Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ___________/Дмитриева О.Ю./ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 1 сентября 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ №117 от 01.09.18 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД
по дисциплине окружающий мир
для 2 класса.
Учебник: Окружающий мир.2 класс. А. А. Плешаков.
Москва «Просвещение» 2012 г.
Учитель: Дмитриева Ольга Юрьевна
Составлена в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Примерная программа «Окружающий мир» 1-4 классы
автор А.А. Плешаков
год издания 2012
издательство Москва «Просвещение»
Принята решением педагогического совета школы от 01.09.18 года, пр. №117.
Рабочая программа для 2 класса разработана с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
3. Примерной программы «Окружающий мир». 2 класс А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2011г;
4.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
5.требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
6.ОП НОО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год: часов в год: 68, часов в неделю: 2
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У ученика будут сформированы:
умения объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные жизненные ситуации (простые поступки людей) можно оценить как хорошие или плохие;
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение еѐ природы;
умения знать и принять на личностном уровне качества любознательность, целеустремленность и самостоятельность;
умения принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Ученик получит возможность для формирования:
осознания своего места в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
осознанному прохождению под руководством учителя 12 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).
Ученик получит возможность научиться:
приобретать опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя;
осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок;
грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений;
уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Ученик научится:
различать знания и умения;
воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
определять средства для открытия нового знания;
фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;
пользоваться алгоритмом исправления ошибок;
пользоваться алгоритмом анализа, уметь его применять;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
простейшим культурным правилам управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения;
правилам поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни.
Ученик получит возможность научиться:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
отделять новое от известного, выделять главное, составлять план
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать отношение людей к окружающему миру;
соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников.
2 Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
Где мы живем 4 ч
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа 20 ч
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные -распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села 12 ч
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность 9 ч
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Безопасное поведение на ж/д транспорте.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение 6 ч
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия 17 ч
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Формы организации учебной деятельности: парные, групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности учащихся:
Экскурсии 4 час.
Практические работы 2 час.
Проекты 7 час.
Комплексная работа 1 час.
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;
- различать изученные группы растений и животных;
- распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | ТЕМА | Кол-во час. | Дата проведения |
| Где мы живем 4 ч. | | |
-
| Родная страна. Наши предки. | 1 | |
-
| Город и село. Города Смоленщины. | 1 | |
-
| Природа и рукотворный мир. | 1 | |
-
| Проект «Мой родной город» | 1 | |
| Природа 20 ч. | | |
-
| Неживая и живая природа. | | |
-
| Явление природы. | 1 | |
-
| Как измеряют температуру? Практическая работа. О.Т. | 1 | |
-
| Что такое погода? | 1 | |
-
| В гости к осени. Экскурсия. ОТ | 1 | |
-
| Звездное небо. | 1 | |
-
| Загляни в кладовые земли. Практическая работа. О.Т. | 1 | |
-
| Про воздух. | 1 | |
-
| И про воду. | 1 | |
-
| Какие бывают растения? | 1 | |
-
| Обобщение и повторение. | 1 | |
-
| Какие бывают животные? | | |
-
| Невидимые нити. | 1 | |
-
| Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | |
-
| Дикие и домашние животные. | 1 | |
-
| Комнатные растения. | 1 | |
-
| Про кошек и собак | 1 | |
-
| Проект «Красная книга или возьмём под защиту» | 1 | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
-
| Обобщение по разделу «Природа» | 1 | |
| Жизнь города и села 12 ч. | | |
-
| Город и село. Экскурсия. ОТ | 1 | |
-
| Что такое экономика. | 1 | |
-
| Из чего что сделано. | 1 | |
-
| Как построить новый дом. Жилища и предметы быта наших предков. | 1 | |
-
| Какой бывает транспорт. | 1 | |
-
| За покупками. | | |
-
| Культура и образование. Культура Смоленщины сегодня. | 1 | |
-
| Культура и образование. Праздники наших предков. | 1 | |
-
| Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
-
| В гости к зиме. | | |
-
| В гости к зиме. Экскурсия. ОТ | 1 | |
-
| Обобщение и повторение. | | |
| Здоровье и безопасность 9ч. | | |
-
| Строение тела человека. | 1 | |
-
| Если хочешь быть здоров. ОБЖ. | 1 | |
-
| Берегись автомобиля! Школа пешехода. ОБЖ. | 1 | |
-
| Правила безопасного поведения на ж/д транспорте. ОБЖ. | 1 | |
-
| Домашние опасности. ОБЖ. | 1 | |
-
| Пожар. ОБЖ. | 1 | |
-
| На воде и в лесу. ОБЖ. | 1 | |
-
| Опасные незнакомцы. ОБЖ. | 1 | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | |
| Общение 6ч. | | |
-
| Наша дружная семья. | 1 | |
-
| В школе. Письменность. Памятники письменности. | 1 | |
-
| Правила вежливости. | 1 | |
-
| Ты и твои друзья. | 1 | |
-
| Мы – зрители и пассажиры. ОБЖ. | 1 | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |
-
| Путешествия 17 ч. | 1 | |
| Для чего нужен компас? | | |
-
| Для чего нужен компас? | 1 | |
-
| Формы земной поверхности. | 1 | |
-
| Водоемы. | 1 | |
-
| В гости к весне. Экскурсия. ОТ. ОБЖ. | 1 | |
-
| Путешествие по родной стране. Храмы и монастыри Смоленщины. | 1 | |
-
| Что такое карта и как ее читать? Проект «Города России». | 1 | |
-
| Путешествие по Москве. | 1 | |
-
| Итоговая комплексная работа. | 1 | |
-
| Московский кремль. | 1 | |
-
| Город на Неве. | 1 | |
-
| Путешествие по планете. | 1 | |
-
| Путешествие по материкам. | 1 | |
-
| Проект «Страны мира». | 1 | |
-
| Впереди лето. ОБЖ. | 1 | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |
-
| Промежуточная аттестация в форме тестирования. | 1 | |
Приложение
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
Дополнительные материалы:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. – М.: Издательство «Москва. «ВАКО»», 2012. – 3334, [2] c . (Серия «Учебно-методический комплект»).
Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.. 2 класс. -М.: Просвещение, 2012.
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев,
Стол учительский
Классная доска магнитная
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Технические средства
Экран.
Персональный компьютер.
Проектор.