СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана к УМК "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС

УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон об образовании РФ;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 ;

  • Авторская программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»;

  • ООП МБОУ «Павлоградский лицей им. Б. М. Катышева».


Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Общая характеристика предмета


В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

  • понимание особой роли России в мировой истории;

  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ – описание о странах – соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.



Содержание курса

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.

Человек – живое существо (организм) (16 ч)

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условие их развития.


Твоё здоровье (12 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек – часть природы (2 ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.


Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


Родная страна: от края до края (10 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).


Человек – творец культурных ценностей (12 ч)

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).


Человек – защитник своего Отечества (5 ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии.

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).


Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государств.


Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»



п/п

Тема урока


Дата


Кол.

часов

Предметные результаты


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1. Человек – живое существо (организм) (16 ч)

1

Организм человека


1

- характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

- объяснять особую роль нервной системы в организме.

применять в житейской практике правила здорового образа жизни.

2

Нервная система


1

3

Двигательная система организма человека


1

4-5

Пищеварительная система


2

6

Дыхательная система

23.09

1

7

Кровеносная система

27.09

1

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

30.09

1

9

Кожа

4.10

1


10-13

Как человек воспринимает окружающий мир (органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)

7.10

11.10

14.10

4

14

Мир чувств

18.10

1

15

Внимание

21.10

1

16

Память

25.10

1

2. Твое здоровье (12 ч)

17-18

Режим дня

Практическая работа: «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

28.10

1.11

2

- раскрывать принципы здорового образа жизни;

- объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя;

- различать ядовитые грибы и растения;

- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни,


- соблюдать правила гигиены и физической культуры;

- различать полезные и вредные привычки.


19

Правила закаливания

15.11

1

20

Можно ли снять усталость?

Практическая работа: «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок»

18.11

1

21-22

Поговорим о вредных привычках

22.11

25.11

2

23-24

Когда дом становится опасным

29.11

2.12

2

25-26

Улица полна неожиданностей

6.12

9.12

2

27-28

Если случилась беда

Практическая работа: «Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)»

13.12

16.12

2

3. Человек – часть природы (2 ч)

29

Чем человек отличается от животного?

20.12

1

- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

- характеризовать условия роста и развития ребенка.



30

От рождения до старости

23.12

1

4. Человек среди людей ( 5 ч)

31

Поговорим о доброте

27.12

1

- приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение

32

Что такое справедливость

13.01

1

33

О смелости

17.01

1

34-35

Умеешь ли ты общаться?

20.01

24.01

2

5. Родная страна: от края до края (10 ч)

36

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

27.01

1

- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках особенности разных природных зон;

- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

- находить на карте равнины и горы России (своего края);

- выделять особенности кремлевских городов.

- обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников;

- описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

37

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

31.01

1

38

Природные зоны России. Степи и пустыни.

3.02

1

39

Почвы России

7.02

1

40-41

Рельеф России

10.02

14.02(10)

2

42

Как возникли и строились города

17.02(21)

1

43

Россия и ее соседи. Япония.

21.02(28)

1

44

Россия и ее соседи. Китай.

28.02(3)

1

45

Россия и ее соседи. Королевство Дания

3.03(7)

1

6. Человек – творец культурных ценностей (12 ч)

46

Что такое культура

7.03(10)

1

- ориентироваться в понятии «культура»;

- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

- называть основные события в культурной жизни России и их даты;

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

- обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах;

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного

47

Из истории письменности

10.03(14)

1

48-49

О первых школах и книгах

14.03(17)

17.03(17)

2

50

Чему и как учились при Петре I

21.03

1

51-52

Русское искусство до XVIII века

24.03

4.04

2

53-54

Искусство России XVIII века

7.04

11.04

2

55-56

Золотой век русской культуры (XIX век)

14.04

18.04

2

57

Искусство России XX века

21.04

1

7. Человек – защитник своего Отечества (5 ч + 1 ч )

58-59

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва

25.04

28.04

2

- составлять рассказ – повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного

60

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

5.05

1

61

Отечественная война 1812 года

2.05

1

62-63

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов

12.05

16.05

2

8. Гражданин и государство (3 ч)

64-66

Гражданин и государство

19.05

23.05

3

- характеризовать права и обязанности гражданина России

- обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах

Резерв (2ч)

67-68

Повторение пройденного за год

26.05

30.05

2