Пояснительная записка.
Рабочая программа для второго класса предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).
При изучении предмета «Развитие речи и окружающий природный мир»учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
1) Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы: интерес к объектам и явлениям неживой природы; представления о временах года, характерных признаках времен года.
2) Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; представления о животном и растительном мире (растения, животные).
3) Формирование элементарные представления о течении времени:умение различать части суток (день, вечер, ночь, утро).
4) Формирование представлений о человеке
Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир»
Программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов(стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарный запас учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Место учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68часов, 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».
Ценностные ориентиры содержания учебного «Развитие речи и окружающий природный мир»Систематическое и адресное психолого-педагогическое сопровождение является обязательным условием успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через формирование различных характеристик личностных и предметных компетенций.
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
1)Формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культур каждого народа.
2) Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3)Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Овладение начальными навыками адаптации.
Предметные результаты:
1) Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы.
2) Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Формирование элементарные представления о течении времени:умение различать части суток (день, вечер, ночь, утро).
4) Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Мониторинг результатов обучения проводится в конце каждого полугодия на заседании школьногопсихолого-медико-педагогического консилиума с участием всех специалистов, работающих с обучающимся.
Оценивается уровень сформированности представлений/действий по двум критериям: обучающей составляющей и практической составляющей.
Оценка достижений предметных результатов по обучающей составляющей производится путём фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:
0 – не воспроизводит при максимальном объёме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс
2 – минимальная динамика (одна операция).
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Содержание учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир»
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда.Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или Другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Сезонные изменения в природе. Признаки осени, зимы, весны, лета. Фрукты, овощи.. Школа. Мой класс. Одежда. Домашние животные. Кошка. Содержание животных в домашних условиях. Дикие животные. Волк. Птицы. Птицы в городе. Голубь. Охрана здоровья. Части тела человека. Забота о здоровье. Насекомые. Бабочка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Наименование темы | Основные виды учебной деятельности | Всего часов |
1. | Временные представления | Беседа(различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) о временах года, их названиях, о признаках времен года. Рассказ учителя о сезонных изменениях в жизни людей, птиц, животных | 24 |
2. | Животный мир | Рассматривание иллюстраций по темам. Наблюдение и сравнение дневного и ночного неба. Показ и сравнение природных ископаемых (песок, камень, глина) | 44 |
| Итого | | 68 |
Календарно-тематическое планирование «Развитие речи и окружающий природный мир»
№ | Тема урока | Дата |
1-2 | 3.1. Временные представления 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) | |
|
3-4 | 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) | |
5-6 | 3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности | |
7-8 | 3.1.4. Определение частей суток по расположению солнца | |
9-10 | 3.1.5. Узнавание (различение) дней недели | |
11-12 | 3.1.6. Представление о неделе как о последовательности 7 дней | |
13-16 | 3.1.7. Различение выходных и рабочих дней3.1.8. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности | |
17-20 | 3.1.8. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности | |
21-22 | 3.1.9. Узнавание (различение) месяцев | |
23-24 | 3.1.10. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев | |
25-28 | 3.2. Животный мир 3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | |
|
29-30 | 3.2.2. Знание основных признаков животного | |
31-32 | 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» | |
33-34 | 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» | |
35-36 | 3.2.15. Знание значения диких животных в жизни человека | |
37-40 | 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) | |
41-44 | 3.2.17. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж) | |
45-48 | 3.2.18. Установление связи строения животного с его местом обитания | |
49-52 | 3.2.19. Знание питания животных | |
53-56 | 3.2.20. Знание способов передвижения животных | |
57-60 | 3.2.21. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил) | |
61-64 | 3.2.22. Установление связи строения животного с его местом обитания | |
65-66 | 3.2.23. Знание питания животных | |
67 | 3.2.24. Знание способов передвижения животных | |
68 | 3.2.25. Знание строения птицы | |
Материально-техническое обеспечение.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, М., П, 2004 г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Учебника для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Т.В. Алышева, издательство «Просвещение» г. Москва, 2013 г.
Использование дидактического материала в виде: изображений животных, растений, грибов, фруктов, овощей , людей, объектов природы, и др.; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.