страны и каждого её гражданина. Выясняют, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся. Рассказать о своих любимых праздниках. Работают со взрослыми: составляют календарь профессиональных праздниках в соответствиями с профессиями родителей. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

32



Путешествие по России. Регионы и города.

1

Понимают учебные задачи урока, стремятся их выполнить.

Знакомятся по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещают музеи, осматривают памятники истории и культуры. Анализируют и сравнивают гербы городов России, выясняют их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовят сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору). Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Понимат учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.

Обобщают знания по разделу, развивают познавательный интерес и творческую активность, умение работать с дополнительной литературой.

Выполняют тестовые задания с выбором ответа. Адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами.

33



Народы России.

1

34



Обобщение знаний.

(тест за год)

1