СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ КСОШ №2, учебного плана МБОУ КСОШ №2 на 2018-2019учебный год.

     При разработке и реализации рабочей программы использовались программы и учебники:

- Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение.2011.

- УМК. Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. История родного края. 3 класс. Брянск:  Курсив, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа№2


«Рассмотрено на МО и

рекомендовано к

утверждению»

Руководитель ШМО

__________________/С.А. Изотова/

Протокол № __ от __.__.2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________/И.И. Гоголь/

__.__.2018г.

«Утверждаю»

Директор

_______________/А.Н.Олешко /

Приказ №___ от __.__.2018г.





Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 класса



Составитель:

Полунина Наталья Викторовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




п. Комаричи 2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ КСОШ №2, учебного плана МБОУ КСОШ №2 на 2018-2019учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы использовались программы и учебники:

- Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- М.: Просвещение.2011.

- УМК. Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. История родного края. 3 класс. Брянск:  Курсив, 2013.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю,34 учебные недели.

В курс интегрирован региональный компонент Брянский край.


Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком­муникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг. ,

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять з них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором! (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се­бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  1. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных зада* и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

3)готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать nnaij презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.

Планируемые результаты обучения

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- кто такие археологи;

- о жизни наших предков, о событиях, происходящих в их жизни;

- исторические места родного края;

- основные сведения о своем городе;

- археологические памятники Брянской области;

- символы Брянского края.

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

-работать с картой;

-работать с лентой времени;

-записывать римскими цифрами;

-подбирать предметы прошлого и описывать их;

- называть древние города Брянского края;

- рассказывать о событиях, происходящих в жизни наших предков;

-извлекать информацию из разных источников.



Содержание учебного предмета

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.


Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея­тельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­смыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, орга­низмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук­тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожо­гах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду­преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово­да, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело­сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещаю­щие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй­площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное яв­ление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен­ной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производ­ства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Зара­ботная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйствен­ной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растения­ми. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на­стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо­бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.


Содержательный раздел

Разделы курса «Брянский край» 3 класса

предусматривают различные формы организации учебных занятий: занятия в классе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

В 3 классе проводятся экскурсии в школьный музей, краеведческий музей, по историческим местам поселка и области.

Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, карты.

Содержание курса « Брянский край. История родного края»

1 О чём рассказывает наука история - 1 час

2. История времени -2 часа

3. Исторические источники - 2 часа

4. Археология – наука древностей - 3 часа

5. Славянская письменность - 2 часа

6. Геральдика - 1 час

7. Символы Брянского края - 2 часа

8. Моя родословная - 2 часа

9. Моё имя - 1час

10. Имена на карте - 2 часа

11. Откуда мы родом - 3 часа

12. Откуда пошла Русь - 1 час

13. Брянское княжество - 1 час

14. Древний город - 1 час

15. Не посрамим русской земли - 2 часа

16. Брянский край при Петре 1 - 1 час

17. Брянский край в годы Великой Отечественной войны - 3 часа

18. Брянская область сегодня - 4 часа. /Итого: 34 часа








Тематическое планирование

урока

п/п

Наименование раздела, тема урока

Количе

ство часов

Дата


по плану

фактически

1 четверть: (18 часов-1час)=17 часов




Как устроен мир (6 часов)

1.

Природа. Ценность природы для людей.

1ч.


04.09









2.

Человек. Брянский край. О чем рассказывает наука история

1ч.


06.09


3.

Проект «Богатства, отданные людям».




1ч.


11.09


4.

Общество. Брянский край. История времени. Календарь Древней Руси.

1ч.


13.09



5.

Что такое экология. Брянский край. История времени. Календарь Древней Руси.


1ч.


18.09


6.

Природа в опасности! Охрана природы.

Экскурсия.

1ч.


20.09



Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)



7.

Тела, ве­щества, частицы. Практиче­ская работа № 1

Брянский край. Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска.

1ч.


25.09



8.


Разнообра­зие ве­ществ.

Практиче­ская рабо­та № 2 «Обнару­жение крахмала в продуктах питания».

1ч.


27.09


9.

Воздух и его охрана.

Практиче­ская рабо­та № 3 «Свойства воздуха». Брянский край. Исторические источники. Чашин курган – колыбель города Брянска.

1ч.


02.10


10.

Вода.

Практиче­ская рабо­та № 4 «Свойства воды». Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.

1ч.


04.10


11.

Превраще­ния и кру­говорот воды. Практиче­ская рабо­та № 5 «Кругово­рот воды в природе».


1ч.

09.10


12.

Берегите воду!

Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.

1ч.


11.10


13.

Что такое почва.

Практиче­ская рабо­та № 6 «Состав почвы».

1ч.


16.10


14.

Разнообра­зие расте­ний.

Брянский край. Археология – наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.

1ч.


18.10


15.

Солнце, растения и мы с вами.

Брянский край. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.

1ч.


23.10


16.

Практиче­ская рабо­та № 7 «Размно­жение и развитие растений».

1ч.


25.10


17.

Охрана растений. Брянский край. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.


1ч.

30.10



2 четверть: (14 часов)



18.

Разнообра­зие живот­ных. Брянский край.

Геральдика.

1ч.

08.11


19.

Кто есть кто? Про­ект «Раз­нообразие природы

родного

края».


1ч.


10.11


20.

Размноже­ние и раз­витие жи­вотных.

1ч.


15.11


21.

Охрана животных. Брянский край. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.


1ч.


17.11


22.

В царстве грибов. Брянский край. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.


1ч.


22.11


23.

Великий

круговорот

жизни.

Тест №1.

Брянский край. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

1ч.


24.11


Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)


24.

Организм человека. Брянский край. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.


1ч.


29.11




25.

Органы чувств. Брянский край. Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.


1ч.


04.12


26.

Надёжная защита ор­ганизма.

Практиче­ская рабо­та № 8 «Знаком­ство с внешним строением кожи».

1ч.


06.12


27.

Опора тела и движе­ние. Брянский край. Имена на карте. Как люди выбирали названия

1ч.


11.12


28.

Наше пи­тание. Проект «Школа кулина­ров».

1ч.


13.12


29.

Дыхание и кровооб­ращение.

Практиче­ская рабо­та № 9 «Подсчет ударов пульса».

1ч.


18.12


30.

Умей пре­дупреж­дать бо­лезни. Брянский край. Имена на карте. Как люди выбирали названия


1ч.

20.12


31.

Здоровый

образ

жизни. Брянский край. Откуда мы родом.Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.

1ч.

25.12


3 четверть: (20 часов+1час)=21час

32.

Проверочная работа за первое полугодие. Оценка достижений. Брянский край. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.


1ч.

10.01



33

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообра­зие природы родного края», «Шко­ла кулина­ров».


1ч.

15.01


Раздел «Наша безопасность» (7 часов)


34.

Огонь, вода и газ.

Брянский край. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.


1ч.

17.01


35.

Чтобы путь был счаст­ливым.

Тест № 2.

Брянский край. Откуда пошла Русь. Первые русские князья.


1ч.

22.01


36.

Дорожные знаки.

Тест № 3. Брянский край. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском


1ч.

24.01


37.

Проект «Кто нас защищает».


1ч.

29.01


38.

Опасные места. Брянский край. Древний город. Древние города Брянского края.


1ч.

31.01


39.

Природа и наша безо­пасность. Брянский край. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.


1ч.

05.02


40.

Экологиче­ская безо­пасность. Практиче­ская рабо­та № 10 «Устрой­ство и ра­бота бы­тового фильтра для очист­ки воды».


1ч.

07.02


Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)


41.

Для чего нужна эко­номика. Брянский край. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.


1ч.

12.02



42.

Природные богатства и труд людей - основа экономики.


1ч.

14.02


43.

Полезные ископае­мые.

Практиче­ская рабо­та №11 «Полезные ископае­мые».


1ч.

19.02


44.

Растение­водство

Практиче­ская рабо­та № 12 «Знаком­ство с культур­ными рас­тениями».


1ч.

21.02


45.

Животно­водство. Брянский край. Брянский край при Петре 1


1ч.

26.02


46.

Какая бы­вает про­мышлен­ность.

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение.


1ч.

28.02


47.

Проект «Экономи­ка родного края».


1ч.

05.03


48.

Что такое деньги.

1ч.

07.03



Практиче­ская рабо­та № 12 «Знаком­ство с раз­личными монетами».










49.

Государст­венный бюджет.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.


1ч.

12.03


50.

Семейный бюджет.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.


1ч.

14.03


51.

Экономика и экология.

Тест №4


1ч.

19.03


52.

Экономика и экология.

Брянский край. Брянская область сегодня.


1ч.

21.03


Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

53.

Золотое кольцо России.


1ч.

02.04


54.

Золотое кольцо России.


1ч.

04.04


55.

Золотое кольцо России.


1ч.

09.04


56.

Золотое кольцо России.


1ч.

11.04


57.

Проект «Музей путешест­вий».


1ч.

16.04


58.

Наши бли­жайшие соседи.

Брянский край. Экскурсия в краеведческий музей.


1ч.

18.04


59.


На севере Европы.


1ч.

23.04


60.

Что такое Бенилюкс.


1ч.

25.04


61.

В центре Европы.


1ч.

30.04


62.

63.

По Фран­ции и Ве­ликобрита­нии (Фран­ция).


По Фран­ции и Ве­ликобрита­нии (Вели­кобрита­ния).


1ч.

1ч.

02.05

07.05


63.

По Фран­ции и Ве­ликобрита­нии (Вели­кобрита­ния).


1ч.

07.05


64.

На юге Ев­ропы.


1ч.

10.05


65.

По знаме­нитым мес­там мира.

Тест №5

Брянский край. Экскурсия по историческим местам поселка.


1ч.

14.05


66.

Проверочная работа за второе полугодие.

Брянский край. Итоговое занятие.


1ч.

16.05


67.

Презента­ция проек­тов «Кто нас защи­щает», «Экономи­ка родного края», «Музей путешест­вий».


1ч.

21.05


68.

Презента­ция проек­тов «Кто нас защи­щает», «Экономи­ка родного края», «Музей путешест­вий».



1ч.

23.05