СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру базовый уровень, 3 класс, УМК "Перспектива".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру базовый уровень, 3 класс, УМК "Перспектива".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15

с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


«Рассмотрено»

Руководитель МО


________

/Ахметова З.В../


Протокол № _____ от

« » августа 2020 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________

/Бахарева Е.А../


Протокол № ____ МС от« » августа

2020 года

«Утверждаю»

Директор


_________

/ Иванова Е.И. /


Приказ № 1 от

«28» августа

2020 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

базовый уровень

3в класс, базовый уровень




Аюшевой Д.Х., учителя начальных классов







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 28 » августа 2020 года





2020 – 2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

3. Программа по окружающему миру для 1 - 4 классов А.А.Плешакова, М.:Просвещение, 2012


Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329, приказ Минпросвещения России №354 от 28.12.2018):


Окружающий мир. 3 класс. В 2-х ч. А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой.- М.:Просвещение, 2012


Учебный предмет «Окружающий мир» относится к гуманитарной области учебного плана. Окружающий мир в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. Программой отводится на изучение окружающего мира 276часов, которые распределены по классам следующим образом:

Класс

Кол-во часов по учебному плану

Итого в год

Уровень изучения

1

2

33

базовый

2

2

35

базовый

3

2

35

базовый

4

2

35

базовый

итого

276



Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования

(базовый уровень)


Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорны ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета«Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общегообразования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные:

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Человек и природа

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атласов, карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска

  • познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Содержание изучения

учебного предмета «Окружающий мир»

на уровне начального общего образования (базовый уровень)


Человек и природа – 129 ч

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество – 136 ч

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни – 11 ч

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


Тематическое планирование курса окружающего мира, 1-4 классы

Тематические разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество часов по рабочей программе

1

Человек и природа

23

52

36

18

129

2

Человек и общество

34

16

34

52

130

3

Правила безопасной жизни

9

2

-

-

11

ИТОГО

66

70

70

70

276


Тематическое планирование, 3 класс


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Человек и природа - 36

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

— характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

— классифицировать тела и вещества, 

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

- наблюдать опыт с растворением вещества, 

- высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

— проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений;

-  различать тела и вещества, осуществлять самопровеку;

- моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

— анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

— исследовать с помощью опытов свойства воздуха; 

- различать цель опыта, ход опыта, вывод; 

- фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

— работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; 

— высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

— наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента;

- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

— характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;

  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка,

— характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

— наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

— выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

— характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

— работать с терминологическим словариком;

— актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

— классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

— приводить примеры животных разных групп;

  • характеризовать животных разных групп по способу размножения;

  • моделировать стадии размножения животных разных групп;

  • рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

—  характеризовать строение шляпочных грибов;

—  различатьсъедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

— актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

— характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

—  обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

—  анализировать схемы расположения органов тела человека,

- показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—  измерение роста и массы тела человека;

—  характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—  раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—  следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

—  характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—  моделировать строение дыхательной системы;

—   характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

— моделировать строение кровеносной системы;

—  обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

—  измерять пульс на запястье и подсчитыватьколичество его ударов в минуту при разной нагрузке;

Человек и общество - 34

Россия на карте, государственная граница России

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о стране;

-различать государственную символику Российской Федерации;

-описывать достопримечательности  столицы; 

-находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;

-называть народы России, обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; 

— характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

—  соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—  выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

— характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—  характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа);моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

— раскрывать роль денег в экономике;

— различать денежные единицы разных стран;

— рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

—  характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

— определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—  выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—  моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

— характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—  раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

— обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

—  приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

—  моделировать экологические прогнозы;

— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

— рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

— узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

— составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

— моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;

— показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

—  обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), 

- подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; 

-выступатьодному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

— соотносить государства и их флаги.

Правила безопасной жизни - *

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей

—  характеризовать факторы закаливания;

— формулировать правила закаливания;

— составлять памятку по закаливанию;

— составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

— актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

— характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

— моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

—  актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;

— изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения.


Итого

70

* - темы раздела ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ включены в календарно-тематическое планирование интегрировано в разделы ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Основные формы контроля и оценки: Контроль - текущий, тематический (в конце изучения темы), обобщающий. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Система оценки планируемых результатов по учебному предмету "Окружающему миру"

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.


Критериями оценивания являются

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УДОВЛ.)

2 (НЕУД.)

1. Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.


Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу не более одного недочета; логичность и полнота изложения.


Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения матери использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточное изложении материала.

Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно раскрытия вопроса.

Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


2. Динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.


Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается "5";

  • твердое знание материала в пределах программных требований - "4";

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается "3";

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой "2";

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой "1" (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается "5";

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - "4";

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - "3";

  • полное отсутствие активности - отметка «2».

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично "5";

  • 60-74% - хорошо "4»"

  • 50-59% - удовлетворительно "3";

  • менее 50% - неудовлетворительно "2".
    Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается "5";

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - "4";

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - "3";

  • полное отсутствие работы - отметка "2".


Приложение 1

Учебно – тематический план учебного предмета «Окружающий мир»,

3 класс, 2 часа в неделю, базовый уровень


№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

В том числе контрольных, практических работ

1

Радость познания

12


2

Мир как дом

24


3

Дом как мир

23


4

В поисках Всемирного наследия

11

1

Итого

70



Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающему миру»

на уровне основного общего образования(базовый уровень),

3 класс, 2 часа в неделю


п/п кол-во часов

Тема урока

Дата

проведения/ Примечание

Радость познания

план - 12 ч

факт -

1

Свет знания. Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил.



2

Как изучают окружающий мир. Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.


3

Как изучают окружающий мир (практическая работа). Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.


4

Книга – источник знаний. Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.


5

Отправимся на экскурсию. Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.


6

О чём расскажет план. План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.


7

О чем расскажет план (практическая работа). План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.


8

Планета на листе бумаги. Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.


9

Страны и народы на политической карте мира. Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры.


10

Путешествуя, познаём мир. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма.


11

Транспорт. Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях.


12

Средства информации и связи. Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира.


Мир как дом

план - 24 ч

факт

13

Мир природы в народном творчестве. Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.


14

Из чего состоит всё. Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.


15

Из чего состоит все (практическая работа). Вода – растворитель.


16

Мир небесных тел. Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела.


17

Невидимое сокровище. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.


18

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.


19

Самое главное вещество. Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.


20

Свойства воды, круговорот воды в природе (практическая работа).

Свойства воды. Круговорот воды в природе.


21

Почему вода бывает святой. Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода.


22

Природные стихии в народном творчестве. Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества.


23

Кладовые земли. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.


24

Чудо под ногами. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.


25

Как уберечь землю – нашу кормилицу. Охрана окружающей среды. Экология.


26

Мир растений. Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.


27

Плодородная земля и растения в народном творчестве. Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.


28

Мир животных. Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края.



29

Образы животных в народном творчестве. Бережное отношение к животным. Животные родного края.


30

Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания.


31

Лес – волшебный дворец. Лес – единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу.


32

Луг – царство цветов и насекомых. Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу.


33

Водоём – дом из воды. Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема.


34

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.


35

Как сохранить богатства природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.


36

Охрана природы в культуре народов России и мира. Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии.


Дом как мир

план – 23 ч

факт

37

Родной дом – уголок Отчизны. Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников.


38

Свой дом – свой простор. Трехчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.


39

В красном углу сесть – великая честь. Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.


40

Побываем в гостях. Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.


41

На свет появился – с людьми породнился. Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание.


42

Родословное древо. Способы составления родословного древа.

Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.


43

Родословное древо моей семьи. Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.


44

Муж и жена – одна душа. Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.


45

Святость отцовства и материнства. Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах.


46

Моё имя – моя честь. Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.


47

Добрые дети – дому венец. Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.


48

Детские игры – школа здоровья. Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие.


49

Строение тела человека. Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма.


50

Как работает наш организм. Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.


51

Что такое гигиена. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.


52

Наши органы чувств. Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.


53

Школа первой помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи.


54

Школа первой помощи (практическая работа). Выполнение практической работы в тетради.


55

Здоровью цены нет. Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам.


56

Дом невелик, а стоять не велит. Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края.


57

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.


58

Мудрость старости. Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.


59

Путешествие в гости к А.С. Пушкину. История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, близости интересов, продолжении доброго дела.

В поисках Всемирного наследия

план - 11 ч

факт

60

Всемирное наследие. Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.


61

Московский Кремль. Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России.


62

Озеро Байкал. Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.


63

Путешествие в Египет. Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.


64

Путешествие в Грецию. Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Греции и ее культурного наследия для всего мира.


65

Путешествие в Китай. Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.


66

Путешествие в Иерусалим. Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.


67

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации


68

Работа над ошибками. Всемирные духовные сокровища. Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.


69

Обобщение по разделу: «Альбом путешествий». Обобщение знаний детей по теме.


70

Наши проекты. Защита проектов



Приложение 2

Материалы для итоговой работы

в рамках промежуточной аттестации по окружающему миру, 3-й класс


1. Э.И.Матекина. Окружающий мир. Итоговая аттестация в начальной школе. Издательство Феникс. 2016 г.

2. Р. Мошнина. Окружающий мир. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс. Пособие для учителя. Издательство Просвещение. 2014 г.

3. М. Танько. Окружающий мир. 1-4 классы. Все комплексные тесты для начальной школы. Издательство АСТ. 2013 г. 4. О.Н. Крылова. Окружающий мир. 3 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. Издательство Экзамен. 2017 г.

5. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. М.: «Просвещение», 2018

6. Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс. А.А. Плешаков, С.АПлешаков. М.: «Просвещение», 2018