А.А. Плешаков, Окружающий мир1 класс, в 2 частях, М.: Просвещение, 2011г.
А.А. Плешаков, Окружающий мир1 класс, в 2 частях, М.: Просвещение, 2016г.
Введение (1 ч) Задавайте вопросы!
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Что такое Родина?
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.
Что мы знаем о народах России?
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Что мы знаем о Москве?
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.
Проект «Моя малая Родина»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Что у нас над головой?
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Что у нас под ногами?
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Что общего у разных растений?
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
Что растёт на подоконнике?
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.
Что растёт на клумбе?
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Что это за листья?
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
Что такое хвоинки?
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
Кто такие насекомые?
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.
Кто такие рыбы?
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Кто такие птицы?
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Кто такие звери?
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Что окружает нас дома?
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Что умеет компьютер?
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Что вокруг нас может быть опасным?
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
На что похожа наша планета?
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Экскурсии: Знакомство с растениями клумб.
Практические работы: Что общего у разных растений? Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с растениями клумб. Распознавание листьев различных деревьев. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Знакомство со строением пера птицы. Знакомство со строением шерсти зверей Сравнительное исследование сосны и ели.
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод.
Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Куда текут реки?
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
Откуда берутся снег и лёд?
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Как живут растения?
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Как живут животные?
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Как зимой помочь птицам?
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Откуда берётся и куда девается мусор?
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Откуда в снежках грязь?
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Практические работы: Опыт по загрязнению и очистке воды. Опыт по «изготовлению» морской воды. Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Сортировка мусора по характеру материала. Исследование снега на наличие загрязнений.
Презентация проекта «Моя семья».
Раздел « Где и когда?» (11 ч)
Когда учиться интересно?
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.
Проект «Мой класс и моя школа»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Когда придёт суббота?
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Где живут слоны?
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Где зимуют птицы?
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
Когда появилась одежда?
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
Когда изобрели велосипед?
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Когда мы станем взрослыми?
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Практические работы: Знакомство с глобусом, нахождение на нем Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли.
Проект: «Мой класс и моя школа».
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.
Почему Луна бывает разной?
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Почему идёт дождь и дует ветер?
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Почему звенит звонок?
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Почему радуга разноцветная?
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Зачем мы спим ночью?
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Зачем нам телефон и телевизор?
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет.
Зачем нужны автомобили?
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.
Зачем нужны поезда?
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Зачем строят корабли?
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
Зачем строят самолёты?
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Зачем люди осваивают космос?
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
Номер урока | Наименование раздела и тем | Деятельность уч-ся.(практические ,контрольные, лабораторные) | Кол-во часов | Срок проведения | примечание |
Вводный урок – 1 ч. | |
1 | Задавайте вопросы! | | | 1нед.1 чет | |
Раздел «Что и кто» - 20 ч. | | | | | 2нед.1 чет |
2 | Что такое Родина? | | 1 | 1нед.1 чет | |
3 | Что мы знаем о народах России? | | 1 | 2нед.1 чет | |
4 | Что мы знаем о Москве? | | 1 | 2нед.1 чет | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | проект | 1 | 3нед.1 чет | |
6 | Что у нас над головой? | Заочная экскурсия | 1 | 3нед.1 чет | |
7 | Что у нас под ногами? | Практическая работа | 1 | 4нед.1 чет | |
8 | Что общего у разных растений? | Практическая работа | 1 | 4нед.1 чет | |
9 | Что растёт на подоконнике? | Практическая работа | 1 | 5нед.1 чет | |
10 | Что растёт на клумбе? | Заочная экскурсия. Практическая работа | 1 | 5нед.1 чет | |
11 | Что это за листья? | Практическая работа. | 1 | 6нед.1 чет | |
12 | Что такое хвоинки? | Практическая работа | 1 | 6нед.1 чет | |
13 | Кто такие насекомые? | | 1 | 7нед.1 чет | |
14 | Кто такие рыбы? | | 1 | 7нед.1 чет | |
15 | Кто такие птицы? | Практическая работа | 1 | 8нед.1 чет | |
16 | Кто такие звери? | Практическая работа | 1 | 8нед.1 чет | |
17 | Что окружает нас дома? | | 1 | 1нед.2 чет | |
18 | Что умеет компьютер? | | 1 | 1нед.2 чет | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | | 1 | 2нед.2 чет | |
20 | На что похожа наша планета? | | 1 | 2нед.2 чет | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Проверка знаний и умений. Презентация проекта | 1 | 3нед.2 чет | |
Раздел «Как, откуда и куда?» - 12 ч. | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | | 1 | 3нед.2 чет | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Практическая работа | 1 | 4нед.2 чет | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | | 1 | 4нед.2 чет | |
25 | Как путешествует письмо? | Заочная экскурсия | 1 | 5нед.2 чет | |
26 | Куда текут реки? | Практическая работа | 1 | 5нед.2 чет | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | Практическая работа | 1 | 6нед.2 чет | |
28 | Как живут растения? | Практическая работа | 1 | 6нед.2 чет | |
29 | Как живут животные? | | 1 | 7нед.2 чет | |
30 | Как зимой помочь птицам? | Практическая работа | 1 | 7нед.2 чет | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Практическая работа | 1 | 8нед.2 чет | |
32 | Откуда в снежках грязь? | Практическая работа | 1 | 8нед.2 чет | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Проверка знаний и умений. Презентация проекта | 1 | 1нед.3 чет | |
Раздел «Где и когда?» - 11 ч. | |
34 | Когда учиться интересно? | | 1 | 1нед.3 чет | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | | 1 | 2нед.3 чет | |
36 | Когда придёт суббота? | | 1 | 2нед.3 чет | |
37 | Когда наступит лето? | | 1 | 3нед.3 чет | |
38 | Где живут белые медведи? | Практическая работа | 1 | 3нед.3 чет | |
39 | Где живут слоны? | Практическая работа | 1 | 4нед.3 чет | |
40 | Где зимуют птицы? | | 1 | 4нед.3 чет | |
41 | Когда появилась одежда? | | 1 | 5нед.3 чет | |
42 | Когда изобрели велосипед? | | 1 | 5нед.3 чет | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | | 1 | 6нед.3 чет | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Презентация проекта | 1 | 6нед.3 чет | |
Раздел « Почему и зачем?» - 22ч. | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | 1 | 7нед.3 чет | |
46 | Почему Луна бывает разной? | | 1 | 7нед.3 чет | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | | 1 | 8нед.3 чет | |
48 | Почему звенит звонок? | Практическая работа | 1 | 8нед.3 чет | |
49 | Почему радуга разноцветная? | | 1 | 9нед.3 чет | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | Практическая работа | 1 | 9нед.3 чет | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | Презентация проекта | 1 | 10нед.3 чет | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | 1 | 10нед.3 чет | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | 1 | 1нед.4 чет | |
54 | Зачем мы спим ночью? | | 1 | 1нед.4 чет | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | 1 | 2нед.4 чет | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Практическая работа | 1 | 2нед.4 чет | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | | 1 | 3нед.4 чет | |
58 | Зачем нужны автомобили? | | 1 | 3нед.4 чет | |
59 | Зачем нужны поезда? | | 1 | 4нед.4 чет | |
60 | Зачем строят корабли? | | 1 | 4нед.4 чет | |
61 | Зачем строят самолёты? | | 1 | 5нед.4 чет | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | 1 | 5нед.4 чет | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | | 1 | 6нед.4 чет | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | | 1 | 6нед.4 чет | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | 1 | 7нед.4 чет | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои дом. питомцы» | Презентация проекта | 1 | 7нед.4 чет | |
Всего уроков: в том числе практических работ, экскурсий, проектов. | 66 20 3 5 | |