МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа№2
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО __________________/С.А. Изотова/ Протокол № __ от __.__.2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________/И.И. Гоголь/ __.__.2018г. | «Утверждаю» Директор _______________/А.Н.Олешко / Приказ №___ от __.__.2018г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
Составитель:
Полунина Наталья Викторовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п. Комаричи 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ КСОШ №2, учебного плана МБОУ КСОШ №2 на 2018-2019учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы использовались программы и учебники:
- Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение.2011.
- УМК. Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. История родного края. 3 класс. Брянск: Курсив, 2013.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю,34 учебные недели.
В курс интегрирован региональный компонент Брянский край.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. ,
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять з них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором! (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных зада* и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3)готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать nnaij презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Планируемые результаты обучения
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- кто такие археологи;
- о жизни наших предков, о событиях, происходящих в их жизни;
- исторические места родного края;
- основные сведения о своем городе;
- археологические памятники Брянской области;
- символы Брянского края.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
-работать с картой;
-работать с лентой времени;
-записывать римскими цифрами;
-подбирать предметы прошлого и описывать их;
- называть древние города Брянского края;
- рассказывать о событиях, происходящих в жизни наших предков;
-извлекать информацию из разных источников.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Содержательный раздел
Разделы курса «Брянский край» 3 класса
предусматривают различные формы организации учебных занятий: занятия в классе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
В 3 классе проводятся экскурсии в школьный музей, краеведческий музей, по историческим местам поселка и области.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, карты.
Содержание курса « Брянский край. История родного края»
1 О чём рассказывает наука история - 1 час
2. История времени -2 часа
3. Исторические источники - 2 часа
4. Археология – наука древностей - 3 часа
5. Славянская письменность - 2 часа
6. Геральдика - 1 час
7. Символы Брянского края - 2 часа
8. Моя родословная - 2 часа
9. Моё имя - 1час
10. Имена на карте - 2 часа
11. Откуда мы родом - 3 часа
12. Откуда пошла Русь - 1 час
13. Брянское княжество - 1 час
14. Древний город - 1 час
15. Не посрамим русской земли - 2 часа
16. Брянский край при Петре 1 - 1 час
17. Брянский край в годы Великой Отечественной войны - 3 часа
18. Брянская область сегодня - 4 часа. /Итого: 34 часа
Тематическое планирование
№ урока п/п | Наименование раздела, тема урока | Количе ство часов | Дата | |
по плану | фактически |
1 четверть: (18 часов-1час)=17 часов | |
Как устроен мир (6 часов) |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 1ч. | 04.09 | | |
2. | Человек. Брянский край. О чем рассказывает наука история | 1ч. | 06.09 | |
3. | Проект «Богатства, отданные людям».
| 1ч. | 11.09 | |
4. | Общество. Брянский край. История времени. Календарь Древней Руси. | 1ч. | 13.09 | |
5. | Что такое экология. Брянский край. История времени. Календарь Древней Руси. | 1ч. | 18.09 | |
6. | Природа в опасности! Охрана природы. Экскурсия. | 1ч. | 20.09 | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) | |
7. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 Брянский край. Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска. | 1ч. | 25.09 | | |
8. | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 1ч. | 27.09 | |
9. | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». Брянский край. Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска. | 1ч. | 02.10 | |
10. | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1ч. | 04.10 | |
11. | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 1ч. | 09.10 | |
12. | Берегите воду! Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1ч. | 11.10 | |
13. | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | 1ч. | 16.10 | |
14. | Разнообразие растений. Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1ч. | 18.10 | |
15. | Солнце, растения и мы с вами. Брянский край. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. | 1ч. | 23.10 | |
16. | Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 1ч. | 25.10 | |
17. | Охрана растений. Брянский край. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. | 1ч. | 30.10 | |
2 четверть: (14 часов) | |
18. | Разнообразие животных. Брянский край. Геральдика. | 1ч. | 08.11 | |
19. | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1ч. | 10.11 | |
20. | Размножение и развитие животных. | 1ч. | 15.11 | |
21. | Охрана животных. Брянский край. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. | 1ч. | 17.11 | |
22. | В царстве грибов. Брянский край. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. | 1ч. | 22.11 | |
23. | Великий круговорот жизни. Тест №1. Брянский край. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | 1ч. | 24.11 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | |
24. | Организм человека. Брянский край. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | 1ч. | 29.11 | | |
25. | Органы чувств. Брянский край. Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | 1ч. | 04.12 | |
26. | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1ч. | 06.12 | |
27. | Опора тела и движение. Брянский край. Имена на карте. Как люди выбирали названия | 1ч. | 11.12 | |
28. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1ч. | 13.12 | |
29. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | 1ч. | 18.12 | |
30. | Умей предупреждать болезни. Брянский край. Имена на карте. Как люди выбирали названия | 1ч. | 20.12 | |
31. | Здоровый образ жизни. Брянский край. Откуда мы родом.Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 1ч. | 25.12 | |
3 четверть: (20 часов+1час)=21час |
32. | Проверочная работа за первое полугодие. Оценка достижений. Брянский край. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 1ч. | 10.01 | | |
33 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1ч. | 15.01 | |
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) | |
34. | Огонь, вода и газ. Брянский край. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 1ч. | 17.01 | |
35. | Чтобы путь был счастливым. Тест № 2. Брянский край. Откуда пошла Русь. Первые русские князья. | 1ч. | 22.01 | |
36. | Дорожные знаки. Тест № 3. Брянский край. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском | 1ч. | 24.01 | |
37. | Проект «Кто нас защищает». | 1ч. | 29.01 | |
38. | Опасные места. Брянский край. Древний город. Древние города Брянского края. | 1ч. | 31.01 | |
39. | Природа и наша безопасность. Брянский край. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. | 1ч. | 05.02 | |
40. | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1ч. | 07.02 | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | |
41. | Для чего нужна экономика. Брянский край. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. | 1ч. | 12.02 | | |
42. | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | 1ч. | 14.02 | |
43. | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые». | 1ч. | 19.02 | |
44. | Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | 1ч. | 21.02 | |
45. | Животноводство. Брянский край. Брянский край при Петре 1 | 1ч. | 26.02 | |
46. | Какая бывает промышленность. Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение. | 1ч. | 28.02 | |
47. | Проект «Экономика родного края». | 1ч. | 05.03 | |
48. | Что такое деньги. | 1ч. | 07.03 | |
| Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». | | | | |
| | | | |
49. | Государственный бюджет. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. | 1ч. | 12.03 | |
50. | Семейный бюджет. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. | 1ч. | 14.03 | |
51. | Экономика и экология. Тест №4 | 1ч. | 19.03 | |
52. | Экономика и экология. Брянский край. Брянская область сегодня. | 1ч. | 21.03 | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) |
53. | Золотое кольцо России. | 1ч. | 02.04 | |
54. | Золотое кольцо России. | 1ч. | 04.04 | |
55. | Золотое кольцо России. | 1ч. | 09.04 | |
56. | Золотое кольцо России. | 1ч. | 11.04 | |
57. | Проект «Музей путешествий». | 1ч. | 16.04 | |
58. | Наши ближайшие соседи. Брянский край. Экскурсия в краеведческий музей. | 1ч. | 18.04 | |
59. | На севере Европы. | 1ч. | 23.04 | |
60. | Что такое Бенилюкс. | 1ч. | 25.04 | |
61. | В центре Европы. | 1ч. | 30.04 | |
62. 63. | По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1ч. 1ч. | 02.05 07.05 | |
63. | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1ч. | 07.05 | |
64. | На юге Европы. | 1ч. | 10.05 | |
65. | По знаменитым местам мира. Тест №5 Брянский край. Экскурсия по историческим местам поселка. | 1ч. | 14.05 | |
66. | Проверочная работа за второе полугодие. Брянский край. Итоговое занятие. | 1ч. | 16.05 | |
67. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1ч. | 21.05 | |
68. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1ч. | 23.05 | |