Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса, составлена в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069),в рабочую программу внесены изменения, утвержденные приказом: Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915)ООП НОО МБОУ «ООШ пос.Маломожайское»; и авторской программой «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Задачи:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
• воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
природе;
млекопитающих;
млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
этого труда;
режим труда и отдыха, физкультура);
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
Победы, День города и т.д.
города (села);
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Содержание учебного предмета
Человек и природа (42ч.)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (26ч.)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
20 % от запланированного количества часов выделено на внутрипредметный курс «Это надо знать».
Учебно-тематический план |
Раздел | Кол-во часов |
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы. | 3 |
Планеты и звёзды . | 6 |
Неживая и живая природа Земли. | 2 |
Свойство воздуха и воды. | 4 |
Солнце, воздух, вода и … растения. | 4 |
Разнообразие растений. | 4 |
Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | 8 |
Грибы. | 4 |
Животные. | 8 |
Человек и животные. | 5 |
Человек разумный – часть природы. | 6 |
Как уберечь себя от беды? | 5 |
В родном краю. | 8 |
В том числе 13 часов выделено на внутрипредметный курс«Это надо знать». |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Дата план. | Дата факт | Примечание |
1 | Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (3 часа) Письмо экологов школьникам. | 1 | Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. | Уч. 1ч. с. 6-8 | | |
2 | Курс 1. Мир живой и неживой природы. Урок -экскурсия. | 1 | р.т.з.1-2 | | |
3 | Где и как найти ответы на вопросы. Книги-наши друзья | 1 | Уч.1ч. с. 9-16/1; 3-6 | | |
6 | Планеты и звёзды (6 часов) Земля. Модель Земли. | 1 | Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | Уч. 1ч. С. 17-19 Р.т. з.7-9 Хр.с.7-10 | | |
7 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | Уч. 1ч. С. 20-23 Р.т.з.10-12 Хр.с.11-12 | | |
8 | Звёзды и созвездия | 1 | Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. | Уч. 1ч. С. 23-28 Р.т.з.13-15 Хр.с.15-20 | | |
9 | Планеты | 1 | Иметь представления о планетах Солнечной системы. | Уч. 1ч. С. 29-32 Хр.с.21-26 | | |
10 | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | Уч. 1ч. С.33-34 Р.т.16-18 Хр.с.13-14 | | |
11. | Контрольная работа по теме «Планеты и звезды» | 1 | | | | |
11 | Неживая и живая природа Земли (2 часа) Как связаны живая и неживая природа? | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. | Уч. 1ч. с. 35-41 | | |
12 | Проверочная работа по теме «Живая и неживая природа» Условия жизни на планете Земля | 1 | Уч.1ч. с. 41-44 р.т.з.23 Хр.с.27-28 | | |
13 | Свойство воздуха и воды (4 часа) Курс 2 Свойство воздуха(первое заседание клуба) | 1 | Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. | Уч. 1ч. с. 45-49 р.т.з.24-27 Хр.с. 29-30 | | |
14 | Курс 3 Кому и для чего нужна вода?(второе заседание клуба) | 1 | Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | Уч. 1ч. с. 50-52 р.т.з.28 Хр.с.31-32 | | |
15 | Курс 4 Вода и её свойства(третье заседание клуба) | 1 | Уч. 1ч. с. 52-58 р.т.з.29-33 | | |
16 | Контрольная работа по теме «Свойство воды и воздуха» | 1 | | Уч. 1ч. с. 59-60 | | |
17 | Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) Условия, необходимые для развития растений. | 1 | Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. Знать условия, необходимые для развития растений. | Уч.1ч. с. 61-63 Р.т.з.34-35 Хр.с.33-34 | | |
18 | Корень, стебель и лист. | 1 | Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. | Уч.1ч. с. 63-66 Р.т.з.36 | | |
19 | Питание растений | 1 | Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | Уч. 1ч. с. 67-70 Р.т.з.37-38 Хр.с.35-38 | | |
20 | Контрольная работа по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» | 1 | Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. | Уч. 1ч. с. 71-72 Р.т.з.39-40 | | |
21 | Разнообразие растений (4 часа) Цветковые и хвойные растения | 1 | Научиться определять группы растений по их характерным признакам. | Уч. 1ч. с. 73-75 р.т.з.41-42 Хр.с.39-44 | | |
22 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | Уч. 1ч. с. 76-80 р.т.з.43-46 Хр.с. 45-49 | | |
23 | Красная книга России. Правила поведения на природе. | 1 | Уч. 1ч. с. 81-86 р.т.з.47-49 Хр.с.119-124 | | |
24 | Контрольная работа по теме «Разнообразие растений» | 1 | | | |
25 | Культурные растения. Продолжительность жизни растений(8 часов) Курс 5 Для чего люди выращивают культурные растения? (четвертое заседание клуба) | 1 | Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. | Уч. 1ч. с. 87-91 р.т.з.50-53 | | |
26 | Курс 6 Какие части культурных растений используют люди? (пятое заседание клуба) | 1 | | Уч.1ч. с. 92-93 р.т.з.54-55 | | |
27 | Курс 7 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (шестое заседание клуба) | 1 | Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. | Уч. 1ч. с. 94-97 р.т.з.56-57 | | |
28 | Курс 8 От чего зависит урожай зерновых? (седьмое заседание клуба) | 1 | Знать важность зерновых культур в жизни человека. | Уч. 1ч. с. 97-100 р.т.з.58-60 Хр.с.57-62 | | |
29 | Растения сада | 1 | Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. | Уч. 1ч. с. 100-102 р.т.з.61 | | |
30 | Курс 9 Сколько живут растения? (восьмое заседание клуба) | 1 | Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. | Уч. 1ч. с. 102-104 р.т.з.62-63 | | |
31 | Курс 10 Размножение растений своими частями. (девятое заседание клуба) | 1 | Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | Уч.1ч. с. 105-106 Хр.с.51-56 | | |
32 | Контрольная работа по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. | Уч. 1ч. с. 107-108 | | |
33 | Грибы (4 часа) Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. | Уч.1ч. с. 109-112 р.т.з.64,65,67 Хр.с.63-68 | 11.01 | |
34 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | Знать отличительные признаки съедобных грибов. | Уч. 1ч. с. 113-115 | 17.01 | |
35 | Как правильно собирать грибы? | 1 | Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. | | Уч. 1ч. с. 115-116 Р.т.з.66 | | |
36 | Тестовая работа по теме «Грибы» | 1 | | Уч.1ч. с. 117-120 | | |
37 | Животные (8 часов) Разнообразие животных | 1 | Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Уч.2ч./Рт.2ч. с. 5-8 р.т.з.1-4 | | |
38 | Насекомые | 1 | Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. | Уч. 2ч. с. 9-11 р.т.з.5-9 Хр.с.69-72 | | |
39 | Рыбы | 1 | Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. | Уч. 2ч. с. 12-14 р.т.з.9-12 Хр.с.73-76 | | |
40 | Земноводные | 1 | Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма. | Уч. 2ч. с. 15-17 р.т.з.13-16 Хр.с.77-82 | | |
41 | Пресмыкающиеся | 1 | Научиться правилам поведения со змеями. Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. | Уч. 2ч. с. 18-20 р.т.з.17-20 Хр.с.83-88 | | |
42 | Птицы | 1 | Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. | Уч. 2ч. с. 21-23 р.т.з.21-26 Хр.с.89-96 | | |
43 | Звери | 1 | Научиться определять млекопитающих среди других животных. | Уч. 2ч. с. 24-25 р.т.з.27-30 Хр.с.97-104 | | |
44 | Как животные защищаются Поверочная работа по теме « Животные» | 1 | Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. | Уч. 2ч. с. 26-28 р.т.з.31-33 Хр.с.105-110 | | |
45 | Человек и животные (5 часов) Домашние животные | 1 | Научиться раскрывать особенности домашних животных. | Уч. 2ч. с. 29-31 р.т.з.34-37 Хр.с.111-118 | | |
46 | Курс 11 Живой уголок(десятое заседание клуба) | 1 | Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. | Уч. 2ч. с. 32-34 р.т.з.38-42 | | |
47 | Значение диких животных | 1 | Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. | Уч. 2ч. с. 35-38 р.т.з.43-44 | | |
48 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. Готовимся к школьной Олимпиаде | 1 | Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. | Уч.2ч. с. 39-42 р.т.з.45-46 | | |
49 | Проверочная работа по теме «Человек и животные» Заповедники или заказники родного края | 1 | Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Научиться правилам поведения в походах. | | | |
50 | Человек разумный – часть природы (6часов) Про тебя | 1 | Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда. | Уч. 2ч. Р.т.з.47-50 с. 43-48 | | |
51 | Что умеет человек? | 1 | Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. | Уч. 2ч. с. 49-53 р.т.з.51-52 | | |
52 | Расти здоровым | 1 | Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения. | Уч.2ч. с. 54-59 р.т.з. 53-55 Хр .с.125-128 | | |
53 | Питание и здоровье | 1 | Научиться работать с дополнительными источниками знаний | Уч. 2ч. с. 60-65 р.т.з.56-59 | | |
54 | Курс 12.Готовимся к школьной Олимпиаде | 1 | Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека. | Уч. 2ч. с. 70 | | |
55 | От кого зависит твой режим дня? Проверочная работа по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | Уч.2ч. с. 66-69 Р.т.з.60-62 | | |
56 | Как уберечь себя от беды?(5часов) Чистота – залог здоровья | 1 | Научиться выполнять правила личной гигиены. | Уч.2ч. с.71-76 Р.т.з.63-65 | | |
57 | Берегись простуды! | 1 | Уч. 2ч. с. 77-79 р.т.з.66-67 | | |
58 | Твоя безопасность на улице (одиннадцатое заседание клуба) | 1 | Научиться соблюдать правила безопасности на улице. | Уч. 2ч. с. 80-85 р.т.з.68-69 Хр.с.137-145 | | |
59 | Твоя безопасность дома. Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. | Уч. 2ч. с. 86-90 Р.т.з.70-71 | | |
60 | Контрольная работа по теме«Как уберечь себя от беды?» | 1 | Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | Уч. 2ч. с. 91-92 | | |
61 | В родном краю (8 часов) Имя города, села, посёлка. | 1 | работать с различными источниками информации. | Уч. 2ч. с. 93-97 Р.т.з.72-74 Хр.с.129-130 | | |
62 | История Московского Кремля. | 1 | Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. | Уч. 2ч. с. 98-102 Р.т.з.75 Хр.с.131-136 | | |
63 | Промежуточная аттестация | | | | | |
64 | Общий дедушка | 1 | Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. Научиться приводить примеры основных государственных праздников | Уч. 2ч. с. 107-113; Р.т.з.78-81 | | |
65-66 | День Победы | 2 | Уч. 2ч. с. 110-113 | | |
67 | День Конституции России | 1 | Уч. 2ч. с. 114-117 | | |
68 | Курс 13 Экскурсия в город (двенадцатое заседание клуба) | 1 | Уч. 2ч. с. 118-122 | | |
Описание материально технического обеспечения в образовательном процессе
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник,
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник
ЭФУ
7