13
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2
_____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ №_____от «____»_______ 2018г. |
Рабочая программа
учебного курса«Окружающий мир»
4 «Б» класса на 2018-1019 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова
срок реализации: 1 год
Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2018год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № 68/1от 01.09.2018)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказомМинобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
И на основе других материалов:
-Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
-Авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. (Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочие программы. предметнаялиния учебников системы «Школа России». 1—4 классы :пособие для учителей общеобразоват. организаций /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.)
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по окружающему на ее реализацию отведено 68 часов.
Для проведения занятий по предмету «Окружающий мир» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2в 4 классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов). С учетом этого программа составлена на68 часов учебного времени.
Цель изучения курса:
—формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Содержание программы соответствуют авторской программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные работы.
Устные проверки: беседа; рассказ-описание; рассказ-рассуждение.
Письменные работы : контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа; тесты; графические работы.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.
О формах, методах и средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; информационно – коммуникационные, исследовательские технологии (проблемно-поисковые).
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, проектный метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
в 4 классе на 2018- 2019 учебный год
Количество недельных часов- 2, всего 68 часов.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
Земля и человечество (9 часов) |
1 | 4.09 | | Мир глазами астронома. | 1 |
2 | 7.09 | | Планеты Солнечной системы. | 1 |
3 | 11.09 | | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 |
4 | 14.09 | | Мир глазами географа. | 1 |
5 | 18.09 | | Мир глазами историка. | 1 |
6 | 21.09 | | Когда и где? | 1 |
7 | 25.09 | | Мир глазами эколога. | 1 |
8 | 28.09 | | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 |
9 | 2.10 | | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 |
Природа России (10 часов) + 1 ч. экскурсии |
10 | 5.10 | | Равнины и горы России. | 1 |
11 | 9.10 | | Экскурсия в природное сообщество родного края. | 1 |
12 | 12.10 | | Моря, озера и реки России. | 1 |
13 | 16.10 | | Природные зоны России. | 1 |
14 | 19.10 | | Зона арктических пустынь. | 1 |
15 | 23.10 | | Тундра. | 1 |
16 | 26.10 | | Леса России. | 1 |
17 | 6.11 | | Лес и человек. | 1 |
18 | 9.11 | | Зона степей. | 1 |
19 | 13.11 | | Пустыни. | 1 |
20 | 16.11 | | У Черного моря. | 1 |
Родной край – часть большой страны (14 часов) |
21 | 20.11 | | Наш край. | 1 |
22 | 23.11 | | Поверхность нашего края. | 1 |
23 | 27.11 | | Водные богатства нашего края. | |
24 | 30.11 | | Наши подземные богатства. | 1 |
25 | 4.12 | | Земля-кормилица. | 1 |
26 | 7.12 | | Жизнь леса. | 1 |
27 | 11.12 | | Экскурсия в природное сообщество «Лес» родного края. | 1 |
28 | 14.12 | | Жизнь луга. | 1 |
29 | 18.12 | | Жизнь в пресных водоемах. | 1 |
30 | 21.12 | | Экскурсия в природное сообщество родного края. | 1 |
31 | 25.12 | | Растениеводство в нашем крае. | 1 |
32 | 11.01 | | Животноводство в нашем крае. | 1 |
33 | 15.01 | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 |
34 | 18.01 | | Презентация проектов. | 1 |
Страницы всемирной истории (5 часов) |
35 | 22.01 | | Начало истории человечества. | 1 |
36 | 25.01 | | Мир древности: далекий и близкий. | 1 |
37 | 29.01 | | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 |
38 | 1.02 | | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 |
39 | 5.02 | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 |
Страницы истории России (20 часов) |
40 | 8.02 | | Жизнь древних славян. | 1 |
41 | 12.02 | | Во времена Древней Руси. | 1 |
42 | 15.02 | | Страна городов. | 1 |
43 | 19.02 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 |
44 | 22.02 | | Трудные времена на Русской земле. | 1 |
45 | 26.02 | | Русь расправляет крылья. | 1 |
46 | 1.03 | | Куликовская битва. | 1 |
47 | 5.03 | | Иван Третий. | 1 |
48 | 12.03 | | Мастера печатных дел. | 1 |
49 | 15.03 | | Патриоты России. | 1 |
50 | 19.03 | | Пётр Великий. | 1 |
51 | 22.03 | | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 |
52 | 2.04 | | Екатерина Великая. | 1 |
53 | 5.04 | | Отечественная война 1812 года. | 1 |
54 | 9.04 | | Страницы истории ХIХ века. | 1 |
55 | 12.04 | | Россия вступает в ХХ век. | 1 |
56 | 16.04 | | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 |
57 | 19.04 | | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 |
58 | 23.04 | | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 |
59 | 26.04 | | Страна, открывшая путь в космос. | 1 |
Современная Россия (9 часов) |
60 | 30.04 | | Основной закон России и права человека. | 1 |
61 | 3.05 | | Мы - граждане России. | 1 |
62 | 7.05 | | Славные символы России. | 1 |
63 | 10.05 | | Такие разные праздники. | 1 |
64 | 14.05 | | Путешествие по России. | 1 |
65 | 17.05 | | Путешествие по России | 1 |
66 | 21.05 | | Путешествие по России | 1 |
67 | 24.05 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 |
68 | 28.05 | | Презентация проектов. | 1 |
Таблица общего количества контрольных, практических и др. работ.
№ п/п | Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Проверочная работа | | | 1 | 1 | 2 |
2 | Экскурсии | | 3 | | | 3 |
3 | Проекты | | | 1 | 1 | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Дополнительная литература:
А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова Окружающий мир. Методические рекомендации 4 класс– М.:«Просвещение», 2013г.
Ю. И. Глаголева, Н. И. Роговцева Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2014 г.
А.А. Плешаков \ «Зелёные страницы», М.: Просвещение,2015 г.
А.А. Плешаков, А.А. Румянцев \ «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», М.: Просвещение, 2015 г.
А.А. Плешаков \ «От земли до неба» Атлас – определитель, М.: Просвещение, 2012 г.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения;
гербарии;
географические и исторические карты;
наборы предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной по программе.
Цифровые образовательные ресурсы
Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование и приборы
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мультимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием программы (мини-лаборатория):
Лист внесения изменений
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от …) |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| | | | |