Название темы | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | УУД | Дата проведения |
План | Факт |
Мы –граждане единого отечества | | | 13 | | | | Коммуникативные участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. сознавать важность и необходимость соблюдения правил культуры Познавательные определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; уметь составлять план; научиться читать карту Личностные освоение личностного смысла учения; осознавать значимость слова российский народ; понимать значимость разных прав и обязанностей ребёнка | | |
| 1 | Общество –это мы | 1 | Комбинированный урок | Работают по учебнику и познакомятся с понятием общество, его признаками, сформируют представление о том, что значит быть гражданином, воспитывать бережное отношение к людям и любовь к Родине | Работа в паре: ответить на вопрос почему люди стремятся к знаниям? | | 03.09 | |
| 2 | Российский народ | 1 | Комбинированный урок | Повторяют изученный в 3 классе материал. Систематизируют уже имеющиеся представления о российском народе, знакомятся с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу. Выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради №3,4. Составляют календарь памятных дат. | Работа в группах (выполняют задания № 1 на с. 6 рабочей тетради). | | 07.09 | |
| 3 | Конституция России | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал предыдущего урока .Слушают отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Знакомятся с Конституцией России. Научатся различать права и обязанности гражданина России, приводить конкретные примеры свобод. Устанавливать соответствие смысла статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции | Практическая работа под руководством учителя. Работа в группах. | | 10.09 | |
| 4 | Права ребёнка. | 1 | Комбинированный урок | Проводится беседа о родителях и детях. Знакомятся с Организацией Объединённых Наций, всеобщей декларацией прав человека. Работают по учебнику с.16-17. Научатся устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребёнка и нормами отношения к детям в культуре народов России, обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка. | Практическая работа под руководством учителя. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» (стр.19). | | 14.09 | |
| 5 | Государственное устройство России | 1 | Комбинированный урок | Учащиеся научатся устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России, выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. | Фронтальный опрос Проверочная работа ( по карточкам) | | 17.09 | |
| 6 | Российский союз равных | 1 | Комбинированный урок | Научатся характеризовать особенности субъектов РФ, в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, презентовать заочное путешествие в одно из республик, показать её положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять смысл герба и флага. | Работа в паре: Ролевая игра «Экскурсовод» | | 21.09 | |
| 7 | Государственная граница России | 1 | Комбинированный | Учащиеся научатся определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России, различать границы на суше и н а море; называть сопредельные с Россией страны, сформируют представление о правилах пересечения границ государств. | Творческая работа в паре Задания №1 с.20 Рабочей тетради, с.31 в учебнике | | 24.09 | |
| 8 | Путешествие за границу России. (конференция) | 1 | Комбинированный урок | Слушают текст учебника (с. 34-37). Познакомятся с государствами- ближайшими соседями России; научатся рассуждать, защищать свою точку зрения; познакомятся с тем, как проходят встречи представителей каких- либо организаций, групп, государств для обсуждения и решения каких-либо вопросов (собрания, совещания), соблюдать правила этикета на конференциях; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. | Фронтальный опрос | | 28.09 | |
| 9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Комбинированный урок | Познакомятся с национальной культурой России, научатся подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки , местные топонимы в родном языке, анализировать их содержание, презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности, формировать психологическую культуру и коммуникативную компетенцию для обеспечения безопасного взаимодействия в социуме | Фронтальный опрос | | 01.10 | |
| 10 | Творческий союз | 1 | Комбинированный урок | Познакомятся с деятелями культуры края, научатся выступать с презентацией рассказа о жизни и творчестве выдающихся людей своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве, высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России. | Фронтальный опрос | | 05.10 | |
| 11 | Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним»;. учатся работать с дополнительными источниками информации. Подготовятся к выполнению проектной работы, организуют групповую деятельность. | Фронтальный опрос | | 08.10 | |
| 12 | Наши проекты «За страницами учебника» | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал предыдущих уроков. представляют свои презентации. Проводят мероприятие «Фестиваль народов России» | Практическая работа под руководством учителя | | 12.10 | |
| 13 | Проверочная работа | 1 | Комбинированный урок | Ученики выполняют тесты по разделу по вариантам. | Проверочная работа | | 15.10 | |
По родным просторам | | | 20 ч. | | | | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; пользоваться физической картой; наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Личностные освоение личностного смысла учения; умение планировать свою работу | | |
| 14 | Карта - наш экскурсовод | 1 | Комбинированный урок | Работают вместе с учителем по заданиям учебника с 49. Читают статью на с. 50-51. Работают с физическими картами Мира, России, нашего края. Выполняют практическую работу с контурными картами. Выполняют задание в рабочей тетради №1,2,3 (с.28-29), №5 с.30 | Фронтальный опрос | | 19.10 | |
| 15 | По равнинам и горам | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал предыдущего урока. Отвечают на вопросы с 53 учебника. Работают по карте с.50 учебника. Самостоятельно читают статью учебника с.56-57,выполняют задания в рабочей тетради №1 (с.32) работа в группах, выполняют проверочную работу, взаимопроверку и самостоятельное оценивание работ. | Фронтальный опрос | | 22.10 | |
| 16 | В поисках подземных кладов | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал прошлого урока. Выполняют графический диктант и работу с карточками. Работают в группе с картой на с. 50-51, выполняют коллективную работу с таблицей схемой «Полезные ископаемые». Работают по учебнику с.61, в рабочей тетради на с.34 №1. Подводят итоги урока. | Фронтальный опрос | | 26.10 | |
| 17 | Наши реки | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест о полезных ископаемых, выполняют задания в рабочей тетради №3 с.35 и задания на карточках. Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» с.62. Работают по учебнику с.63.(работа в парах).Выполняют задания в рабочей тетради с.36 №1,3 | Фронтальный опрос | | 09.11 | |
| 18 | Озёра –краса Земли | 1 | Комбинированный | Отгадывают загадку про озеро, ролевая игра «Я-учитель» работают по учебникус.69 Отвечают на вопросы учителя о роли водоёмов, выполняют задания в рабочей тетради №2,3 с.38-39. Проверочную работу с.38 №1.Характеризуют крупнейшие озёра России и своего края. | Фронтальный опрос | | 12.11 | |
| 19 | По морским просторам | 1 | Комбинированный урок | Слушают сообщение учителя о морях России. Работают по карте России, где находя крупнейшие моря. Знакомятся с презентацией «Моря Северного Ледовитого океана». Работают по учебнику с.72-73. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с,40.рабора с карточками. | Фронтальный опрос | | 16.11 | |
| 20 | С севера на юг | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с представлением о природных зонах России, с особенностями природы, со значением природных зон для человека, дают им характеристику. Работают по карте. Закрепляют изученный материал по учебнику с.77. Выполняют задания в рабочей тетради №1-3 (с.42-43). Анализируют с опорой на ранее изученный материал. | Фронтальный опрос | | 19.11 | |
| 21 | В ледяной пустыне | 1 | Комбинированный урок | Формируют представление о природной зоне арктических пустынь, знакомятся с особенностями природы ( условиям неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе),со значением природы данной зоны для человека, её использованием. Работают в группах(географы. Ботаники и зоологи).Слушают беседу о жителях Арктики. Выполняют проверочную работу и заполняют таблицу. | Фронтальный опрос | | 23.11 | |
| 22 | В холодной тундре | 1 | Комбинированный урок | Формируют представление о природной зоне тундры, знакомятся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. Работают с картами и атласом определителем « От земли до неба». Работают в группах (исследователи). | Фронтальный опрос | | 26.11 | |
| 23 | Среди лесов | 1 | Комбинированный урок | Рассказывают о том, какое географическое положение занимает леса. Познакомятся с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязями между живой и неживой природой, развивать познавательную активность. Научатся приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, различать тайгу широколиственные и смешанные леса. | Фронтальный опрос | | 30.11 | |
| 24 | В широкой степи. | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы учебника на с.90. разгадывают кроссворд. Работают по карте в парах. Слушают рассказ учителя о природной зоне степей; делятся на 3 группы и выполняют задания по карточкам. Выполняют задания в рабочей тетради №3,4,5 (с.52-53) с коллективной проверкой и графический диктант. Определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи. | Творческая работа | | 03.12 | |
| 25 | В жаркой пустыне | 1 | Комбинированный урок | По своим наблюдениям отвечают на вопросы учителя. Учатся находить и показывать зону пустынь на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир, приводят примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям в пустыне. Работают в рабочих тетрадях. | Фронтальный опрос | | 07.12 | |
| 26 | У тёплого моря | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с понятиями тропики и субтропики, сформировывают представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа. Знакомятся с географическим положением зоны её особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью. Развивают умение работать с географической картой, атласом –определителем, гербарием, дополнительной литературой. Сравнивают зону субтропиков с другими зонами. Работают в группах и выполняют графический диктант. | Фронтальный опрос | | 10.12 | |
| 27 | Мы -дети родной земли | 1 | Комбинированный урок | Слушают аудиозапись песни «Родина моя», отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 102 Работают по карте России и сравнивают с физической. Читают первый абзац текста на с. 102. Работают в группах по данной теме. Выполняют задания в рабочей тетради №1,2 (с.58,59).Познакомятся с некоторыми языковыми семьями народов России, их фольклором, местными гидронимами. Совершенствовать навыки межкультурной коммуникации. | Фронтальный опрос | | 14.12 | |
| 28 | В содружестве с природой | 1 | Комбинированный урок | Вспоминают материал прошедшего урока. Работают с карточками. Разгадывают кроссворд. Работают по учебнику с,106-108. Принимают участие в ролевой игре-диспуте. Смотрят мультфильм из серии «Гора самоцветов». .Выполняют проверочную работу и словарный диктант. Рассказывают о традициях и быте народов Сибири, выступают с презентацией о жизни, быте и труде народов. | Фронтальный опрос | | 17.12 | |
| 29 | Как сберечь природу России | 1 | Комбинированный урок | Слушают аудиозапись песни «Расскажите, птицы» и стихотворение. Работают по учебнику на с.110-113. Работают в группах по составлению памяток для гостей и туристов. Выполняют задания в рабочей тетради на с.62-63 №1,2 и коллективную работу по охране природы своего края. | Фронтальный опрос | | 21.12 | |
| 30 | По страницам Красной книги | 1 | Комбинированный урок | Выполняют задания по карточкам. Рассматривают фотографии редких и исчезающих видов растений и животных. Знакомятся с Красной книгой, в беседе с учителем объясняют значение этой книги. Работают в группах. Выполняют задания в рабочей тетради на с.62-63 №1,2. Составляют правила поведения в природе. | Творческая работа | | 24.12 | |
| 31 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | Интегрированный урок | Учащиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона. Показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них. Расскажут о заповедниках и национальных парках своего края. Будут выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | Фронтальный опрос | | 28.12 | |
| 32 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний | Выполняют задания в тестах по разделу. | тестирование | | 29.12 | |
| 33 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Интегрированный урок | Учащиеся научатся работать с дополнительной информацией, работать в группе, планировать работу, распределять работу между членами группы, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве. Презентовать рассказ о заповедниках. | Фронтальный опрос | | 11.01 | |
Путешествие по реке времени | | | (26ч.) | | | | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде Личностные освоение личностного смысла учения; ценить и понимать время Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | | |
| 34 | В путь по реке времени | 1 | Комбинированный урок | Ученики читают на с.4 учебника о реке времени. Учитель проводит беседу по прочитанному. Выполняют практическую работу с лентой времени. Читают статью «Отец истории» на с.6 Выполняют задания в рабочей тетради №1,2( с.3-4). Определяют по дате события век, в котором оно произошло, расскажут о событиях из прошлого своего края. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | | 14.01 | |
| 35 | Путешествуем с археологами | 1 | Комбинированный урок | По своим наблюдениям ученики рассказывают о том, кто такие археологи. Научатся описывать внешний вид археологических находок. Учитель расскажет сюжеты из древней истории человечества, соотнесут археологические находки с историческим временем. | Творческая работа | | 18.01 | |
| 36 | По страницам летописи | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал прошлого урока по вопросам учебника. Чтение учителем отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». Знакомятся с жизнью о древних племенах на территории нашей страны на материале «Повести временных лет». | Фронтальный опрос | | 21.01 | |
| 37 | Истоки Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Ученики слушают стихотворение о Великом Новгороде. Читают текст на с.16-17 учебника. Самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на с.18.Сформируют представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии. | Беседа, индивидуальные задания, работа в группе. | | 25.01 | |
| 38 | Мудрый выбор | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы в рубрике «Проверим себя». Проводят эвристическую беседу о книгах. Работают по учебнику с.20-21. Составят схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Расскажут о крещении Руси князем Владимиром. | Фронтальный опрос | | 28.01 | |
| 39 | Наследница Киевской Руси | 1 | Комбинированный урок | Выполняют задания в карточках по прошлому материалу. Работают по учебнику на с.25-26.Узнаюи о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси. | Фронтальный опрос | | 01.02 | |
| 40 | Проверочная работа Москва-преемница Владимира | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы рубрики «Проверим себя» Фронтальная работа. Беседа о Руси и междоусобицах. Работа по учебнику и самостоятельная работа. С.29.Чтение статьи «В единстве –сила» с.29-31.Словарный диктант. | Фронтальный опрос Проверочная работа | | 04.02 | |
| 41 | Начало Московского царства | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос №2,4 (с.16-17) учащиеся презентуют страничку «Календаря памятных дат». Чтение учебника на с.32.-33. Чтение статьи на с.34-35.Знакомство с эпохой укрепления и расширения Московского княжества, характеризуют деятельность великого князя Ивана 3 и царя Ивана Грозного. | Фронтальный опрос | | 08.02 | |
| 42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.35. Знакомятся с деянием наших соотечественников в 16-17 веках, с развитием самых разных направлений творчества людей(летописание, книгопечатанье, открытие новых земель, строительство новых городов. Объяснить понятия подвижник, землепроходец, праведник. | Фронтальный опрос | | 11.02 | |
| 43 | На пути к единству | 1 | Комбинированный урок | Ученики знакомятся с представлением о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества. С ролью Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков. | Фронтальный опрос | | 15.02 | |
| 44 | Начало Российской империи | 1 | Комбинированный урок | Слушают стихотворение о Петербурге. Читают статью на с.44-47.Научатся характеризовать преобразования в эпоху Петра1,о необходимости формирования отечественной армии т флота, промышленности, науки и образования для развития страны. | Фронтальный опрос | | 18.02 | |
| 45 | Жизнь – Отечеству, честь – никому. | 1 | Комбинированный урок | Учатся характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху, обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Приводят примеры сохранения памяти о них в России.чтение текста рубрики «Календарь памятных дат» с.50-51.Работа в рабочей тетради на с,26 №2 и с.27 №3 | Фронтальный опрос | | 22.02 | |
| 46 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный урок | Формируют представление об Отечественной войне 1812 г. и о её народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти о войне 1812 года .Находят сведения в дополнительных источниках информации. | Фронтальный опрос | | 25.02 | |
| 47 | Великий путь | 1 | Комбинированный урок | Формируют представление о Российской империи 19 века, развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России, отмечать даты строительства первых железных дорог в России на схеме «Река времени», называть некоторые движения России. | Фронтальный опрос | | 01.03 | |
| 48 | Золотой век театра и музыки | 1 | Комбинированный урок | Повторяют материал прошедшего урока. Знакомятся с развитием театрального и музыкального искусства России 19-29 веков, с созданием Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, с культурными достижениями, признанными во всём мире(вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала 20 века. | Фронтальный опрос | | 04.03 | |
| 49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Комбинированный урок | Ученики рассматривают фотографий зданий Музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея. Проводят беседу по репродукциям картин . Работают по учебнику с.64-65.Читают статью на с.66-67. Выполняют задания в рабочей тетради №1 и №2 с.34. выполняют работу в карточках. Рассказывают о произведениях великих русских художников и писателей .Познакомятся с важнейшими хранилищами. | Фронтальный опрос | | 11.03 | |
| 50 | В поисках справедливости | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.68. Слушают рассказ учителя о достижениях в науке и технике нашей страны в конце 19- начале 20 веков. Работают по учебнику с.68-69 со статьёй. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с.36.Учатся характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводят примеры переименования городов и улиц в связи с изменениями в жизни страны. | Фронтальный опрос | | 15.03 | |
| 51 | Век бед и побед | 1 | Комбинированный урок | Формируют представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизации, ликвидации безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. | Фронтальный опрос | | 18.03 | |
| 52 | «Вставай. Страна огромная!» | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. о внезапном нападении гитлеровской армии , об отступлении советских войск, о блокаде Ленинграда, об обороне Москвы, о Сталинградской битве, о Курской битве, о наступлении советских войск на запад, об освобождении Украины, Белоруссии, о взятии Берлина. | Фронтальный опрос | | 22.03 | |
| 53 | Трудовой фронт России «Нет в России семьи такой…» | 1 | Комбинированный урок | Повторяют пройденный материал. Учатся характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. раскроют понятие «трудовой фронт», составят рассказ о жизни и труде в тылу врага членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. Работают по учебникус.82-85. Выполняют задания по вариантам и в рабочей тетради с.46 | Фронтальный опрос | | 01.04 | |
| 54 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний | Повторяют материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника. | Проверочная работа | | 05.04 | |
| 55 | После великой войны. | 1 | Комбинированный урок | Слушают аудиозапись «Серёжка с Малой Бронной». Знакомятся с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, о масштабе разрушений военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и т.д.), о созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Расскажут о земляках- тружениках первой послевоенной пятилетки. Работают в рабочей тетради и по карточкам. | Фронтальный опрос | | 08.04 | |
| 56 | Экскурсия в музей боевой славы. | 1 | Комбинированный урок | Организуют исследовательскую работу в группах по изучению истории своего края., составят страничку «Календаря памятных дат», посвящённой событиям истории своего края, оформят выставку «Мои земляки в годы великой Отечественной войны». | Фронтальный опрос | | 12.04 | |
| 57 | Достижения 1950-1970 гг. | 1 | Комбинированный урок | Знакомятся с достижениями СССР в науке и технике, промышленности и образования,. искусстве и спорте в 1950-1970 гг. познакомятся с именами наших соотечественников, прославивших страну своими успехами. Работают по учебнику с.96-99 читают текст о Курчатове, Капице, Королёве. Выполняют задания в рабочей тетради с.53 №4. Показ фрагмента художественного фильма или мультфильма. Выполняют задания в рабочей тетради №1,№2,№3 с.52 самостоятельно.работают с карточками. | Фронтальный опрос | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | 15.04 | |
| 58 | Наши проекты (За страницами учебника) | 1 | Комбинированный урок | Организовывают исследовательскую деятельность, научатся выполнять исследовательскую работу, презентовать рассказ по образцу рассказов учебника о памятниках своего края, характеризовать созидательную деятельность страны в разные исторические периоды, приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте. | Фронтальный опрос | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | 19.04 | |
| 59 | Проверочная работа | 1 | Урок- путешествие | Обобщение и проверка знаний и умений по разделу. Ученики пишут тест. | Фронтальный опрос | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | 22.04 | |
Мы строим будущее России | | | 9 ч. | | | | Коммуникативные понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы Личностные освоение личностного смысла учения; ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», | | |
| 60 | Современная Россия. | 1 | Комбинированный урок | Беседа с учителем о разделе «Путешествие по реке времени». Знакомятся с особенностями периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии 21 века, преобразования в экономической, политической, социальной жизни. Работают по учебнику с.102-103 .Знакомятся с успехами нашей страны, с учёным Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Выполняют задания в рабочей тетради. | Фронтальный опрос | | 26.04 | |
| 61 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | Комбинированный урок | Читают пословицы и крылатые выражения на доске и объясняют их смысл. Знакомятся с продовольственной безопасностью нашей страны –главной задачей современности. Положительном опыте регионов России в развитии современного сельского хозяйства, познакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на экологию и здоровье людей., выполняют задания в рабочей тетради с.58 №1 с.59 №2 | Фронтальный опрос | | 29.04 | |
| 62 | Умная сила России. | 1 | Комбинированный урок | Ученики читают пословицы, написанные на доске и объясняют их смысл. Работают по учебнику с.110-111. Знакомятся с сотрудничеством науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданских инициатив в стране как важнейшей задаче нашего времени, приводят примеры такого сотрудничества .Объясняют значение понятия социальная ответственность, моделируют ситуацию, требующую знания социально ответственной позиции. | Фронтальный опрос | | 06.05 | |
| 63 | Светлая душа России. | 1 | Комбинированный урок | Читают и объясняют смысл пословиц написанных на доске. Знакомятся с выдающимися явлениями в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров традиционном наследии и новых направлениях в культурной жизни России. | Фронтальный опрос | | 13.05 | |
| 64 | Начни с себя! | 1 | Комбинированный урок | Ученики читают пословицы , написанные на доске и объясняют их смысл. Концерт-презентация учащихся школы. Работа по учебнику с.118-120 . Чтение притчи на с.121. выполнение заданий в рабочей тетради №1.2 с.64 и №3,4 с.64-65 | Фронтальный опрос | | 17.05 | |
| 65 66 | Наши проекты. | 2 | Комбинированный | Ученики научатся работать с дополнительным источником информации, приводят примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте жителей своего края, работают в группе, планируют свою работу, распределяют работу между членами группы. | Фронтальный опрос | | 20.05 | |
| 67 | Проверочная работа | 1 | Урок обобщения знаний | Ученики выполняют тесты по данному разделу по вариантам. | Тестирование | | 24.05 | |
| 68 | Итоговая контрольная работа 15,05,2017 | 1 | Урок проверки знаний и умений | Ученики научатся контролировать и оценивать свою работу, её результат, корректировать знания. | Тестирование | | 27.05 | |
| 69 70 | За страницами учебника. Экскурсия. | 2 | Обобщение знаний | Организуют исследовательскую работу в группах по изучению своего края. | Фронтальный опрос | | 31.05 | |