ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему мирусоставлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы»
Цель курса
Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Воспитывать любовь к своему городу (аулу), к своей малой Родине, России.
Специфика программы
имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
имеет ярко выраженный интегративный характер;
соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основные содержательные линии курса:
Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных;в царстве грибов; великий круговорот жизни;Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем;экологическая безопасность;Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира.Виды и формы организации учебного процессаУроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
Проверка и оценка усвоения программы
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 16 часов | Практических работ – 7; экскурсий – 1; проект-1; проверочных работ - 2 |
2 четверть | 16 часов | Практических работ – 2; проверочных работ - 1 |
3 четверть | 20 часов | Практических работ – 2; проект-2; проверочных работ – 2,тест-4 |
4 четверть | 18 часов | Экскурсий – 1;проектов -2; проверочных работ – 1,тест-1 |
Итого: | 70 часов (2 часа в неделю) |
1 | Как устроен мир? | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 |
3 | Мы и наше здоровье | 7 |
4 | Наша безопасность | 9 |
5 | Чему учит экономика? | 13 |
6 | Путешествия по городам и странам | 17 |
| Итого: | 70 |
Содержание курса .Как устроен мир – 6 часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.Эта удивительная природа – 18 часов
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
Мы и наше здоровье – 7 часов
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность – 9 часов
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.Чему учит экономика – 13 часов
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам - 17часов
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 70 часов
№ п/п | Тема урока НРК, ОБЖ | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/з | План | Факт |
1 четверть 16 часов |
1 | Природа.Природа малой родины. ОБЖ «Окружающая среда – что это?» | Знать: человек – часть природы и общества; термины «герб», «флаг», «гимн»; правила поведения на природе. Уметь: называть объекты живой природы. | 3-9; | 03.09 | |
2 | Человек | 10-15; | 06.90 | |
3 | Общество | 16-21; | 10.09 | |
4 | Мир глазами эколога | 22-26; | 13.09 | |
5 | Природа в опасности! | 27-32; | 17.09 | |
6 | Экскурсия № 1 «Природа вокруг нас» | | 20.09 | |
7 | Обобщение и проверочная работа по теме «Как устроен мир?» | | 24.09 | |
8 | Тела, вещества, частицы | Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между природой и человеком; между живой и неживой природой. | 33-38; | 27.09 | |
9 | Разнообразие веществ | 39-43; | 01.10 | |
10 | Воздух и его охрана. Кавказский государственный биосферный заповедник | 44-48; | 04.10 | |
11 | Вода. Реки аула, республики. ОБЖ «Водоёмы» | 49-52; | 08.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды. | 53-56; | 11.10 | |
13 | Берегите воду! Проверочная работа № 2 по теме «Превращения и круговорот воды» | 57-61; | 15.10 | |
14 | Как разрушаются камни?Кавказские горы | 62-64; | 18.10 | |
15 | Что такое почва | 65-70; | 22.10 | |
16 | Разнообразие растений Растения РА | 71-75; | 25.10 | |
2 четверть 16 часов | |
17 | Солнце, растения и мы с вами | 76-79; | 05.11 | |
18 | Размножение и развитие растений | 80-83; | 08.11 | |
19 | Охрана растений Красная книга Адыгеи | Уметь: рассказывать о разнообразии животных, называть их группы; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком. | 84-88; | 12.11 | |
20 | Разнообразие животных Животный мир РА | 89-95; | 15.11 | |
21 | Кто что ест | 96-99; | 19.11 | |
22 | Невидимая сеть и невидимая пирамида | 100-104; | 22.11 | |
23 | Размножение и развитие животных | 105-111; | 26.11 | |
24 | Охрана животных Кавказский государственный биосферный заповедник | 112-117; | 29.11 | |
25 | В царстве грибов | 118-123; | 03.12 | |
26 | Великий круговорот жизни | 124-126; | 16.12 | |
27 | Обобщение и проверочная работа № 3 по теме «Эта удивительная природа». | | 10.12 | |
28 | Организм человека ОБЖ «Как сделать сон полезным» | Знать: строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; основы здорового образа жизни. | 127-131; | 13.21 | |
29 | Органы чувств | 132 – 135; | 17.12 | |
30 | Надёжная защита организма ОБЖ «Забота о коже» | 136-139; | 20.12 | |
31 | Опора тела и движение | 140-143; | 24.12 | |
32 | Наше питание ОБЖ «Как следует питаться» | 144-147; | 27.12 | |
3 четверть 20 часов |
33 | Дыхание и кровообращение | Знать: правила личной гигиены | 148-150; | 14.01 | |
34 | Умей предупреждать болезни. Лекарственные растения малой родины | 151-153; | 17.01 | |
35 | Здоровый образ жизни. Проверочная работа № 4 по теме «Мы и наше здоровье» | 154-157; | 21.01 | |
36 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Предупреждение бытового травматизма» | Знать: правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности. Уметь: выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды. | 3-7; | 24.01 | |
37 | Чтобы путь был счастливым | 8-13; | 28.01 | |
38 | Дорожные знаки | 14-17; | 31.01 | |
39 | Экскурсия № 2 «Дорожные знаки». ОБЖ «Знакомство с дорожными знаками» | | 04.02 | |
40 | Опасные места | 18-22; | 07.02 | |
41 | О молниях, змеях, собаках и прочем. | 23-28; | 11.02 | |
42 | Экологическая безопасность | 29-34; | 14.02 | |
43 | Обобщение и проверочная работа № 5 по теме «Наша безопасность» | | 18.02 | |
44 | Для чего нужна экономика? | Знать: понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике. Уметь: рассказывать об особенностях растениеводства и животноводства | 35-39; | 21.02 | |
45 | Три кита экономики | 40-47; | 25.02 | |
46 | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Адыгеи. | 48-52; | 28.02 | |
47 | Растениеводство. Растениводствофермеров и колхозов малой родины | 53-59; | 04.03 | |
48 | Животноводство. Животноводство района. ОБЖ «Природа» | 60-63; | 07.03 | |
49 | Какая бывает промышленность? Промышленность РА | 64-67; | 11.03 | |
50 | Что такое деньги? | 68-72; | 14.03 | |
51 | Государственный бюджет | 73-76; | 18.03 | |
52 | Семейный бюджет | 77-80; | 21.03 | |
4 четверть 18 часов |
53 | Экономика и экология | | 81-86; | 01.04 | |
54 | Обобщение и проверочная работа № 6 по теме «Чему учит экономика?» | | | 04.04 | |
55 | Золотое кольцо России ОБЖ «Будь внимательным иосторожным» | Знать: некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Уметь: показывать на карте города России, страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы. | 87-99; | 08.04 | |
56 | 10.04 | |
57 | 11.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи(усть-лабинцы) | 100-109; | 15.04 | |
59 | На севере Европы | 110-119; | 18.04 | |
60 | 22.04 | |
61 | Что такое Бенилюкс? | 120-126; | 25.04 | |
62 | В центре Европы | 127-133; | 29.04 | |
63 | Путешествие по Франции и Великобритании | 134-143; | 06.05 | |
64 | 07.05 | |
65 66 | На юге Европы | 144-150; | 13.05 16.05 | |
67 68 | По знаменитым местам мира Знаменитые места РА | 151-155; | 20.05 23.05 | |
69 | Проверочная работа № 7 «Что мы узнали и чему научились за год?» | | 27.05 | |
70 | КВН «Что мы узнали и чему научились за год?» | | 30.05 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся должны знать:
что человек – часть природы и общества;
понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.
2