СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс на 2022-2023 уч.год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Буканская СОШ филиал МКОУ "Малобутырская СОШ"
МКОУ "Малобутырская СОШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Педагогическим советом | Организатор по УР | Директор МКОУ "Малобутырская |
______________ | ______________Сопина Н.Ф. | СОШ" |
______________Сиротина С.Н. | ||
Протокол № | Протокол № | |
от "" г. | от "" г. | Приказ № |
от "" г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1637293)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Горбатых Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
с. Буканское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||
1.1. | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 4 | 0 | 1 |
| Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.2. | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. | 4 | 0 | 1 |
| Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.3. | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 4 | 0 | 0 |
| Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.4. | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 4 | 1 | 1 |
| Экскурсия в художественный музей, просмотр | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.5. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 5 | 0 | 1 |
| Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.6. | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 2 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.7. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 3 | 0 | 1 |
| Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.8. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | 0 | 1 |
| Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.9. | Конституция — основной закон Российской | 1 | 0 | 1 |
| Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.10. | Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. | 3 | 1 | 0 |
| Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; | Устный опрос; Тестирование; | Российская ucportal.ru |
1.11. | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 1 | 0 | 0 |
| Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.12. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. | 0.5 | 0.5 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
1.13. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 0.5 | 0.5 | 0 |
| Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
Итого по разделу | 33 |
|
|
|
|
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||
2.1. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 0.5 | 0 | 0 |
| Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.2. | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. | 0.5 | 0 | 0 |
| Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.3. | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 0.5 | 0 | 0.5 |
| Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.4. | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 0.5 | 0 | 0.5 |
| Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.5. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. | 6 | 0 | 1 |
| Рассказ учителя о Международной Красной книге; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.6. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. | 1 | 0 | 0 |
| Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.7. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | 0 | 1 |
| Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.8. | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.9. | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.10. | Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.11. | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. | 1 | 0 | 1 |
| Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая | Устный опрос; Проект; | Российская ucportal.ru |
2.12. | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 0 |
| Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.13. | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, | 8 | 1 | 1 |
| Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
2.14. | Связи в природной зоне. | 1 | 1 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
Итого по разделу | 24 |
| ||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
3.2. | Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и | 2 | 1 | 1 |
| Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
3.3. | Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 2 | 1 | 1 |
| Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; | Устный опрос; | Российская ucportal.ru |
Итого по разделу | 5 |
| ||||||
Резервное время | 6 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 14 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Что изучает история? Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
2. | История Отечества. Лента времени. Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
3. | Как образовалось Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
4. | Первые русские князья Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
5. | Культура Руси Человек и общество. История Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
6. | Нашествие Батыя на Русь Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
7. | Князь Александр Невский Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
8. | Куликовская битва Человек и общество. История Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
9. | Иван III Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
10. | Иван IV. Расширение Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
11. | Как жили на Руси в XV- Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Творческая |
12. | Смутное время. Минин и Пожарский Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
13. | Первый русский император- Петр I Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
14. | Великий русский учёный Михаил Васильевич Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
15. | Екатерина II Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; Тестирование; |
16. | Отечественная война 1812 г. Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Проект |
17. | Восстание декабристов. Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
18. | Отмена крепостного права Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
19. | Новые времена в жизни Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
20. | Последний император Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
21. | Гражданская война в Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
22. | Образование Советского Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
23. | Великая отечественная Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
24. | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом Человек и общество. История Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
25. | Восстановление народного хозяйства Человек и Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
26. | Научные достижения ХХ века Человек и общество. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.Наиболее важные и яркие события Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Творческая |
27. | Президент РФ — глава Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
28. | Конституция РФ Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
29. | Россия - (Основные религии Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
30. | Ты — гражданин России Человек и общество. Государственное Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; |
31. | Символы России и твоего края Человек и общество. Государственное Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; Тестирование; |
32. | Государственные Государственные Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
33. | Современная Россия. Дальний Восток Человек и общество. Государственное устройство РФ (общее Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
34. | Современная Россия. Сибирь Человек и Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
35. | Современная Россия. Урал Человек и общество. Государственное Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
36. | Современная Россия. Северные города России Человек и общество. Государственное Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
37. | Современная Россия. Города центральной России Человек и общество. Государственное Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
38. | Современная Россия. Города на Волге и на юге России Человек и Конституция — Основной закон Российской Общая характеристика Проверим себя и оценим свои достижения по | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос |
39. | Что изучает астрономия? Человек и природа. Солнце— ближайшая к намзвезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Творческая |
40. | Планеты солнечной Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
41. | Что изучает экология? Человек и природа. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископа-емых, растительного и Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
42. | Экологические проблемы и пути их решения Человек и природа. Охрана Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
43. | Защитим нашу планету Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
44. | Международная красная книга Человек и природа. Охрана природных | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
45. | Всемирное природное Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
46. | Всемирное культурное Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
47. | Что изучает география? Человек и природа. Формы земной поверхности: Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
48. | Форма Земли. Карта Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
49. | Равнины России Человек и природа. Формы земной Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
50. | Горы России Человек и Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
51. | Моря, озера и реки России Человек и природа. Формы земной поверхности: Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
52. | Значение водоемов и их Формы земной Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
53. | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность Формы земной Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
54. | Как деятельность человека изменяет поверхность Формы земной Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. Водоёмы и реки родного края: Международная Красная книга (3—4 | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Проект; |
55. | Природные зоны России. Человек и природа. Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
56. | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Человек и природа. Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
57. | Природные зоны России. Тундра Человек и природа. Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Тестирование; |
58. | Природные зоны России. Тайга. Человек и природа. Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
59. | Природные зоны России. Зона смешанных и Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
60. | Лес и человек Человек и Связи в природной зоне. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Творческая |
61. | Природные зоны России. Степь. Человек и природа. Природные зоны России: общее представление об | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
62. | Природные зоны России. Пустыня. Человек и Связи в природной зоне. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
63. | Природные зоны России. Субтропики. Человек и Связи в природной зоне. Проверим себя и оценим свои достижения по | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
64. | Безопасность. Полезные и вредные привычки. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
65. | Безопасность в Интеренете: работа с информацией Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
66. | Безопасность Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
67. | Безопасность в городе. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Практическая работа; |
68. | Безопасность в Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: Безопасность в Интернете (поиск достоверной | 1 | 1 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 14 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник "Окружающий мир" (в 2 частях);
4 класс / А.А. Плешаков;
Рабочая тетрадь (в 2-х частях) 4 класс / А.А.Плешаков;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные рабочие программы начального общего образования «Окружающий мир 1-4» / Институт стратегии развития образования российской академии образования – М., 2021 2.Учебник "Окружающий мир" (в 2 частях) 4 класс / А.А. Плешаков
CD диск электронное приложение к учебнику
3.Рабочая тетрадь (в 2-х частях) 4 класс / А.А.Плешаков;
4.Тесты. 4 класс / А.А. Плешаков
5.Проверочные работы. 4 класс / А.А Плешаков
6.Методические рекомендации
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа http: // resh.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал "Информационные коммуникационные технологии в образовании" http://www. ict.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ЦОР) http://www. school-
collection.edu.ru
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu Газета «1 сентября» www.1september.ru
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Учительский портал http://www. ucportal.ru
Всероссийский учительский портал ЗАВУЧ. ИНФО http://www. zavuch.info
Интернет портал ProШколу.ru http://www. proshkolu.ru
Cоциальная сеть работников образования http://www.nsportal.ru Проект "Началка"
http://www.nachalka.com
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. http://1-4.prosv.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков сайт для учителей» 1-4 класс http://kopilurokov.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Сетевое образовательное сообщество учителей Инфоурок https://infourok.ru
Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net
Сетевое образовательное сообщество учителей Мультиурок https:// multiurok.ru
«4 ступени» Клуб учителей начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/135-n4 http://.ru Детский журнал Филиппок (интересные факты об окружающем мире)
http:// blogspot. ru blogspot Детские новости со всего света
http:// geo.historic.ru Карты по географии, справочные данные
http:// megabook.ru Более 10 познавательных энциклопедий, 75 тыс. статей, 30 тыс. иллюстраций http:// rospriroda.ru Природные зоны России (Артика, Тундра, Тайга, Степи)
http:// rusfederation.narod.ru›text3.html Крещение Руси
http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир
http://Historic.Ru – Всемирная история
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта РФ, глобус
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Проектор
2. Ноутбук
3. Колонки